статья Самостоятельная работа студентов 1 курса колледжа как средство формирования творческого мышления
На П семестр 2022-2023 уч.года мной были поставлены следующие задачи:
1) обосновать наиболее важные качества творческого мышления студентов 1 курса,
2) сконструировать содержание, создать условия организации занятий по литературе и русскому языку с выявлением влияния активных форм работы на активность познавательной деятельности студентов.
Рассмотрим результаты достижения вышеназванных задач на определенном этапе обучения в соответствии с рабочими программами по русскому языку (специальности 44.02.01, 49.02.01, 51.02.02, 54.02.02). Мои наблюдения за самостоятельной работой студентов в русле изучения их творческого мышления проводились в период с января по март 2023 года (3 месяца П семестра).
- Мониторинг обеспечения усвоения (повторения, закрепления) понятия, правил.
Анализ единства содержания и формы творческих работ по русскому языку позволяет сделать выводы о грамотной письменной речи студентов (учитывается соотношение допущенных орфографических, пунктуационных, грамматических, логических и речевых ошибок).
Для написания заметки в новостную ленту сайта либо в газету предложена памятка для работы «Требования к информационной заметке».
Раскрытие темы:
Автор заметки должен продемонстрировать понимание главного события.
Новость должна отвечать на главные вопросы: кто? , что? , когда? , где? , почему? , как?
Информация о самом главном должна быть помещена в самом начале – в заголовке и лиде. Изучив заголовок, читатели должны понять, в чем заключается событие.
Лид – первый абзац после заголовка, отвечающий на обозначенные выше вопросы.
Содержание новости.
Яркость и богатство языка: свобода от канцеляризмов, речевых штампов и клише.
Критерии оценки заметки
- близость информации, ее темы к аудитории. Это подразумевает, что информация должна иметь непосредственное отношение к аудитории, быть ей понятной, привлекать внимание узнаваемыми фактами и обстоятельствами,
- узнаваемость объекта, что подразумевает наличие в информации узнаваемого аудиторией события, лица, места и т. д.,
- своевременность, актуальность, т. е. факт в сообщении должен быть интересен именно в этот момент, иметь отношение к сиюминутной, наиболее актуальной проблеме,
- необычность, когда даже известные факты в необычной трактовке приобретают особое, новое звучание, когда происходит нестандартное изменение привычной ситуации,
- персонификация, т. е. ассоциация какого-либо события с определенным лицом. Персонификация позволяет подать информацию с точки зрения одного из участников, имеет личностный характер или привлекает внимание известной персоной.
Приведу пример информационной заметки студентки К.Ю.:
Татьянин день захватил СОПК
25 января 2023 года отмечается Татьянин День. В этот праздник преподавателей заменили студенты П, Ш курсов.
Преподаватели получили возможность вернуться в студенчество и посидеть за партами, а студенты - занять их место и постоять у доски.
«Индивидуальность и своеобразие» - стратегия молодого педагога. Пары проходили интересно и захватывающе. Все были в восторге!
С Днем российского студенчества! Желаем всем преподавателям успехов в педагогической деятельности!
- Мониторинг формирования умений отвечать по плану (письменно).
Цель: проверить и углубить знания студентов по теме «Деловое письмо».
Задание: Изучите материал по теме и образцы деловых писем (размещено студентам в файлах Word). Оформите письмо – предложение о сотрудничестве.
Получатель письма ООО «_______» в лице директора Голубева Василия Сергеевича.
Критерии оценивания:
Правильное содержание документов (в соответствии с видом документа и заданием):
5 баллов (полностью соответствует);
4 балла (незначительные отклонения от заявленных требований);
3 балла (выполнено, но не соответствует заявленным требованиям);
Отсутствуют орфографические и синтаксические ошибки – 5 баллов.
Максимальное количество баллов – 10.
Перевод баллов в оценку по пятибалльной шкале:
«5» - 10 баллов;
«4» - 9 - 8 баллов;
«3» - 7 - 6 баллов;
5 и менее баллов – работа не зачтена и требует полной переработки.
Приведу пример самостоятельной работы студентки Д.Д.:
Директору ООО «Ивент-ком»
Голубеву В.С.
(АДРЕС)
Предложение о сотрудничестве
Уважаемый Василий Сергеевич!
Наша компания ООО "BeHappy" занимается организацией праздников с 2005 года. За это время мы провели более 1000 мероприятий.
8 марта 2023 года мы планируем провести масштабное мероприятие, посвящённое Международному Женскому Дню. Нам требуются хорошие ведущие и оформители из Вашей компании.
Сотрудничая с нами, вы расширите свою клиентскую базу. Ваши сотрудники обучатся новым технологиям проведения мероприятий. Мы заинтересованы во взаимовыгодном партнерстве.
Надеюсь на Ваш положительный ответ в ближайшее время. Если возникнут вопросы, буду рада ответить на них.
С уважением,
Директор ООО "BeHappy" подпись С.А. Хомутова
За период с января по март 2023 года по сравнению с 1 семестром 2022 года хочу отметить положительную динамику познавательной самостоятельности студентов, которая проявляется в творческом мышлении и поиске путей устранения допущенных ошибок.
С психолого-педагогической точки зрения в каждой группе 1 курса во П семестре 2023 года я продолжила выявлять студентов-«огоньков», «интересующихся», «запинающихся», «ускользающих», «несобранных», «присутствующих».
- Мониторинг самоопределения по отношению к различным проблемам, поиск своей доказанной и осмысленной позиции.
По предложенному плану студенты писали рецензии на литературные произведения:
1) Краткая характеристика творчества писателя в связи с данным произведением.
2) Смысл названия.
3) Краткая информация о содержании.
4) Критическая оценка произведения:
- особенности композиции,
- мастерство автора в изображении героев,
- индивидуальный стиль писателя.
5) Основная мысль рецензии.
6) Актуальность тематики произведения.
Приведу пример самостоятельной работы студентки Р.К.:
Рецензия на пьесу А.Чехова “Вишнёвый сад”
Пьеса Чехова “Вишневый сад” – это последнее драматическое произведение писателя, преисполненное печали об уходящей эпохе русского дворянства.
Смысл названия "Вишневый сад" имеет довольно простое значение. Вишневый сад – это всего лишь участок земли, засаженный деревьями, способный приносить доход, а говоря «вишнёвый сад» сразу появляется какое-то необъяснимое чувство нежности и домашнего уюта, связующее звено поколений.Именно вишневый сад становится одним из центральныхдействующих персонажей.
Имение разорённой вдовы, о котором она не следила и бросила его, уехав в Париж, выставили на торги. Вдова ранее бросив и детей, жила ни в чем себе не отказывая с любовником. После вернувшись из Парижа ,купец посоветовал ей вырубить сад и сдать землю в аренду. Она была против так как, без сада она не видит свою жизнь. Тогда купец выкупил имение и сам реализовал свой план.
Особенности композиции: данная пьеса А.Чехова отличается от привычных драматических произведений. Она лишена «эффектных» сцен .
Главное событие — продажа имения с вишневым садом — совершается не на глазах зрителей, а за сценой.
Композиция кольцевая — пьеса начинается приездом Раневской из Парижа и заканчивается её отъездом в Париж.
Мастерство автора в изображение героев состоит в том, что Чехов отказывался от прямолинейной характеристики: злодей или ангел, герои его произведений не были так резко противопоставлены друг другу, как этого хотели некоторые критики и литературоведы. Чехов стремится дать представление о внутренней сложности человеческого характера, возможности для него и взлетов, и падений.
На примере моей рецензии я хотела бы подчеркнуть актуальность данного произведения. Чтобы люди вновь задумались над проблемами, поставленными Чеховым, и прочитали данную пьесу.
Актуальной является тема гибели красоты в жизни людей, уничтожение культуры, символично изображенной в образе вишневого сада. Сейчас люди не ценят того, что у них есть, пока не поймут, что у них это могут навсегда забрать.
- Мониторинг развития речи при создании текста - описание.
Студентам было предложено описать фотографию (самостоятельно выбранную) по памятке:
Передо мной интересная фотография.
На ней изображен(а)…………..
Давайте рассмотрим изображение внимательнее.
Перед нами (школьный двор, зал музея, комната и т.д.). Если это улица, описать погоду На снимке запечатлен (какой, какое) день, утро….+ подробности (светит яркое солнце, на небе облака и т.д.)
На переднем плане мы видим….
Они (описать внешний вид, одежду, чем заняты).
Их лица (его лицо, ее лицо) … (радостны, печальны, сосредоточенны), потому что …
На заднем плане мы видим (назвать, кто, что на дальнем плане)
Я думаю (мне кажется), что…. (сделать вывод о том, что на заднем плане или о снимке в целом).
Мне понравилась эта фотография, потому что она четко передает чувства и эмоции присутствующих (присутствующего) на ней.
Приведу пример самостоятельной работы студентки М.А.:
Описание фотографии.
Передо мной интересная фотография. На ней изображена женщина на фоне природы.
Давайте рассмотрим изображение внимательнее. Перед нами хвойный лес с тропинкой. Видно, что уже день либо очень солнечное утро. Не идёт дождь, не дует сильный ветер. На снимке не видно неба, но думаю, что и оно поражает своим невиданным спокойствием.
На переднем плане стоит невероятной красоты женщина с лисой на руках. Она невозмутима, держит хищного зверя. Её лицо выражает абсолютную серьёзность. На ней надето прекрасное платье изумрудного цвета с орнаментом. От пояса идёт разрез, в котором видна рыжая нижняя юбка. Цвета одежды модели почти сливаются с лесным фоном. Мех лисицы такого же цвета, как и нижняя юбка ее платья.
Лисица в руках женщины невозмутима: она смотрит в ту же сторону, что и дама. Животное испытывает чувство спокойствия, так как знает, что не дадут в обиду.
Думаю, что автор фотографии хотел «сделать» не только красивую картинку, но и показать гармонию человека и природы. Также фотограф не забыл о прекрасном сочетании палитры цветов. Важную роль на фото играет освещение: оно выделяет фигуру и лицо женщины, придавая четкость её образу.
Фотография поразила меня своей красотой, атмосферой, чувством защищённости и спокойствия, которые умело передал фотограф.
Вывод: на примере четырех самостоятельных работ хотела высказать мнение, что письменные задания (с использованием различных памяток) развивают творческое мышление студентов 1 курса. В начале 2022-2023 уч.года написание подобных работ по ряду причин не представлялось возможным, а во П семестре потенциал возрос.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Уймина И. Г. Самостоятельная работа студентов 1 курса колледжа как средство формирования творческого мышления // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/112613-samostoyatelnaya-rabota-studentov-1-kursa-kolledzha-kak-sredstvo-formirovaniya-tvorcheskogo-myshleniya-na-primere-prepodavaniya-literatury-i-russkogo-yazyka (дата обращения: 22.12.2024)- Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира
- ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ. КУЛЬТУРА КАК СРЕДСТВО ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ МОЛОДЁЖИ
- Влияет ли современный мир на белок в жизни человека
- Уроки экологии для детей с ОВЗ
- Организация вокально-хоровой работы на уроках музыки
- Воспитание подрастающего поколения как ответ на вызовы современного мира
- Особенности изобразительной деятельности детей с ЗПР
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 9968 пользователей.
Отзывы