статья Наставничество на занятиях информатики и ИТПД
Помогать людям справляться с их трудностями можно разными способами, наставничество — один из них. Мой опыт преподавания показывает, что поступающие имеют достаточно слабую подготовку по информатике и информационным технологиям, что связано с рядом объективных причин: информатика как наука имеет гораздо более высокие темпы роста по сравнению с другими отраслями человеческой деятельности, абитуриенты изучали школьный курс информатики в основном теоретически с минимальным количеством практических занятий.
Кроме того, наблюдаются некоторые специфические особенности обучения информатике студентов профессиональных образовательных организаций. Это - принципиально отличающийся начальный уровень подготовки студентов по информатике, различные профильные направления подготовки студентов в рамках одного учреждения среднего профессионального образования. Приходится обращать внимание не только на уровень усвоения изучаемого материала, но и на особенности его восприятия, организации обучения (лекции, практические занятия), а также возрастные и психо-физиологические особенности каждого студента. В одной группе могут оказаться студенты с разницей в возрасте в 2-3 года. С учетом этого иногда приходится существенно варьировать виды деятельности и формы предоставления материала для каждого обучаемого.
Перечисленные факторы сильно влияют на уровень и качество знаний по информатике и ИТПД, а также снижают учебную мотивацию.
Современные обучающиеся иначе воспринимают, иначе учатся, чем прежние поколения и видимо, будут иначе работать. Речь не об отдельных неуспевающих. Сегодняшние подростки меньше читают и часто не понимают смысл прочитанного. Учебный материал многие заучивают наизусть, а пересказ – изложение чужих мыслей своими словами - для них крайне труден. Современные подростки хуже работают с информацией.
Возникает вопрос – как научить студентов самостоятельно мыслить, привлекать знания из разных областей для решения конкретной задачи, развить способность прогнозировать результаты. В этом мне на уроках информатики помогают современные образовательные технологии, которые взаимосвязаны и составляют определенную дидактическую систему.
Проведение уроков с использованием информационных технологий – это большой стимул в обучении. На таких уроках активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Так использование презентаций обеспечивает наглядность, визуальное представление определений. Такие занятия преследуют общую цель - поднять интерес обучающихся к учебе и, тем самым, повысить мотивацию обучения. И здесь как раз используется одна из форм наставничества «преподаватель»-«студент»
Каждому преподавателю известна такая ситуация: студент может учиться, но ленив, ко всему относится спустя рукава. Мотивы возможного применения знаний в будущем недостаточно сильны в борьбе с каждодневными трудностями обучения. Отсюда вытекает проблема важности развития мотивов на каждом уроке.
Для обучающихся - это возможность развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, самостоятельность и совсем другое отношение к труду. Для преподавателя это возможность лучше узнать и понять обучающихся, оценить их индивидуальные особенности, это возможность для самореализации, творческого подхода к работе осуществлением собственных идей. Уже в конце сентября, в каждой группе студентов появляются успевающие (активные) студенты, середнячки и неуспевающие. Как раз активные студенты выступают в роли наставников так называемых неуспевающих. Наставник-студент и наставляемый сидят рядом, но работы каждый из них выполняют индивидуально. Наставник-студент смотрит за выполнением заданий своего подопечного, если это необходимо корректирует, объясняет, но не выполняет за него работу. Таким образом, идет развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Повышается мотивация к обучению.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Самохвалова А. В. Наставничество на занятиях информатики и ИТПД // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/113248-nastavnichestvo-na-zanyatiyakh-informatiki-i-itpd (дата обращения: 23.12.2024)- Особенности работы с учащимися с расстройствами аутистического спектра
- Морально-нравственные ценности в контексте православных заповедей
- ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
- Преподавание в школах в условиях реализации ФГОС с использованием возможностей электронно-образовательного комплекса Живой урок
- Сетевое взаимодействие образовательных учреждений
- Использование проектной технологии на уроках математики
- ВЗГЛЯДЫ МУСУЛЬМАН НА СОВРЕМЕННОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ