Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

статья Формирование читательской компетенции у младших школьников

            Федеральные государственные образовательные стандарты начального  общего образования, в основе которого лежит системно-деятельностный подход, предполагает   воспитание  и  развитие качеств личности,  отвечающих требованиям   информационного общества, личности,  свободно ориентирующейся  в  потоках информации, способной конструктивно общаться, сотрудничать, эффективно решать учебные и познавательные задачи в процессе жизнедеятельности. Это станет возможным при условии овладения всеми школьниками читательской культурой.Этим объясняется актуальность проблемы формирования у учащихся начальной школы знаний, умений,  навыков и способов деятельности, определяющих читательскую компетентность как одну из ключевых, которая составляет основу умения учиться.

Цель данной работы: Формирование читательской компетентности младшего школьника, способности использованию читательской деятельности как средство самообразования.

Задачи:

  1. Осваивать технологию продуктивного (осмысленного) чтения;
  1. Развивать потребность в чтении посредством использования разнообразных форм внеклассной деятельности;
  2. Прививать интерес и любовь к чтению, стремление к самостоятельному чтению;
  1. Объединить усилия классного руководителя, родителей, библиотекаря в деле повышения престижа чтения.

Гипотеза - если при формировании навыков полноценного чтения у младших школьников применять новые технологии, разнообразные формы и методы работы, то это приведёт к повышению  качества и углублению знаний по предмету, развитию речи учащихся, формированию стремления к достижению более высокого результата, раскрытию способностей  и природных задатков личности.

Рост удовлетворенности результатами образования со стороны обучающихся и их родителей. «В России уменьшается доля  «читающего населения» - такое  мнение  высказал президент Российского книжного союза  Сергей Степашин.

По исследованиям  работников библиотек – 90 процентов людей приходят в библиотеку за книгами, нужными для работы или учёбы. Такое чтение  даёт пищу уму, но не формирует систему нравственных и эстетическ5их идеалов личности. Нельзя не читать художественную литературу, иначе вырастут люди без души и эмоций.

  Актуальность проблемы утраты интереса к чтению вызвала реакцию в стране. Российским книжным союзом была разработана и в настоящее время реализуется «Национальная программа поддержки и развития чтения» рассчитанная на 14 лет, до 2020 года.

       Особая роль в изменении сложившейся ситуации отводится школе, которая совместно с другими государственными и общественными структурами должна способствовать формированию читательской компетентности школьников, как основы полноценного нравственно-эстетического воспитания.

       Родители жалуются, что детей трудно заставить читать. Часто обращаются к педагогам за советом: как пробудить у ребенка интерес к чтению? Данные научных исследований говорят о том, что отношение человека к книге формируется в младшем школьном возрасте. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным. Важно отметить и то, что в наши дни, когда школа переориентируется с развития памяти ребенка на развитие его мышления, роль книги неизмеримо возрастает.

В современном быстроменяющемся мире человек вынужден учиться в течение всей жизни. Одним из условий успешного самообразования является  сформированность  ключевых компетентностей, о чём сказано в концепции модернизации российского образования. Центральное место в перечне ключевых компетентностей занимает читательская компетентность. Содержание образование в течение жизни будет меняться. Поэтому важнее вооружить ребёнка умением учиться, чем информацией, которая неизбежно забудется. Конечно, это не значит, что школа не должна давать знания, но приоритеты должны быть изменены. Но на практике содержание программ не изменилось, времени на формирование компетентностей у учителя нет.
Читатели отличаются от нечитателей уровнем развития интеллекта. Читатели способны мыслить в рамках проблем, схватывать целое, выявлять противоречия и связь явлений, более адекватно оценивать ситуацию, быстрее находить правильные решения. Они имеют больший объём памяти и активное творческое воображение, лучше владеют речью. Они точнее формулируют мысли, свободнее пишут, легче вступают в контакты и приятны в общении, более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении. Таким образом, чтение формирует качества наиболее духовно зрелого, просвещённого, культурного и социально ценного человека.
Под читательской компетентностью будем понимать необходимые знания, умения и навыки, позволяющие ребенку свободно ориентироваться в разнообразии книг, библиографическую грамотность, позитивное отношение к чтению. Всем известно, что скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость обучающихся. Быстро читают обычно те ученики, которые читают много. В процессе чтения совершенствуются оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность. В научно-методической статье В.Н.Зайцева «Резервы обучения чтению» раскрыта важность оптимального чтения. Оптимальное чтение – это чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе от 120 до 150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста.

И именно в начальных классах теряется 60-70 процентов учащихся – они не могут учиться успешно, так как при переходе в пятый класс, увеличивается объем информации, а низкая техника чтения не позволяет осваивать материал.

Возникает вопрос: реально ли выйти на оптимальное чтение, ведь разные ученики имеют разный темперамент? Оказывается, что холерики, как правило, говорят и читают в темпе не ниже 150 слов в минуту. Некоторые холерики говорят даже в темпе скороговорки – это 180 слов в минуту и более. Для сангвиников наиболее типичный диапазон совпадает с оптимальным – 120-150 слов в минуту. Значит, холерики и сангвиники вполне могут выйти на уровень 120 слов в минуту. Хуже дело обстоит с флегматиками и меланхоликами. Для этих категорий учеников вряд ли достижима данная скорость чтения. Но большинство наших учеников являются холериками и сангвиниками (90%), а флегматики и меланхолики составляют менее 10%, т.е. не более чем 3-4 человека в классе.

Итак, большинству учеников вполне доступна скорость чтения 120 слов в минуту. Тогда возникает следующий вопрос: а как же выйти на этот уровень, как добиться этой скорости – скорости оптимальной, какие резервы обучения можно здесь использовать?
Исходя из этого, показателями читательского интереса младших школьников являются: положительное отношение к самой читательской деятельности ("люблю читать");
заинтересованность конкретными книгами ("хочу эти книги");
увлечение самим процессом чтения ("не могу оторваться от книги");
стремление поделиться с другими радостью от общения с книгой ("хочу, чтобы другие об этой книге узнали").

Успех формирования читательской компетентности у детей зависит и от участия в решении этой задачи родителей. Роль семьи в формировании отношения к книге, чтению также чрезвычайно велика. Если чтение входит в образ жизни взрослых членов семьи, ребёнок это улавливает и впитывает. Впечатления, полученные в собственной семье, остаются неким масштабом для сравнения, для оценки на всю жизнь и реализуются уже в собственной семье. Состав домашней библиотеки, отражающей вкус, род профессиональных занятий и любительских интересов иногда нескольких поколений, во многом определяет не только отношение к книге, но и круг чтения ребёнка и подростка. Детям требуется «читающая» среда, книжное окружение. Только на этой основе возникает желание читать, перерастающее в глубокую духовную потребность. «Читающая» среда должна быть создана прежде всего в семье. Своевременный и тесный контакт с родителями учащихся позволяет обрести в их лице необходимых и надежных помощников, углубляющих у детей интерес к чтению.

Читательская компетентность – одно из основных УУД, способствующих личностному, общественному и профессиональному развитию учащихся, их адекватной адаптации в сложной и динамичной современной информационной среде. Современное качество образования по литературному чтению в начальной школе определяется уровнем овладения учащимися ключевыми компетентностями – способностями к самостоятельной деятельности в учебном процессе, в использовании приобретенных в школе знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:

- самостоятельного чтения книг;

- высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;

- самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях).

          Для совершенствования навыка   чтения необходимо вызвать интерес  к чтению у младшего школьника.

Учителю, с одной стороны, следует предложить ребенку высокохудожественные произведения,   способные   затронуть   душу   и   ум,   с   другой   -   обеспечить   комплекс читательских умений и навыков. При этом необходимо знать, на какой же основе рождается и укрепляется читательская компетентность, как происходит становление ребенка-читателя, какие этапы обучения необходимо пройти младшему школьнику, прежде чем стать настоящим читателем.    Просматриваются   такие        этапы   формирования   читательских  интересов:

6-7 лет, когда интерес к любой книге связан у детей с желанием и умением действовать самостоятельно. В это время детей в равной мере привлекают и стихи, и сказки, и рассказы, но стихи и сказки им читать значительно легче, чем рассказы, а так называемые «тонкие» книжки - («малышки») они неизменно предпочитают «толстым».

8-9 лет, когда учащиеся особенно увлекаются книгами о природе. Это вызвано тем, что дети, становясь старше, хотят поскорее выступить в роли взрослых, а мир природы, в частности животные и окружающие детей растения, это как раз и есть та область жизни, где ребенок 8-9 лет чувствует себя свободно. Книги о животных и растениях привлекают ребенка тем, что помогают познать этот зависимый от него мир, а также понять, как в нем можно и нужно действовать.

9-10 лет, когда характерен глобальный интерес к миру людей, к историческим событиям, к личностям, к приключениям и путешествиям и особенно - к сказочным, фантастическим.

Читательская компетентность учащихся начальной школы – это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги.

Развитием читательской компетентности детей младших классов я занимаюсь несколько лет, в следствии чего у меня имеется определённый опыт работы по теме «Формирование читательской компетентности младших школьников».

Первый шаг на пути приобщения детей к чтению, по моему мнению, должен быть направлен на овладение техникой чтения и, прежде всего, на запоминание учениками букв, своеобразия их сочетаний, умение быстро различать её среди других, соотносить букву со звуком, узнавать, назначение в цепочке других букв, образующих слово. Учащиеся начинают воспроизводить звуковую форму слова, развивается навык плавного слогового чтения, читаются слоговые конструкции, слова, словосочетания, предложения, маленькие тексты. Так, в результате систематической и целенаправленной работы происходит формирование первоначального навыка чтения. Под навыком чтения подразумевают умение правильно прочитывать слова; понимать смысл текста; выразительно читать; выдерживать оптимальный темп чтения. Использую на работе такие формы и виды , чтобы повысить интерес к чтению младших школьников. 

Литературные конкурсы, викторины с использованием ИКТ;

Ведение и изучение читательских дневников;

Создание классной библиотеки;

Уроки читательского мастерства;

Презентации по творчеству писателей;

Для подготовки к урокам дополнительная литература;

Тесное сотрудничество со сельской библиотекой

День первой книги( прощание с букварём);

Беседы, дискуссии;

Семейное чтение.

Ожидаемые результаты

  • Положительная динамика техники чтения
  • Сформированность читательской компетентности младшего школьника;
  • Раскрытие творческих способностей детей;
  • Повышение успеваемости и качества знаний по предметам;
  • Расширение кругозора, интеллектуального и творческого развития детей;
  • Применение учащимися активных методов для организации самостоятельной творческой и познавательной деятельности;

Заключение

Работа по формированию читательской компетентности младших школьников должна вестись систематически в рамках урочной и внеурочной деятельности, в работе с родителями:

  • использовать  всевозможные  методы и приёмы для активизации познавательного интереса;
  • дополнять существующую систему развития речи теоретическим материалом, шире знакомить обучающихся с различными речевыми жанрами, которые они будут использовать в своей жизни.

Необходимо организовать внеурочную занятость обучающихся по различным направлениям развития личности.

 Процесс приобщения учащихся к чтению,  воспитание квалифицированного читателя - это двусторонний процесс.

С одной стороны, целенаправленная педагогическая деятельность, с другой внутренний процесс приобщения школьника к чтению,  формирующий стойкую потребность в регулярном чтении.

В результате хотелось бы видеть обучающегося, который владеет необходимым уровнем  техники читательской деятельности, способного самостоятельно мыслить, организовывать собственную познавательную деятельность.

 Нельзя не согласиться с  великим педагогом В.А. Сухомлинским что «чтение – это один из способов мышления и умственного развития», так как учит размышлять, думать, говорить. Если научимся читать – научимся  мыслить! Научимся мыслить – станем успешными и в обучении, и в жизни!

Раздел: Статьи на образовательную тематику
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать статью (25.04 kB)
Автор:
Учитель начальных классов МБОУ Чакырская СОШс. Чакыр 2
Дата публикации: 24.10.2023
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Павлова А. А. Формирование читательской компетенции у младших школьников // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/116460-formirovanie-chitatelskoj-kompetentsii-u-mladshikh-shkolnikov (дата обращения: 24.11.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию