статья ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА ДОУ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС
С 01 января 2014г. вступил в силу приказ Минобрнауки №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (далее – ФГОС ДО) .
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию: к структуре программы и ее объему, условиям реализации и результатам освоения программы.
В данном документе определены также и требования к педагогам. Вот некоторые из них:
- Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста;
- Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения [1]
Во ФГОСах главное - не результат, а условия. Условия - это социальная ситуация развития ребенка. А так как мы живем в веке новых технологий, когда компьютер прочно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей, вопрос об использовании информационно - коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе в рамках введения ФГОС является очень актуальным.
ИКТ – это процессы, использующие совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи информации для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления [6].
Опираясь на исследования ученых (работы Л.Н.Горбунова, М.А.Горюновой, А.А.Елизарова, М.Б.Лебедевой, А.М.Семибратова, О.Н.Шиловой и пр.), можно сделать вывод о том, что наряду с находящимися на поверхности возможностями, которыми обладают ИКТ, есть ряд скрытых преимуществ:
- трансформирование (преобразование) педагогической деятельности - пересмотр традиционных установок обучения, поиск и выбор педагогических технологий, адекватных ИКТ, переход к личностно-ориентированному обучению, культивирование педагогической рефлексии;
- формирование сетевых педагогических сообществ на основе новых сервисов Интернет (обмен педагогическим опытом, сетевое взаимодействие на основе обмена знаниями, консультирование, создание коллективных гипертекстовых продуктов);
- формирование нового типа мышления (самоорганизующий, общественный, экологический тип мышления) [1]
Результатом реализации развивающего потенциала ИКТ является формирование и развитие ИКТ-компетентности педагога, которую современные исследователи предлагают рассматривать как компонент его общей педагогической культуры, показатель его профессионального мастерства [2].
Одним из главных условий внедрения информационных технологий в ДОУ является наличие специалистов, знающих технические возможности компьютера, имеющих навыки работы с ним, а также четко выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров. Учитывая это, первостепенной задачей в настоящее время становится повышение компьютерной грамотности педагогов, что позволяет увеличить поток информации, касающейся как содержания образования, так и методических вопросов.
Базовой основой системы непрерывного образования является дошкольное образование. Именно на этапе дошкольного детства «закладывается» фундамент знаний о мире, познавательного к нему отношения. Вместе с тем, дошкольное детство – это и период становления личности с ее потребностями, мотивами, способностями, и, конечно же, - возможностями [3].
Реализовать эти задачи в полной мере и объеме, то есть, - «заложить этот фундамент», объективно обусловливающий эффективную дальнейшую социализацию личности, сможет лишь грамотный, компетентный во всех отношениях педагог, соответствующий требованиям современных трансформаций, происходящим в образовательном процессе.
Учитывая выше сказанное, мы пришли к выводу о необходимости активного внедрения компьютерных технологий в образовательный процесс нашего дошкольного учреждению.
Главной целью внедрения информационных технологий является создание единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники учебно-воспитательного процесса: администрация, педагоги, воспитанники и их родители.
ДОУ «Сказка» оснащен следующими средствами информационно-коммуникативных технологий: компьютер, ноутбук, мультимедийный проектор, экран, принтеры, сканер, телевизор, музыкальные центры, фотоаппарат, видеокамера.
В нашем детском саду разработана система консультативной методической поддержки педагогов в области повышения ИКТ — компетентности. Перечислим некоторые из них:
- информационный стенд «Научи и помоги». На этом стенде размещена самая актуальная информация, ответы на вопросы педагогов по освоению новых технологий, в т. ч. сети Интернет;
- круглые столы, на собраниях этого типа обсуждаются возможности новых ИКТ, а также демонстрация одним-двумя педагогами работы на компьютере с пошаговым разбором, затем дополнительная информация размещается на информационном стенде «Научи и помоги»;
- краткосрочный проект «Шаг в новый век», суть которого заключается в ознакомлении педагогов, набравших наиболее низкий балл по результатам тестирования, с возможностями современных технических средств, возможностью элементарных операций с ними.
Анализируя деятельность нашего ДОУ, хочется отметить, что использование педагогами ИКТ происходит по следующим направлениям:
- «ИКТ в работе с детьми»
- «ИКТ в работе с родителями»
- «ИКТ в работе ДОУ»
Грамотное использование современных информационных технологий позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению. Позволяет воссоздавать реальные предметы или явления в цвете, движении и звуке. Что способствует наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.
Сегодня ИКТ позволяет:
Показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника - игре.
В доступной форме, ярко, образно, преподнести дошкольникам материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста.
Привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не перегружать материал ими.
Способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков и талантов.
Поощрять детей при решении проблемных задач и преодолении трудностей.
Использование ИКТ в дошкольном образовании дает возможность расширить творческие способности самого педагога.
Использование компьютерных технологий применяется в нашем ДОУ для оформлении перспективных и календарных планов работы, в проведении НОД, праздников, педсоветов, семинаров, родительских собраний, в отслеживании результатов педагогической диагностики, в оформлении информационных стендов, родительских уголков, аттестационных материалов, обобщения опыта и т.д.
Если сравнить диаграмму за три последних года, то можно проследить повышение уровня владения ИКТ педагогами на 28%. 80% педагогического коллектива имеют персональный компьютер и подключены к Интернету. Благодаря посещению и участию на различных сайтах педагоги нашего ДОУ обмениваются опытом, знакомятся с наработками педагогов России, отслеживают анонсы событий, участвуют в конкурсах, публикуют свои методические разработки, за что награждены сертификатами и дипломами.
Перспективы, которые стоят перед нами, это:
Оснащение оргтехникой рабочих мест педагогов
Активное использование информационно-коммуникативных технологий в развитии дошкольников
Создание картотеки презентаций к тематическим неделям (методическому кабинету)
Разработка алгоритма составления НОД с использованием компьютерных технологий.
Делая вывод, можно с уверенностью констатировать, что использование ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса: педагоги получили возможность профессионального общения в широкой аудитории пользователей сети Интернет, повышается их социальный статус. Использование ЭОР (электронных образовательных ресурсов) в работе с детьми служит повышению познавательной мотивации воспитанников, соответственно наблюдается рост их достижений. Родители, отмечая интерес детей к ДОУ, стали уважительнее относиться к воспитателям, прислушиваются к их советам, активнее участвуют в групповых проектах.
В ходе методической работы по совершенствованию профессиональной компетентности педагогов мы выявили прямую зависимость качества образования и воспитания в дошкольном учреждении от уровня профессиональной, технологической компетентности педагогических кадров. Чем выше уровень профессиональной компетентности педагогов, тем выше уровень качества образования в ДОУ.
Список литературы:
Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008
Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание, 1991г., № 5
Горвиц Ю. М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. / Ю. М. Горвиц, А. А. Чайнова, Н. Н. Поддъяков. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. — 328 с.
Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008
Моторин В. "Воспитательные возможности компьютерных игр". Дошкольное воспитание, 2000г., № 11
Новоселова С.Л. Компьютерный мир дошкольника. М.: Новая школа, 1997
Словарь педагогического обихода / Под ред. проф. Л. М. Лузиной. — Псков: ПГПИ, 2003. — 71 с
Нормативные документы:
Приказ Минобрнауки №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Власова О. П. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА ДОУ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/114959-informatsionno-kommunikatsionnye-tekhnologii-kak-odno-iz-uslovij-formirovaniya-kompetentnosti-sovremennogo-pedagoga-dou-v-usloviyakh-vvedeniya-fgos (дата обращения: 21.11.2024)- Организация работы по изучению опыта
- Положение инвалида в современном обществе
- Секты в современной России
- Активные формы обучения
- Здоровьесберегающие технологии как средство формирования навыков здорового образа жизни у учащихся начальных классов
- Теоретические и исторические основы Дальтон-плана
- Использование Twitter в процессе формирования определенного уровня коммуникативной компетенции на уроках английского языка
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 6588 пользователей.
Отзывы