статья Социальная адаптация учащихся с ограниченными возможностями здоровья
Социальная адаптация учащихся с ограниченными возможностями здоровья
А. В. Морозова
На сегодняшний день проблема социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является актуальной, так как обеспечение продуктивной социализации требует глубокого понимания процесса социальной адаптации.
Известный ученый Виталий Александрович Сластёнин под понятием социальной адаптации понимает- процесс приспособления человека к условиям социальной среды.
Важно отметить, что в окружении учащихся с ОВЗ имеются люди доставляющие им радость, но их количество значительно мало. При этом в их ближайшем социальном окружении есть также люди, вызывающие отрицательные эмоции.
В связи с этим, чтобы решить проблему социальной адаптации учащихся с ОВЗ был принят закон в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»: «создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации». А также поступил приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». В данном стандарте прописаны все необходимые требования к условиям реализации, к содержанию и результатам освоения примерных образовательных программ детей с ограниченными возможностями здоровья.
Рассмотрев выше принятые законы и учитывая основные факторы социализации, мы изучили особенности социальной адаптации учащихся с ОВЗ в сфере коммуникации и предположили, что наиболее эффективно адаптировать учащегося с ОВЗ через организацию коллективного творческого дела.
Для получения информации об эффективности проведения мероприятий в форме коллективного творческого дела как средство социальной адаптации учащегося, нами было проведено интервью с учителем . По итогу которого можно сделать вывод, что учитель активно применяет методику коллективного творческого дела и считает её эффективной. Учащегося с ОВЗ включают в работу, но он не всегда проявляет желание общаться и работать с одноклассниками.
Прежде чем начать проводить коллективное творческое дело с учащимися, было проведено первичное социометрическое исследование, с целью выявления симпатий и антипатий учащихся. Социометрическое исследованияе проводилась на базе школы. В классе 28 человека.
По результатам проведенного социометрического исследования было выявлено, что учащийся в ОВЗ не включен в коллектив сверстников. В связи с этим, нами была определена тема коллективого творческого дела: «Всемирно известные достижения людей с ограниченными возможностями здоровья». Организация данного коллективного творческого дела позволяет научить обучающихся взаимодействовать в группе, распределять роли, назначать ответственных, договариваться. Коллективное творческое дело рассчитано на учащихся 2 класса.
Мы бы хотели рассказать об основной идеи коллективного творческого дела. Первым этапом является- запуск, который осуществляется на родительском собрании. Родителям рассказывается об основной идее проекта, которая заключается в вовлечении учащегося с ОВЗ в коллектив одноклассников с помощью коллективного творческого дела «Всемирно известные достижения людей с ограниченными возможностями здоровья». Изначально родителям предлагается совместно с детьми подготовить устную самопрезентацию учащегося по заданным критериям.
Также задача родителей определиться с учащимися, какие номера, выставки, представления они будут демонстрировать, заполнив карточку. Демонстрация самопрезентации учащихся рассчитана на 2-3 занятия.
По окончанию самопрезентации, начнется поиск информации по группам об известных достижениях людей с ограниченными возможностями здоровья.
На следующем этапе предполагается, составление презентаций (по критериям) по группам об известных достижениях людей с ограниченными возможностями здоровья.
Для демонстрации составленных презентаций выделяется 1-2 занятия. По итогу демонстрации презентаций предполагается подведение итогов коллективного творческого дела, выявление плюсов и минусов.
Таким образом, в коллективном творческом деле, применяемое в образовательном процессе, не только вызывает интерес обучающихся к изучаемому, но и благодаря преимущественно групповой работе позволяет в полной мере формировать коммуникативные универсальные учебные действия, продуктивнее делать это систематически. Особое внимание уделяется социальной адаптации учащегося с ОВЗ. На сегодняшний день включение учащегося в коллектив является главной задачей.
Список литературы:
- Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебник для студентов пед. вузов. М.: Издательский центр «Академия», 2014. 200 с.
- Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 2014. 351 с.
- Рожков М.И., Волохов А.В. Детские организации: Возможности выбора. Вариативно-программный подход к социализации ребенка в деятельности детских организаций. М.: Центр социальной педагогики, 2015. С. 25.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Морозова А. В. Социальная адаптация учащихся с ограниченными возможностями здоровья // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/115335-sotsialnaya-adaptatsiya-uchashchikhsya-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya (дата обращения: 21.11.2024)- Современные формы работы педагога-психолога с семьей
- Роль семьи в воспитании ребёнка
- Что такое сказка и как её можно использовать
- Коррекция представлений об окружающем мире, формирование элементарных экологических представлений у школьников с нарушением интеллекта
- Сенсорное развитие 3-4 года
- Стратегии и этапы работы с нежелательным поведением
- Константин Ошлаков 1916-1987