статья Заповеди здоровьесбережения на уроках истории и обществознания
Здоровье на Руси всегда являлось первой и важнейшей мерой ценности любого человека. С пожелания здоровья «Здравствуйте», «Будьте здоровы» всегда начиналось и заканчивалось обращение людей друг к другу. Здоровый образ жизни сегодня- это не только феномен общественного сознания, но и верный признак внутренней культуры человека, проникнутого заботой о собственном здоровье. Человек, который не думает о своем здоровье, не может состояться как личность, не может реализовать свое предназначение. Поэтому сохранение здоровья детей – приоритетная задача школы.
На уроках истории и обществознания я в начале урока стараюсь оценить состояние учащихся по следующим показателям: возбуждены (перевозбуждены), например, после урока физкультуры; утомлены, выглядят уставшими; взволнованы, тревожны, чем-то обеспокоены; сосредоточены, деловиты, настроены на урок; насторожены, напряжены, враждебны.
В дальнейшем подобными индикаторами состояния класса выступают ученики, которые быстрее других утомляются, отключаясь от учебного процесса; отличаются трудностью концентрации и удержания внимания, повышенной двигательной активностью, возбудимостью и другими проявлениями психофизиологических особенностей; более склонны к нарушениям дисциплины; опережают других учеников в темпах выполнения заданий; вообще не включены в учебный процесс, присутствуют на уроке по необходимости.
Эмоциональный климат урока во многом зависит от доброжелательного тона учителя, от юмористической составляющей педагогического общения. О том, что хороший смех дарит здоровье, сказано немало. Учитель без чувства юмора и умения проявить его в необходимый момент и в подходящей форме лишается большей части своей педагогической и личностной привлекательности. Не случайно чувство юмора - один из приоритетов, который всегда указывают в перечне качеств желательного собеседника. Постоянная серьезность - признак психологического нездоровья. Улыбка - это мощный противовес состоянию утомления. Несколько уместных шуток (исторических баек) в течение урока - показатель его качества, критерий для оценки. Полезная для здоровья "встряска" необходима и мыслительному процессу, поскольку оживляет творческий настрой.
Отдельная, воспитательная сторона - оценка услышанных шуток на уроке. Примитивно-злобный характер шуток как проявление самоутверждения за счет других наносит непоправимый ущерб личностному развитию, культурному росту. К сожалению, образцов именно такого юмора (в повседневной жизни, на телеэкране) гораздо больше, чем умного и доброго. Задача учителя - попытаться помочь ребенку правильно использовать колоссальные ресурсы юмора для обретения радости и здоровья.
Изучение истории и обществознания, особенно в старших классах, связано с усвоением большого объёма информации. Учащиеся узнают много новых понятий, имён, событий. Всё это требует постоянного напряжения внимания и памяти, может привести к переутомлению, усталости, снижению эффективности урока. Чтобы свести эти нежелательные моменты к минимуму, стараюсь менять виды деятельности на уроке: прослушать сообщение учителя, ученика, написать план ответа, самостоятельно прочитать документ, поработать с картой, рассмотреть картину, выполнить творческое задание, поработать в группе, ответить с места и у доски и т.д.
Развитие коммуникативных навыков, двигательной активности, концентрации внимания, воображения, познавательных способностей, снижение психоэмоционального напряжения достигается использованием наглядности, занимательных упражнений, домашних заданий творческого характера, игровых ситуаций на уроках, разных форм уроков. Дети включаются в творческий процесс, в поиск решений, служащих их развитию и снижению наступления утомления. Использование компьютерных технологий также позволяет повысить заинтересованность учащихся, улучшить качество восприятия материала. Но просмотр презентации, видеофрагментов не должен превышать 20 мин., так как это может привести к переутомлению учащихся и отрицательно влиять на зрение.
Экранная форма компьютерной информации даёт возможность учителю и классу совместного наблюдения и размышления над фактами, поиска выхода из проблемных учебных ситуаций, сопереживания драматическим моментам истории, позволяет по ходу усвоения обсудить актуальность и значимость изучаемого материала.
Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. Интерактивные элементы обучающих программ позволяют перейти от пассивного усвоения к активному, так как учащиеся получают возможность самостоятельно моделировать явления и процессы.
Специфика предмета истории и обществознания позволяет уделять большое внимание теоретическому обоснованию необходимости здорового образа жизни для любого человека. Достаточно вспомнить наиболее яркие страницы истории, как мировой, так и отечественной, где многими народами и крупнейшими историческими деятелями уделялось особое внимание здоровью нации, здоровой личности.
Вспомним Cпартанское государство: суровые методы воспитания детей, культ силы и здорового тела, позволившие создать в свое время одну из самых боеспособных армий древности и до сих пор вызывающие споры историков. Еще одним ярким примером восторженного отношения наших предков к возможностям человеческого тела и являются Олимпийские игры - этот древний праздник силы, ловкости и красоты.
Женской красоте и здоровью тоже уделялось немало внимания в древности. Вспомним статую Венеры Милосской – этот своеобразной идеал вечной молодости, женственности и красоты. Безусловно, представление о женской красоте менялись неоднократно: в моде были то пышнотелые, то субтильные, но человечество всякий раз возвращалось к этому образу, символизирующему собой образец здорового женского тела.
Это в древности. Но культ здорового тела и духа не давал покоя человечеству и в более поздние времена. Вспомним средневековых рыцарей и былинных богатырей – все они олицетворяли собой мощь и силу.
ХХ век – особая страница в развитии теперь уже массового спорта: возрождаются Олимпийские игры, ставшие международными, строятся стадионы и спортивные комплексы, все больше молодежи вовлекается в различные секции и клубы. В Советском Союзе 30-х годов - массовое увлечение спортом, создаются спортивные организации и клубы, регулярно проводятся смотр-парады с привлечением молодежи, состязания на призы различных газет… Наш вождь уделял большое внимание оздоровлению нации, возможно, этим он хотел отвлечь массы от суровой реальной действительности. Но чем в таком случае можно объяснить стойкость и мужество простых советских парней и девчонок в годы Великой Отечественной войны? Только ли патриотизмом, преданностью делу Ленина и Сталина? «В здоровом теле здоровый дух» - хилая нация вряд ли выдержала бы подобный натиск врага.
При изучении темы «Древний Египет» обязательно рассматривается вопрос «Почему в ежедневном рационе простых египтян были чеснок и лук?»; при выяснении причин вымирания американских индейцев заостряется внимание на отравляющее влияние алкоголя на организм человека и отсутствие иммунитета у аборигенов на такие инфекционные заболевания, как грипп и ангина, унёсшие жизнь многих коренных жителей Америки, отмечается, что африканцам удалось избежать эпидемий этих болезней благодаря употреблению бананов; при изучении средневековой Европы подчёркивается, что основная причина моров и эпидемий – отсутствие элементарных правил гигиены.
Стараюсь нормировать домашнее задание для недопущения перегрузок, обращаю особое внимание на объем и сложность материала, задаваемого на дом. Основные пункты задания разбираются на уроке, а на дом остается повторение.
Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности – арсенал, которым располагает педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.
В процессе такого урока не возникает эмоциональный дискомфорт даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжение помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.
К тому же каждый ученик уже более спокойно реагирует на полученную оценку, если он сам понимает ее обоснованность. Оценивая свои ошибки, ученик сразу же видит и пути их исправления. Неудача на уроке, воспринимаемая как временное явление, становится дополнительным стимулом для более продуктивной работы дома и в классе. Я поощряю стремление ученика к самоанализу, укрепляю его уверенность в собственных возможностях.
На уроках использую методы позитивной психологической поддержки ученика на уроке, учитываю индивидуальные особенности учащегося, использую дифференцированный подход к детям с разными возможностями, поддерживаю познавательный интерес к предмету.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Собакина И. Н. Заповеди здоровьесбережения на уроках истории и обществознания // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/115615-statya (дата обращения: 14.11.2024)- Психологическая характеристика подросткового возраста в контексте формирования зависимости
- Особенности патриотического воспитания в начальной школе
- ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
- Искусство как смысл жизни
- Профилактика аутодеструктивного поведения среди учащихся подросткового возраста
- КОРРЕЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ МЕЖПОЛУШАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗПР И ТНР
- Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства 5-7 классах
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 6159 пользователей.
Отзывы