Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

статья Самостоятельная работа студентов 1 курса колледжа как средство формирования творческого мышления

На П семестр 2022-2023 уч.года мной были поставлены следующие задачи:

1) обосновать наиболее важные качества творческого мышления студентов 1 курса,

2) сконструировать содержание, создать условия организации занятий по литературе и русскому языку с выявлением влияния активных форм работы на активность познавательной деятельности студентов.

Рассмотрим результаты достижения вышеназванных задач на определенном этапе обучения в соответствии с рабочими программами по русскому языку (специальности 44.02.01, 49.02.01, 51.02.02, 54.02.02). Мои наблюдения за самостоятельной работой студентов в русле изучения их творческого мышления проводились в период с января по март 2023 года (3 месяца П семестра).

  1. Мониторинг обеспечения усвоения (повторения, закрепления) понятия, правил.

Анализ единства содержания и формы творческих работ по русскому языку позволяет сделать выводы о грамотной письменной речи студентов (учитывается соотношение допущенных орфографических, пунктуационных, грамматических, логических и речевых ошибок).

Для написания заметки в новостную ленту сайта либо в газету предложена памятка для работы «Требования к информационной заметке».

Раскрытие темы:

Автор заметки должен продемонстрировать понимание главного события.

Новость должна отвечать на главные вопросы: кто? , что? , когда? , где? , почему? , как?

Информация о самом главном должна быть помещена в самом начале – в заголовке и лиде. Изучив заголовок, читатели должны понять, в чем заключается событие.

Лид – первый абзац после заголовка, отвечающий на обозначенные выше вопросы.

Содержание новости.

Яркость и богатство языка: свобода от канцеляризмов, речевых штампов и клише.

Критерии оценки заметки

- близость информации, ее темы к аудитории. Это подразумевает, что информация должна иметь непосредственное отношение к аудитории, быть ей понятной, привлекать внимание узнаваемыми фактами и обстоятельствами,

- узнаваемость объекта, что подразумевает наличие в информации узнаваемого аудиторией события, лица, места и т. д.,

- своевременность, актуальность, т. е. факт в сообщении должен быть интересен именно в этот момент, иметь отношение к сиюминутной, наиболее актуальной проблеме,

- необычность, когда даже известные факты в необычной трактовке приобретают особое, новое звучание, когда происходит нестандартное изменение привычной ситуации,

- персонификация, т. е. ассоциация какого-либо события с определенным лицом. Персонификация позволяет подать информацию с точки зрения одного из участников, имеет личностный характер или привлекает внимание известной персоной.

Приведу пример информационной заметки студентки К.Ю.:

Татьянин день захватил СОПК

25 января 2023 года отмечается Татьянин День. В этот праздник преподавателей заменили студенты П, Ш курсов.

Преподаватели получили возможность вернуться в студенчество и посидеть за партами, а студенты - занять их место и постоять у доски.

«Индивидуальность и своеобразие» - стратегия молодого педагога. Пары проходили интересно и захватывающе. Все были в восторге!

С Днем российского студенчества! Желаем всем преподавателям успехов в педагогической деятельности!

  1. Мониторинг формирования умений отвечать по плану (письменно).

Цель: проверить и углубить знания студентов по теме «Деловое письмо».

Задание: Изучите материал по теме и образцы деловых писем (размещено студентам в файлах Word). Оформите письмо – предложение о сотрудничестве.

Получатель письма ООО «_______» в лице директора Голубева Василия Сергеевича.

Критерии оценивания:

Правильное содержание документов (в соответствии с видом документа и заданием):

5 баллов (полностью соответствует);

4 балла (незначительные отклонения от заявленных требований);

3 балла (выполнено, но не соответствует заявленным требованиям);

Отсутствуют орфографические и синтаксические ошибки – 5 баллов.

Максимальное количество баллов – 10.

Перевод баллов в оценку по пятибалльной шкале:

«5» - 10  баллов;

«4» - 9 - 8 баллов;

«3» - 7 - 6 баллов;

5 и менее баллов – работа не зачтена и требует полной переработки.

Приведу пример самостоятельной работы студентки Д.Д.:

Директору ООО «Ивент-ком»

Голубеву В.С.

(АДРЕС)

Предложение о сотрудничестве

Уважаемый Василий Сергеевич!

Наша компания ООО "BeHappy" занимается организацией праздников с 2005 года. За это время мы провели более 1000 мероприятий.

8 марта 2023 года мы планируем провести масштабное мероприятие, посвящённое Международному Женскому Дню. Нам требуются хорошие ведущие и оформители из Вашей компании.

Сотрудничая с нами, вы расширите свою клиентскую базу. Ваши сотрудники обучатся новым технологиям проведения мероприятий. Мы заинтересованы во взаимовыгодном партнерстве.

Надеюсь на Ваш положительный ответ в ближайшее время. Если возникнут вопросы, буду рада ответить на них.

С уважением,

Директор ООО "BeHappy"              подпись                                              С.А. Хомутова

      За период с января по март 2023 года по сравнению с 1 семестром 2022 года хочу отметить положительную динамику познавательной самостоятельности студентов, которая проявляется в творческом мышлении и поиске путей устранения допущенных ошибок.

      С психолого-педагогической точки зрения в каждой группе 1 курса во П семестре 2023 года я продолжила выявлять студентов-«огоньков», «интересующихся», «запинающихся», «ускользающих», «несобранных», «присутствующих».

  1. Мониторинг самоопределения по отношению к различным проблемам, поиск своей доказанной и осмысленной позиции.

По предложенному плану студенты писали рецензии на литературные произведения:

1) Краткая характеристика творчества писателя в связи с данным произведением.

2) Смысл названия.

3) Краткая информация о содержании.

4) Критическая оценка произведения:

- особенности композиции,

- мастерство автора в изображении героев,

- индивидуальный стиль писателя.

5) Основная мысль рецензии.

6) Актуальность тематики произведения.

Приведу пример самостоятельной работы студентки Р.К.:

Рецензия на пьесу А.Чехова “Вишнёвый сад”

Пьеса Чехова “Вишневый сад” – это последнее драматическое произведение писателя, преисполненное печали об уходящей эпохе русского дворянства.

Смысл названия "Вишневый сад" имеет довольно простое значение. Вишневый сад – это всего лишь участок земли, засаженный деревьями, способный приносить доход, а говоря «вишнёвый сад» сразу появляется какое-то необъяснимое чувство нежности и домашнего уюта, связующее звено поколений.Именно вишневый сад становится одним из центральныхдействующих персонажей.

Имение разорённой вдовы, о котором она не следила и бросила его, уехав в Париж, выставили на торги. Вдова ранее бросив и детей, жила ни в чем себе не отказывая с любовником. После вернувшись из Парижа ,купец посоветовал ей вырубить сад и сдать землю в аренду. Она была против так как, без сада она не видит свою жизнь. Тогда купец выкупил имение и сам реализовал свой план.

Особенности композиции: данная пьеса А.Чехова отличается от привычных драматических произведений. Она лишена «эффектных» сцен .

Главное событие — продажа имения с вишневым садом — совершается не на глазах зрителей, а за сценой.

Композиция кольцевая — пьеса начинается приездом Раневской из Парижа и заканчивается её отъездом в Париж.

Мастерство автора в изображение героев состоит в том, что Чехов отказывался от прямолинейной характеристики: злодей или ангел, герои его произведений не были так резко противопоставлены друг другу, как этого хотели некоторые критики и литературоведы. Чехов стремится дать представление о внутренней сложности человеческого характера, возможности для него и взлетов, и падений.

На примере моей рецензии я хотела бы подчеркнуть актуальность данного произведения. Чтобы люди вновь задумались над проблемами, поставленными Чеховым, и прочитали данную пьесу.

Актуальной является тема гибели красоты в жизни людей, уничтожение культуры, символично изображенной в образе вишневого сада. Сейчас люди не ценят того, что у них есть, пока не поймут, что у них это могут навсегда забрать.

  1. Мониторинг развития речи при создании текста - описание.

Студентам было предложено описать фотографию (самостоятельно выбранную) по памятке:

Передо мной интересная фотография.

На ней изображен(а)…………..

Давайте рассмотрим изображение внимательнее.

Перед нами (школьный двор, зал музея, комната и т.д.). Если это улица, описать погоду На снимке запечатлен (какой, какое) день, утро….+ подробности (светит яркое солнце, на небе облака и т.д.)

На переднем плане мы видим….

Они (описать внешний вид, одежду, чем заняты).

Их лица (его лицо, ее лицо) … (радостны, печальны, сосредоточенны), потому что …

На заднем плане мы видим (назвать, кто, что на дальнем плане)

Я думаю (мне кажется), что…. (сделать вывод о том, что на заднем плане или о снимке в целом).

Мне понравилась эта фотография, потому что она четко передает чувства и эмоции присутствующих (присутствующего) на ней.

Приведу пример самостоятельной работы студентки М.А.:

Описание фотографии.

Передо мной интересная фотография. На ней изображена женщина на фоне природы.

Давайте рассмотрим изображение внимательнее. Перед нами хвойный лес с тропинкой. Видно, что уже день либо очень солнечное утро. Не идёт дождь, не дует сильный ветер. На снимке не видно неба, но думаю, что и оно поражает своим невиданным спокойствием.

На переднем плане стоит невероятной красоты женщина с лисой на руках. Она невозмутима, держит хищного зверя. Её лицо выражает абсолютную серьёзность. На ней надето прекрасное платье изумрудного цвета с орнаментом. От пояса идёт разрез, в котором видна рыжая нижняя юбка. Цвета одежды модели почти сливаются с лесным фоном. Мех лисицы такого же цвета, как и нижняя юбка ее платья.

Лисица в руках женщины невозмутима: она смотрит в ту же сторону, что и дама. Животное испытывает чувство спокойствия, так как знает, что не дадут в обиду.

Думаю, что автор фотографии хотел «сделать» не только красивую картинку, но и показать гармонию человека и природы. Также фотограф не забыл о прекрасном сочетании палитры цветов. Важную роль на фото играет освещение: оно выделяет фигуру и лицо женщины, придавая четкость её образу.

Фотография поразила меня своей красотой, атмосферой, чувством защищённости и спокойствия, которые умело передал фотограф.

Вывод: на примере четырех самостоятельных работ хотела высказать мнение, что письменные задания (с использованием различных памяток) развивают творческое мышление студентов 1 курса. В начале 2022-2023 уч.года написание подобных работ по ряду причин не представлялось возможным, а во П семестре потенциал возрос.

Раздел: Статьи на образовательную тематику
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать статью (224.84 kB)
Автор:
преподаватель СОПК г.Екатеринбург
Дата публикации: 06.04.2023
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Уймина И. Г. Самостоятельная работа студентов 1 курса колледжа как средство формирования творческого мышления // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/112613-samostoyatelnaya-rabota-studentov-1-kursa-kolledzha-kak-sredstvo-formirovaniya-tvorcheskogo-myshleniya-na-primere-prepodavaniya-literatury-i-russkogo-yazyka (дата обращения: 21.11.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию