Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

статья НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Включает методическую разработку

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Аннотация: В данной статье обосновывается необходимость нравственного воспитания младших школьников посредством художественных произведений на уроках литературного чтения как одной из важных проблем в педагогической практике. В связи с этим, статья раскрывает содержание педагогических условий нравственного воспитания младших школьников посредством художественных произведений на уроках литературного чтения, в числе которых: знакомство с нравственными идеалами, принятыми в обществе; изучение произведений, несущих в себе нормы поведения, морали, нравственные нормы, ценности; регулярное выполнение системы заданий по формированию нравственных привычек и высокой культуры поведения. Реализуя предложенные педагогические условия, можно продуктивно организовать работу по нравственному воспитанию младших школьников посредством художественных произведений на уроках литературного чтения, а также получить высокие результаты.

Ключевые слова: нравственность, нравственное воспитание, урок литературного чтения, младшие школьники, учитель, педагогические условия.

Abstract: This article substantiates the need for moral education of younger students through artistic works in the lessons of literary reading as one of the important problems in pedagogical practice. In this regard, the article reveals the content of pedagogical conditions for the moral education of younger schoolchildren through works of art in the lessons of literary reading, including: familiarity with the moral ideals accepted in society; the study of works that carry norms of behavior, morals, moral norms, values; regular performance of a system of tasks for the formation of moral habits and a high culture of behavior. By implementing the proposed pedagogical conditions, it is possible to productively organize work on the moral education of younger students through artistic works in the lessons of literary reading, as well as to get high results.

Keywords: morality, moral education, literary reading lesson, primary school children, teacher, pedagogical conditions.

Младший школьный возраст – наиболее благоприятный период для интенсивного формирования учебной деятельности, который является фундаментом развития интеллекта ученика. Психологи установили, что этот возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм; он отличается бескомпромиссностью в нравственных требованиях к другим, непосредственностью в поведении [5].

В период формирования нравственных качеств у младших школьников, учителю следует приложить максимум усилий для того, чтобы учащиеся могли опираться непосредственно на хороший пример.

Для осуществления полноценного процесса нравственного воспитания младших школьников посредством художественных произведений на уроках литературного чтения необходима реализация педагогических условий.

Первое условие - знакомство с нравственными идеалами, принятыми в обществе.

Произведения детской художественной литературы являются наиболее активным средством воздействия на эмоциональное состояние ребенка, на его нравственное воспитание. Детская художественная литература формирует у ребенка нравственное отношение к явлениям окружающей действительности. Писатели прошлых лет и писатели сегодняшнего дня создали много произведений литературы, где у героев этих произведений проявляются нравственные качества. Дети берут пример с Вовки (из цикла стихов Барто А.Л.«Вовка - 34 добрая душа»), задумываются над смыслом волшебных слов из рассказа Осеевой В., по-доброму смеются над трусливыми мальчишками из рассказа («Живая шляпа» Носова Н.) [4].

Нравственные ценности составляют основу истинных произведений искусства, «содержатся» в них, но читатель должен суметь их извлечь, перевести на «свой» язык и сделать своими. Это непростая работа, требующая определенных духовных усилий и умений. Эту работу на уроках литературы, а в нашем случае - "Литературного чтения" должен организовать учитель.

Учитывая особенности современных детей - они мобильны, самостоятельны, коммуникативны и любознательны, надо так сорганизовать работу на уроке чтения, чтобы направить их активную деятельность в нужное русло. Нужно сделать так, чтобы детям хотелось прочитать данное произведение, замотивировать их и заинтересовать. Здорово, если дети вновь потом захотят перечитать данное произведение уже самостоятельно. Если педагогу по силам сделать это, то можно считать, что половина работы выполнена, ведь от заинтересованности ребенка в прочтении произведения зависит дальнейшая работа в целом. При чтении ребенок становится эмоциональным соучастником: исторических фактов, общественных событий, человеческих отношений, выраженных в захватывающе увлекательных образах героев и событиях, которые завораживают маленького читателя или слушателя, и обязательно вызывают иллюзию прямой сопричастности с описываемыми действиями. И даже далеко недостаточные нравственные чувства некоторых детей, благодаря художественной литературе и педагогическому таланту учителя, могут расти и изменяться. Таким образом, в этом заключается особая, уникальная, воспитательная сила художественного произведения, она находится в реальных лицах и их действиях, поступках героев и мыслях, которые дети вполне могут переносить на свои действия, а также оценивать и анализировать[3].

Второе педагогическое условие - изучение произведений, несущих в себе нормы поведения, морали, нравственные нормы, ценности.

Нравственная культура личности – это характеристика нравственного развития личности, в которой отражается степень освоения ею морального опыта общества, способность последовательного осуществления в поведении и отношениях с другими людьми ценностей, норм и принципов, готовность к постоянному самосовершенствованию [5].

Как известно, младший школьный возраст отличается повышенной восприимчивостью к различным социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя, как губка, все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения. Тем самым, младший школьник подражает взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может, в конце концов, овладеть элементарными нормами жизни в человеческом обществе.

Однако путь этот очень долог, не всегда эффективен и не обеспечивает глубины в освоении морали. Поэтому роль взрослого как «социального проводника» очень важна и ответственна. Задача взрослого - определить, чему, как и когда учить ребенка, чтобы его адаптация к человеческому миру состоялась и прошла безболезненно.

Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им. Именно на уроках литературного чтения, изучая художественные произведения, ребенок анализирует поступки героев, их поведение, ценности и идеалы. На основе этого, у него складывается представление о нормах морали, о поведении, принятом в обществе [5].

Задача учителя в данном случае заключается в том, чтобы вместе с детьми проанализировать поступки героев, выявить их мотивацию, провести анализ и сравнение героев, и уже потом сделать вывод о правильности и неправильности поступка, понимать, что плохо, а что хорошо, аргументируя это нравственными установками и нормами.

Третье педагогическое условие - регулярное выполнение системы заданий по формированию нравственных привычек и высокой культуры поведения. Одним из ведущих качеств воспитанной личности, несомненно, является культура поведения. На современном этапе развития человечества отмечается снижение культурно-нравственного уровня общества, что обуславливает необходимость поиска новых подходов и путей формирования культуры поведения личности в обществе, особенно в контексте общечеловеческих ценностей и норм поведения.

Воспитание нравственных навыков и привычек – важнейшее звено формирования нравственного поведения. Складывающиеся нравственные привычки ребенка отражаются, прежде всего, на его культуре поведения, внешнем облике, речи, на его отношении к вещам, на характере общения с окружающими людьми.

Когда говорят о культуре поведения детей младшего школьного возраста, имеют в виду сумму всех умений и навыков. Это привычки и навыки, связанные с личной опрятностью, аккуратностью, чистотой одежды, обуви; с культурой еды с культурой взаимоотношений со взрослыми и сверстниками; с культурой организованности с культурой игры, учебных занятий, выполнения трудовых обязанностей; с культурой речи [6].

Формирование нравственного воспитания у детей происходит под воздействием обучения и воспитания, в процессе различной деятельности, усвоения общечеловеческой культуры и будет эффективно осуществляться как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Поэтому учебно-воспитательная работа на уроках литературного чтения посредством художественных произведений должна включать в себя нравственные идеи и осуществляться в разнообразных и эффективных формах, содержательно и при достаточной эмоциональной насыщенности [6].

Таким образом, в полной мере реализуя предложенные педагогические условия, учитель может выстроить эффективную, целенаправленную работу по нравственному воспитанию младших школьников посредством художественных произведений на уроках литературного чтения, сделав её более интересной и увлекательной.

 

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

  1. Артюхова, И. С. Ценности и воспитание / И. С. Артюхова // Педагогика. –1999. – № 4. – С. 78-80.
  2. Асмолов, А. Г. Личность: психологическая стратегия воспитания / А. Г. Асмолов // Новое педагогическое мышление. – М. : Логос, 1986.–99 с.
  3. Бабанский, Ю. К. Педагогика: Курс лекций / Ю. К. Бабанский М. : Просвещение. – 2000. – 563 с.
  4. Бабаян, А. В. О нравственности и нравственном воспитании / А. В. Бабаян // Педагогика. –2005. – № 2. – С. 67-68.
  5. Бабушкина, Е. Н. Нравственное воспитание школьников посредством пословиц и поговорок/ Е. Н. Бабушкина// Начальная школа: плюс до и после. – 2009. – №2. – С.49–55.
  6. Божович, Л. И. О нравственном развитии и воспитании детей/ Л. И. Божович // Вопросы психологии. – М. : Просвещение, 1975.–254 с.

 

Информация о себе:

телефон –89193292974

e-mailleraefimova@mail.ru

Раздел: Статьи на образовательную тематику
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать статью (15.90 kB)
Автор:
МОУ "СОШ №3" , учитель начальных классов
Дата публикации: 18.10.2023
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Ефимова В. А. НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/116290-statya (дата обращения: 21.11.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию