статья Развитие учебно-познавательной активности
РАЗВИТИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ГРУППОВОЙ ФОРМЕ РАБОТЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Автор: Попова Татьяна Владимировна
Курс: 3
Специальность: Преподавание в начальных классах
Учебное заведение: ГАПОУ СО «Нижнетагильский педагогический колледж №1»
Аннотация: в данной статье рассматривается вопрос развития учебно-познавательной активности на уроках математики при групповой форме работы в начальных классах. Раскрыта суть понятия «учебно-познавательная активность» на уроках математики в начальной школе, а также рассмотрены педагогические технологии, способствующие решению проблемы данного вопроса.
Ключевые слова: учебно-познавательная активность, технология, игровая технология, уровневая дифференциация, начальные классы.
Обновленный Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) ставит конкретные задачи модернизации начального общего образования. При этом образовательный процесс рассматривается как «процесс реализующий педагогику сотрудничества, становления самостоятельного и ответственного учащегося» [2].
Инициативность и самостоятельность участников образовательного процесса становятся основным ценностно-целевым ориентиром Стандарта.
Проблема формирования учебно-познавательной активности младшего школьника была раскрыта в трудах А.Г. Асмолова, С. А. Смирнова, Е.Н. Шиянова. Рассмотрены работы М. И. Моро, М. И. Башмакова по проблеме отбора математического материала, доступного для младших школьников и ставшего базой их систематического обучения.
Перед современной школой встал и остается важным вопрос эффективного и самостоятельного усвоения обучающимися новых знаний, умений и компетенций, в том числе и умение, учиться.
Основой развития учебно-познавательной активности у учащихся в процессе обучения математике должен выступать принцип «каждый ученик талантлив». Ценное познавательно-воспитательное воздействие на учащихся оказывает урок, на котором подчеркивается доверие и уважение к ученику, признание за школьниками прав растущей и нравственно развивающейся личности. Такие взаимоотношения способствуют лучшему усвоению материала, стимулируют учебно-познавательную деятельность учеников, вызывают творческую инициативу как учеников, так и учителя.
Для того чтобы групповое занятие прошло эффективно, педагог должен очень хорошо знать класс (проверять качество их знаний, давать методические советы). Некоторые дополнительные затраты времени на подготовку полностью компенсируются большим педагогическим выигрышем.
Для эффективной работы групп, нужно уметь правильно скомплектовать учащихся по следующим признакам [1]:
1) Уровень учебных успехов учеников.
2) Характер межличностных отношений. Школьников можно объединить в группы: по однородности (гомогенная группа); по разнородности (гетерогенная группа) учебных успехов.
Учитель может использовать следующие средства для обучения на уроках математики с использованием нашего тематического плана занятий:
- учебное оборудование;
-технические средства обучения;
-учебно-наглядные и учебные пособи:
-речевые;
-невербальные [3].
Нами был разработан тематический план занятий, который направлен на развитие учебно-познавательной активности младших школьников на уроках математики.
Тематический план
№п/п | Тема занятия | Метод | Задание |
1 неделя | |||
1. | Нумерация чисел. Устные и письменные приёмы сложения и вычитания | Райтинга «Дай себе помочь» Игровой Творческий | Оценить письменные работы учащихся. Одна группа из учеников сама без контроля учителя готовит один из этапов урока. Отгадать кроссворд. Придумать считалку, которая будет включать числа от 1 до 10. |
2. | Выражения с переменной | Райтинга «Дай себе помочь» Игровой Проектов Уровневая дифференциация | Оценить письменные работы учащихся. Одна группа из учеников сама без контроля учителя готовит один из этапов урока. Отгадать «Анаграмму». Ученики с помощью памятки, самостоятельно готовят проекты. Обучающиеся выбирают задание по двум уровням сложности . |
3. | Решение уравнение | Райтинга «Дай себе помочь» Игровой Театрализация | Оценить письменные работы учащихся. Одна группа из учеников сама без контроля учителя готовит один из этапов урока. Ребята отправляются в путешествие. «Светофор», «Вход в урок». Один из учеников вживается в роль царя. И проводит путешествие по своей «стране». |
4. | Обозначение геометрических фигур буквами | Райтинга «Дай себе помочь» Игровой Придумывания | Оценить письменные работы учащихся. Одна группа из учеников сама без контроля учителя готовит один из этапов урока. «Кто быстрее?» «Учебник» |
2 неделя | |||
5. | Закрепление пройденного материала по теме «Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание» | Райтинга «Дай себе помочь» Игровой Театрализации Уровневая дифференциация | Оценить письменные работы учащихся. Одна группа из учеников сама без контроля учителя готовит один из этапов урока. «Ванька-встанька» «Оратор» «Зеленый квадрат» «Желтый квадрат» |
6. | Связь умножения и сложения. Задачи на умножение. | Райтинга «Дай себе помочь» Игровой Творческий | Оценить письменные работы учащихся. Одна группа из учеников сама без контроля учителя готовит один из этапов урока. «Да-нетка?» Сочинить стихотворение на тему: «Умножение чисел» |
7. | Связь между компонентами и результатом умножения. Сетные и нечетные числа. | Уровневая дифференциация «Дай себе помочь» Игровой Придумывания | «Синий квадрат» «Желтый квадрат» Оценить письменные работы учащихся.дна группа из учеников сама без контроля учителя готовит один из этапов урока. «Жокеи-лошади». «Угадай-ка» |
Рассмотрим один метод содержания тематического плана занятий.
.Метод райтинга. После завершения письменной работы, ученики обмениваются тетрадями и ставят отметку. Затем ее оценивает учитель. Записывается дробь. Например: 4/5, где 4 — отметка ученика, 5 — отметка преподавателя. Данный метод используют с целью согласования критериев отметки. Через некоторое время числитель и знаменатель все чаще совпадают. Еще одна цель использования данного приема заключается в формировании умения регулярно оценивать труд. Применяется на этапе закрепление изученного на уроке, выполнение самостоятельной работы, при проверке письменного домашнего задания [1].
Привлечение данных методов и приёмов позволит активизировать интенсивный процесс овладения курсом математики, сделав его более эффективным. Младшие школьники приучатся творчески мыслить, самостоятельно планировать собственные действий, формулировать цели и проводить оценку своих действий.
В результате реализации разработанной нами модели развития учебно-познавательной деятельности при обучении математике повысится уровень развития познавательной деятельности младших школьников, но это будет в том случае, когда приемы будут использоваться не единовременно, а систематически и в совокупности.
Список литературы:
1. Вохминова Л.В. Познавательная активности младших школьников: проблемы, перспективы решения/ Педагогика. Психология. - URL https://cyberleninka.ru/article/n/poznavatelnaya-aktivnost-mladshih-shkolnikov-problemy-perspektivy-razvitiya (дата обращения 23.01.2023).
2. Об образовании в Российской Федерации : Федер. закон от 29. 12. 2012 г. № 273-ФЗ : с измен. и дополн. на 2018 г. / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва : Эксмо, 2018. – 222 с.
3. Румянцева Л.Н. Групповая работа. Методические рекомендации/ Л.Н. Румянцева - Сахалинск, 2011. - 256 с.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Попова Т. В. Развитие учебно-познавательной активности // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/117330-statya-po-teme-razvitie-uchebno-poznavatelnoj-aktivnosti (дата обращения: 22.12.2024)- Дети и деньги
- Использование новых информационных технологий в обучении английскому языку
- Современные методы и приёмы организации работы по развитию технического творчества у обучающихся в УДО
- Проблемы профессиональной ориентации детей с ОВЗ
- Психологические аспекты самосознания подростков
- Самооценка
- Учёт мотивационных аспектов при проектировании средств информационных технологий обучения