статья Психолого-педагогические условия преодоления неуспеваемости у младших школьников
Психолого-педагогические условия преодоления неуспеваемости у младших школьников
Эффективность учебно-воспитательного процесса по преодолению неуспеваемости будет высока при соблюдении следующих условий:
- младшие школьники должны осознать личностную и общественную значимость учебной работы;
- надо так организовать учебный процесс, чтобы каждому ученику была ясна значимость его активной, творческой учебной работы, и основным показателем была бы оценка такой учебной работы ученика;
- должно быть органическое единство коллективных, фронтальных и индивидуальных форм учебных занятий при определяющем характере общей коллективной деятельности учащихся;
- текущий контроль должен проводиться по каждому элементу содержания учебной программы и использовать взаимоконтроль, самоконтроль, взаимооценку, самооценку под руководством учителя;
- своевременно выявлять любое отставание в учебе каждого ученика и тут же его восполнять;
- ученик должен быть активным субъектом учебно-воспитательного процесса (организовать ученическое самоуправление, организующее общественную жизнь класса, значительную часть учебной работы: текущий контроль, оценку и учет учебной работы учащихся, взаимопомощь в восполнение пробелов у отдельных учащихся, подготовку к урокам и т.д.;
- развивать у каждого ученика способность к обучению (должны овладеть общеучебными умениями и навыками);
- воспитывать каждого ученика, как высоконравственную, творчески активную и социально зрелую личность;
- жизнь ученика в школе и классе должна удовлетворять его потребности в эмоциональном насыщении (с какими чувствами он идет в школу, какие эмоции и чувства вызывает у него учебно-воспитательный процесс);
- надо так организовать учебный процесс, чтобы каждый ученик мог и хотел принимать активное участие в проводимых мероприятиях, чтобы все мероприятия формировали и развивали у каждого школьника его личностные интересы и склонности;
- должна быть вера учителя в возможности и силы ученика (выявлять лучшие стороны каждого ученика и, опираясь на них, вместе с учеником бороться с его слабыми качествами; для каждого ученика создать ситуацию успеха).
Рассматривая педагогические условия преодоления неуспеваемости, стоит отметить системный характер работы с такой категорией детей.
Выделяют две группы условий преодоления неуспеваемости: педагогические и психологические. Педагогические условия рассматриваются как система важных требований-ориентиров, соблюдение которых обеспечивает эффективность и качество функционирования педагогического процесса. Психологические условия - методологические установки, характеризующие законы развития психики.
Как общие условия преодоления неуспеваемости детей младшего школьного возраста выступают принципы диагностики и коррекции:
- комплексный и системный подход к диагностике и коррекции;
- учет возрастных, индивидуальных особенностей личности ребенка и социально-педагогически-психологической ситуации его развития;
- профессиональная компетентность и разделение функций в процессе диагностики и коррекции;
- опора на положительное в личности ребенка и ориентация на гармоничное развитие;
- единство и взаимодополнение педагогических методов работы.
Как конкретные педагогические условия преодоления неуспеваемости выступают методы психолого-педагогической диагностики и коррекции. Методы педагогической диагностики реализовались с помощью средств:
- объективность, предотвращение предвзятости, выявления доминирующих тенденций, изучение состояний и процессов развития ребенка;
- диагностика целостной индивидуальности;
- единство изучения ребенка и микросреды;
- связь и взаимодополнения педагогических методов;
- надежность и корректность;
- сотрудничество с ребенком;
- изучение ребенка в процессе деятельности и общении;
- предоставление ребенку необходимого общественного пространства для лучшего проявления своей индивидуальности.
Методы педагогической коррекции реализовались с помощью средств:
- принцип гуманизма и психолого-педагогического оптимизма;
- учет нормативности возрастного развития;
- учет зоны ближайшего развития;
- системность развития и интеграции психики; параллельность коррекционных воздействий на ребенка и его микросреду;
- принцип принятия ребенком коррекционных воздействий, ее включение в коррекционные мероприятия;
- рефлексия процесса и результатов коррекции;
- сравнение результатов продвижения ребенка в коррекционном процессе.
Главным направлением помощи ребенку является работа по формированию самосознания, общения и учебной деятельности, а выбор конкретных программ осуществляется на диагностической основе.
Педагогические условия преодоления неуспеваемости детей младшего школьного возраста в условиях общеобразовательной школы представим в таблице 1.
Таблица 1.
Педагогические условия преодоления неуспеваемости детей младшего школьного возраста в условиях общеобразовательной школы
№ п/п | Педагогические условия | Средства |
1. | Условия стимулирования к мотивации учебно-познавательной и игровой деятельности | познавательные игры, создание ситуации эмоционального волнения, ситуации опоры на жизненный опыт, ситуации успеха |
2. | Условия для организации жизни и деятельности детского коллектива | Коллективные игры, коллективно-единые требования, коллективные соревнования |
3. | Условия общения и взаимодействия в различных ситуациях | Уважение, педагогические требования, убеждения, понимание, доверие, сочувствие, побуждения, педагогическое предостережение, анализ поступка, решения конфликтной ситуации |
4. | Условия педагогического воздействия и стимулирования к активности | Пример, объяснения, ожидание радости, снятие напряжения, обращение к самолюбию, самоуважению, любви, стыда, чувство прекрасного, требовательность, внушение, поощрение |
5. | Условия коррекции дисгармоничного развития | Взаимопонимание; сочувствие педагога - классного руководителя; рационализация учебно-воспитательного процесса; повышение культурно-образовательных возможностей неуспевающих детей; личная перспектива как фактор, влияющий на веру ребенка в свои возможности |
6. | Условия коррекции высокой тревожности, способствующие развитию социальной рефлексии, преодолению трудностей в общении, неадекватном поведении и повышении социального статуса педагогически запущенного ребенка | Формирование осознанных и действующих мотивов поведения; анализ конфликтной ситуации, в которую ребенок постоянно попадает; дальнейшее положительное влияние авторитета педагога - классного руководителя на отношения ребенка со своими сверстниками |
7. | Условия коррекции игровых и реальных отношений детей, развитие комплекса игровых способностей, побуждение игровой и учебно-познавательной мотивации | Положительное стимулирование; авансированный успех; парциальные оценки результатов игровой или учебной деятельности ребенка |
8. | Условия влияния на формирование свойств субъекта игровой деятельности | Руководство ролевых взаимодействий детей в игре, ролевые диалоги педагога-классного руководителя с неуспевающими детьми, творческое самовыражение ребенка в игре, обогащение предметной среды |
9. | Условия учета типологических особенностей личности неуспевающих детей младшего школьного возраста | Наглядные опоры в обучении; комментируемое управление; поэтапное формирование умственных действий; учебные ситуации с элементами новизны, интереса, опоры на жизненный опыт). |
10. | Условия учета «нарушения образа Я», нарушение развития самосознания | Выборочное игнорирование негативных поступков ребенка, эмоциональное поглаживание, «ожидание завтрашней радости»; психологический массаж; идентификация; зеркальное отражение; подтверждение уникальности ребенка; развитие позитивного восприятия других; самовнушение ребенка). |
Проанализировав условия преодоления неуспеваемости детей младшего школьного возраста, мы выбрали три наиболее эффективных направления преодоления неуспеваемости детей младшего школьного возраста, представленных на рисунке 1.
Рисунок 1. Наиболее эффективные направления преодоления неуспеваемости детей младшего школьного возраста
Таким образом, отставание в учебе очень остро переживается детьми. Поэтому перед учителем начальных классов стоит задача донести до сведения родителей, что недопустимо в наказание за плохую успеваемость:
- лишать детей прогулки, отдыха;
- активно выражать свое недовольство;
- «учить» ремнем, так как это травмирует ребенка еще больше. В результате ребенок может озлобиться, замкнуться в себе. Родители должны уделять как можно больше внимания детям, потому что как никогда им необходимо понимание и поддержка со стороны родителей. Чтобы восполнить отсутствующие знания у детей и повысить уровень усвояемости материала, можно посоветовать родителям больше заниматься со своими детьми дома, так, чтобы это было интересно для детей, чтобы не отбивать, заставляя, а прививать желание учиться. Желательно проводить дополнительные занятия в игровой форме. В игре ребенок будет быстрее учиться и при этом не забывать поощрять ребенка даже за незначительные успехи.
Итак, систему работы по формированию положительного отношения к учению у неуспевающих школьников можно распределить на этапы:
- к содержанию учебного материала:
1. Наиболее легкий занимательный материал, независимо от его важности, значимости.
2. Занимательный материал, касающийся сущности изучаемого.
3. Существенный, важный, но не привлекательный материал.
- к процессу учения (усвоения знаний):
1. Действует учитель, ученик только воспринимает.
2. Ведущим остается учитель, ученик участвует в отдельных звеньях процесса.
3. Ведущим становится ученик, учитель участвует в отдельных звеньях процесса).
- к себе, своим силам:
1. Поощрение успехов в учебе, не требующей усилий.
2. Поощрение успехов в работе, требующей некоторых усилий.
3. Поощрение успехов в работе, требующий значительных усилий
- к учителю (коллективу):
1. Подчеркнутая объективность, нейтралитет.
2. Доброжелательность, внимание, личное расположение, помощь, сочувствие.
3. Использование суждения наряду с доброжелательностью, помощью и др.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Фридман Г. А. Психолого-педагогические условия преодоления неуспеваемости у младших школьников // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/118840-psikhologo-pedagogicheskie-usloviya-preodoleniya-neuspevaemosti-u-mladshikh-shkolnikov (дата обращения: 21.11.2024)- Общество, как сложная система
- Особенности работы учителя в обучении по ФГОС НОО
- Теория решения изобретательских задач как метод создания технологических инноваций и средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка
- Воспитание нравственности и этического сознания на уроках литературы и во внеурочной деятельности
- Технология уровневой дифференциации
- Проектно-исследовательская деятельность в начальных классах
- Особенности содержательной новизны ФГОС на примере химического образования
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 3858 пользователей.
Отзывы