статья Система работы с одаренными детьми. Из опыта работы
Тема: «Система работы с одаренными детьми»
(из опыта работы)
«Одарённый человек, словно яркая звёздочка на небосклоне, требующая к себе особого внимания. Необходимо заботиться о нём, чтобы он превратился в красивую, полную сил звезду».
В. А. Сухомлинский.
В Федеральном государственном образовательном стандарте акцентируется работа с одарёнными детьми в школе. И одним из направлений реализации национальной образовательной инициативы является система поддержки талантливых детей. В ФГОС прописан социальный заказ общества, ориентированный на творческую, активную личность, способную проявить себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях. Это находит отражение в создании новых условий обучения школьников, направленных на оптимальное развитие одаренных детей (включая детей, чья одаренность на настоящий момент, может быть, еще не проявилась), а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.
За время своей работы с детьми я пришла к выводу, что наибольшей эффективности в развитии ребенка можно достичь, работая по определённой программе. Я назвала её «Созвездие». Почему именно так?
В «Словаре русского языка» В.И.Даля даётся такое значение этого слова: созвездие – (переносн.) – стайка звезд, произвольно собранных под одно общее название. Вот и мои ученики – это маленькие звездочки, которые возможно в будущем станут целым созвездием, которым я буду гордиться.
Цель: создание условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков одарённых детей в начальной школе.
Одарённые дети имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью, имеют высокий уровень интеллекта, у них развитая речь, большой словарный запас, стремление к лидерству, повышенные требования к себе и окружающим, стремление к совершенству во всём. Способные, а тем более одаренные дети быстро схватывают объяснения, легко овладевают материалом, коммуникативными умениями, им необходим высокий темп продвижения, сложность и оригинальность заданий, отвечающих особенностям их познавательной деятельности.
В моем классе одновременно учатся дети с разным уровнем интеллектуального развития и разным уровнем готовности к обучению. Есть, конечно, и одарённые дети. Поэтому передо мной появилась проблема создания таких условий, которые будут обеспечивать выявление и развитие одарённых детей, реализацию их потенциальных возможностей. Я должна дать каждому ребёнку возможность получить такие знания, которые позволят ему достигнуть максимально возможного для него уровня развития.
Я строю свой учебно-воспитательный процесс так, чтобы любые индивидуальные особенности детей поддерживались, развивались и реализовывались.
Я задавала себе вопросы — как оживить урок, поддержать интерес к предмету. Эти вопросы волнуют меня и сейчас, поэтому и передо мной встала задача изучить опыт передовых учителей и проанализировать формы и методы, используемые мною для работы с одаренными детьми.
В качестве основных направлений работы я стараюсь урочную и внеурочную работу строить таким образом, чтобы ребёнок мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности и направить на развитие творческих и познавательных способностей учащихся.
Провожу:
конкурсы,
викторины,
интеллектуальные игры,
соревнования,
«мозговые штурмы»,
«блиц-турниры»,
использую логически-поисковые задания, нестандартные задачи, где каждый может проявить свои способности,
совершенствую групповые формы работы, ученики начинают проявлять самостоятельность и творчество при выполнении заданий.
В учебной работе использую словари, детские энциклопедии, справочники, Интернет.
Очень важны для развития одаренности участие школьников в предметных олимпиадах. Не секрет, что победа в олимпиаде – это и есть высший показатель детской одаренности. Мои ученики участвуют практически во всех олимпиадах, которые проводит Республиканский олимпиадный центр.
Также очень активная и плодотворная работа ведется на образовательном портале Учи ру.
Учи ру – это российская онлайн-платформа, где учащиеся из всех регионов России изучают школьные предметы в интерактивной форме. Здесь же ученики проверяют свои знания, участвуя в российских и международных олимпиадах. Здесь мои ученики также становятся победителями и призерами олимпиад.
Одно из направлений внеурочной деятельности, по которой я работаю в классе «Проектная деятельность». Каждый ученик в течение года становится участником или создателем одного из проектов. Широкое использование гласности, систематическое коллективное обсуждение результатов работы позволяет каждому видеть свои успехи и недостатки, сравнивать с результатами одноклассников, что формирует у ребят адекватную самооценку и способность самоконтролю и самоанализу.
Работать над проектами мои ученики начинают в 1 классе в группах. Темы проектов были самые разнообразные.
В этом учебном году мы приступили к индивидуальным проектам. Ученикам было предложено темы проектов по выбору: об истории родного края, об истории своей семьи, составление родословного древа. Защита проектов планируется провести во 2ой половине мая.
Особое внимание уделяю научно-исследовательской деятельности учащихся, которая способствует формированию сознания, самосознания и индивидуальности человека, а также формированию мотивации к получению новых знаний, приобретают бесценный опыт творческого и социального взаимодействия.
Принимая участие в научно-практических конференциях, учащиеся имеют возможность проявить не только свои интеллектуальные способности, но и умение грамотно представить свою работу, выступать перед аудиторией, отстаивать свою точку зрения.
В этом учебном году большинство детей моего класса посещали школьный кружок «В мире книг».
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе формирования читательской компетенции.
Формирование читательской компетентности у детей младших классов является, на мой взгляд, одним из слагающих дальнейшей продуктивной учебной деятельности в старших классах.
Развитию читательского кругозора младших школьников и умения выбирать книги самостоятельно способствует посещение библиотеки. В начальных классах мои ученики являются активными читателями школьной и районной библиотек, библиотечных часов и книжных выставок, ведение культурных дневников.
Участие детей в различных конкурсах, творческих работах дает им возможность реализовывать свои таланты.
Работа с одарёнными детьми это огромный труд, который, конечно, приносит хорошие результаты:
- Высокий показатель качества знаний учащихся по предметам. (Качество -100%, успеваемость - 77%)
- Развитие коммуникативных способностей учащихся.
- Умение работать в парах и группах.
- Умение решать нестандартные задания, задания повышенной трудности.
-Учащиеся являются победителями и призерами олимпиад, интеллектуальных конкурсов, творческих проектов, акций, конкурсов, проектных и исследовательских работ на муниципальном и республиканских уровнях.
- 100 % занятость учащихся в кружках и секциях.
Современный мир меняется очень быстро и педагог должен меняться вместе с миром. Чтобы соответствовать этим изменениям, надо стать успешным учителем. Только успешный учитель может вырастить успешного ученика. Качественно учить других можно лишь тогда, когда ты сам продолжаешь непрерывно развиваться. Настоящий учитель всегда сам остается учеником. Только тогда у него будет вдохновение, чтобы двигаться вперед. Ведь работать в наше время с детьми очень сложно. Знания современных педагогических технологий, методик и приемов здесь недостаточно, нужно очень и очень любить детей!
Я предоставила вам лишь маленькую часть огромной деятельности учителя, классного руководителя по выявлению, поддержке и развитию одарённости. Подытожить свою работу хочу словами Василия Александровича Сухомлинского:
«Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе особого внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Суркова Л. Н. Система работы с одаренными детьми. Из опыта работы // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/110547-sistema-raboty-s-odarennymi-detmi-iz-opyta-raboty (дата обращения: 23.11.2024)- Современные проблемы при отборе детей в спортивном плавании
- Развитие навыков социально-бытовой адаптации у детей с ОВЗ
- Методы и формы работы с одаренными детьми
- Психологические особенности студенческого возраста
- Технологии критического мышления
- Интеграция урока физической культуры и математики
- Инклюзивная практика как инновационная педагогическая деятельность в ДОУ
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 2777 пользователей.
Отзывы