статья Особенности звукопроизношения у дошкольников со стертой дизартрией
По определению Л.С. Волковой, дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Одной из форм дизартрии является псевдобульбарная дизартрия (стертая). Данный вид дизартрии характеризуется поражением центральных двигательных кортико-бульбарных невронов. В результате чего у больного наблюдаются пирамидные спастические параличи мышц артикуляционного аппарата. Атрофии не наблюдается, но тонус мышц повышен. Глоточные и нижнечелюстные рефлексы усилены. Произвольные движения речевого аппарата и тонкие движения кончика языка вызывают большие затруднения.
В своих исследованиях Е.Ф. Архипова отмечает, что стертая дизартрия — это сложное речевое расстройство, которое характеризуется вариативностью нарушений компонентов речевой деятельности.
Л.В. Лопатина, О.Ю. Федосова, Г. В. Гуровец, С.И. Маевская в своих работах рассматривают вопросы симптоматики стертой дизартрии.
Самыми частыми у детей-дизартриков дошкольного возраста являются дефекты воспроизведения группы свистящих звуков. За ними вытекают дефекты воспроизведения шипящих звуков. В меньшей степени нарушено произносятся сонорные звуки "р" и "л". По мнению Л.В. Лопатиной, главной причиной всех нарушений произношения звуков у детей со стертой дизартрией, является соотношения артикуляторных и акустических характеристик различных групп звуков. Это подтверждается наличием у детей-дизартриков определенных нарушений процесса формирования слухового восприятия речи и фонематического слуха, в результате чего акустическая близость звуков оказывает негативное влияние на формирование и усвоение правильного произношения.
О.Ю. Федосова в своих работах отмечает, что при стертой дизартрии у больных чаще всего наблюдаются следующие типичные звуковые дефекты:
1. Переднеязычные звуки произносятся с межзубным положением языка, при этом звук[р] либо отсутствует, либо воспроизводится с горловым произношением.
2.Свистящие и шипящие звуки воспроизводятся с боковым произношением, происходит замена звука [р] на мягкий звук.
3.В результате того, что средняя часть спинки языка спастически напряжена, происходят смягчение согласных звуков.
4.Артикуляция шипящих звуков заметно упрощена, наблюдается замена свистящих звуков на шипящие.
5. Голосовое расстройство такое как озвончение звуков.
В ранних исследованиях Г.В. Гуровец и С.И. Маевской описаны симптомы голосовых расстройств у детей-дизартриков с легкой степенью стертой дизартрии: голос, хриплый, произносится назализировано, звучит тихо.
И.Б.Карелина в своей диссертационной работе на тему "Логопедическая работа с детьми с минимальными дизартрическими расстройствами", отмечает, что общим признаком для этой категории детей является полиморфное нарушение звукопроизношения. В своей работе она выделила наиболее типичные нарушения воспроизведения звуков. Для детей со стертой формой дизартрии наиболее трудными в воспроизведении оказываются твердые свистящие: [с] и [з].
Свистящие произносятся в межзубной позицией, реже встречается губно-зубная и призубная. Иногда шипящие звуки в речи заменяются на искаженные свистящие.
Среди африкатов чаще страдает звук [ц], реже африкат [ч]. Очень часто сонорный отсутствует. Звук [р] чаще всего имеет велярное произношение. Иногда он заменяется на звук [j]. Заднеязычные [г] и [к] заменяются на [т] и [д] или отсутствуют совсем.
Твердые переднеязычные [т] и [д] воспроизводятся с межзубным произношение. Чаще всего звуки [т] и [д] имеют боковое произношение.
Так же можно встретить смягченное произношение всех согласных звуков, возникающее в результате спастического напряжения средней части спинки языка. Остальные согласные звуки остаются относительно сохранными. Мягкие звуки у детей-дизартриков нарушаются реже чем твердые.
Расстройства воспроизведения звуков у детей-дизартриков стабильно и зависит в основном от положения звука в слове. Наибольшие трудности вызывает положение звука в середине слова и в безударном слоге. Сложными для детей являются слова со стечением согласных. В результате сложностей, которые возникают при кинетической диспраксии, встречаются случаи расстройства слоговой структуры слова.
Таким образом, стертая форма дизартрии является сложным и распространенным в дошкольном возрасте речевым расстройством, которое проявляется в расстройствах фонетического и просодического компонентов речи. Проблемами выявления особенностей произносительной стороны при стертой дизартрии занимались многие ученные, такие как О.Ю.Федосова, В.Л Лопатина и другие.
Список литературы:
- Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия у детей: учеб. пособие для студентов вузов. - М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2010.
- Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. Логопедия: Учебн. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учебн. заведений /3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012.
- Карелина И.Б. Логопедическая работа с детьми минимальными дизартрическими расстройствами: Дис. канд.пед наук: 13.00.03: Москва,2000 172 с. РГБ ОД, 61:00-13/399-1 Диссертационная работа.
- Лопатина, Л.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии [Текст]: учебное пособие / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. - С-Пб.: Образование, 1994. - 94 с.
- Федосова, О.Ю. Особенности звукопроизношения детей с легкой степенью дизартрии [Текст] / О.Ю.Федосова // Логопед в детском саду. - 2005. - №2. - 36-41с.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Петровская О. А. Особенности звукопроизношения у дошкольников со стертой дизартрией // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/108836-nauchnaya-statya-osobennosti-zvukoproiznosheniya-u-doshkolnikov-so-stertoj-dizartriej (дата обращения: 23.12.2024)- Компьютерные технологии в дистанционном обучении
- Развитие вычислительных навыков на уроках математики в начальной школе
- Семиосфера как пространство реализации художественного дискурса. Аттракторы
- Толерантность к алкоголю
- НА ЗАЩИТЕ ОТЕЧЕСТВА
- Особенности развития познавательной деятельности у обучающихся с ОВЗ
- Обучение с увлечением-современная концепция образования
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 4930 пользователей.
Отзывы