статья Приемы арт-терапии в работе с подростками группы риска
Приемы арт-терапии в работе с подростками, находящимися в трудных жизненных ситуациях.
Коррекционная работа по профилактике отклоняющегося поведения с подростками имеет свои особенности. На начальных этапах не показаны групповые формы, индивидуальная работа с подростком является более эффективной.
Как же помочь трудному подростку и предотвратить девиантное поведение?
Арт-терапия - это наиболее мягкий метод работы, контакта с трудными проблемами подростков.
Одним из наиболее распространенных видов арт-терапии является изотерапия (рисунок, лепка) - лечебное воздействие, коррекция посредством изобразительной деятельности.
Достоинства арт-терапии, особенно в работе с трудными подростками, заключаются в следующем:
- возможность невербального общения, что важно для таких обучающихся, потому что они затрудняются в словесном описании своих переживаний;
- возможность свободного самовыражения и самопознания.
Основные цели арт-терапии:
Получить материал для интерпретации и диагностических заключений. Содержание и стиль художественных работ дают возможность получить информацию о подростке, который может помогать в интерпретации своих произведений.
Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам.
Работа над рисунками, картинами, скульптурами является безопасным способом выпустить «пар» и разрядить напряжение.
Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе вербальной коррекции.
Проработать мысли и чувства, которые подросток привык подавлять.
Наладить отношения между психологом и подростком. Совместное участие в художественной деятельности может способствовать созданию отношений эмпатии и взаимного принятия.
Развить чувство внутреннего контроля. Работа над рисунками, картинами или лепка предусматривают упорядочивание цвета и форм и учит концентрировать внимание на ощущениях и чувствах.
Развить художественные способности и повысить самооценку. Часто побочным продуктом арт-терапии является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития.
Большое влияние на формирование девиантного поведения у подростком, на взгляд многих известных психологов, оказывают неблагоприятные семейные отношения. Семья - это место, где подросток получает основную социализацию, где под влиянием взрослых формируются его ценности, установки, модели поведения. От отношений в семье напрямую зависит благоприятное развитие подрастающей личности. Для примера разберем одну технику работу с подростков «Моя семья в образе цветов»
Техника «Моя семья в образе цветов»
Цель: выявление эмоционального самочувствия подростка, восприятия подростком себя в своей семейной системе, взаимодействия между членами семьи.
Инвентарь: краски (гуашь), карандаши, кисти, баночка для воды, белый лист бумаги (АЗ).
Время работы: 40–60 минут.
Алгоритм работы
Вступление. Подростку предлагается нарисовать свою семью в виде цветов (растений, не цветов радуги). Важно уточнить, что семья – это только люди, живущие в настоящее время, а род – это все представители семейной системы. В данном случае мы рисуем семью. Больше никаких инструкций подросток не получает.
Основная часть
После создания рисунка подростку предлагается ответить на вопросы:
- Что Вы создали? Можно попросить дать название своей картине
- Какие чувства у Вас возникали, когда Вы изображали свою семью на рисунке?
- Есть ли на нём Вы?
- Как себя чувствует Ваш цветок?
- Какие чувства вызывает у Вас рисунок?
- В каких частях тела у Вас появились ощущения, вызванные рисунком?
- Какие члены семьи здесь изображены?
- Какие чувства они испытывают?
- Взаимодействуют ли цветы между собой?
- Есть ли члены семьи, проживающие с Вами, но отсутствующие на рисунке?
- Какую ситуацию из Вашей семейной жизни иллюстрирует этот рисунок?
Как рисунок связан с вашей жизнью?
Что Вы способны изменить в рисунке?
Если Вы сейчас хотите что-то дорисовать, то о каких изменениях в жизни это говорит?
Как Вы себя чувствуете сейчас? Обязательно отпускать в ресурсном состоянии.
Образы цветов на рисунке, их расположение, среда обитания отражают реальную семейную ситуацию и помогают автору рисунка ее осознать.
Образы цветов могут отражать:
- поле цветов – состояние жизни в социуме, заменяющем семью;
- идеальная семья – та, которую автор рисунка хотел бы иметь;
- семья, в которой вырос или сейчас живёт человек.
Диагностические рекомендации
- В норме рисунок обычно располагается в центре листа и занимает практически всё свободное пространство.
- Цветы могут занимать разное пространство на листе (большее или меньшее), это может быть связано с тем, как клиент воспринимает то жизненное пространство, которое люди позволяют себе занимать в реальности.
-Обращаем внимание, нарисовал ли человек самого себя? Если нет, то это обычно говорит об инфантильности, склонности к обидам, эмоциональной отчужденности от семьи.
Отдаленно расположенные цветы, отсутствие кого-то из членов семьи указывают на слабые эмоциональные связи, сложности и напряженность во взаимоотношениях клиента с этими людьми.
-«Увядание» цветов – изображение физического неблагополучия или преклонного возраста человека.
-Если цветы помещены в цветочный горшок, вазу или растут на клумбе, важно прояснить, кто ухаживает за этими цветами, от кого они получают заботу.
-Если некоторые цветы размещены на близком расстоянии или растут из одного стебля, важно уточнить, что для автора рисунка означает слишком близкое их расположение.
-Наличие цветов разной высоты также может стать предметом для анализа.
-Присутствие в рисунке похожих цветов, а также одинакового цвета может говорить об эмоциональной близости этих людей, их сходстве с позиции клиента.
-Если в рисунке присутствуют дополнительные элементы, важно уточнить у клиента их значение.
-В норме подросток обычно изображает цветы той местности, в которой прошло его детство, или той, в которой он живёт уже долгое время.
Ниже приведены некоторые техники индивидуальных занятий с девиантными подростками.
Техника «Прощание с…»
Цель: коррекция реагирования на негативные переживания, эмоции, чувства.
Задачи:
✓ учиться слушать и слышать внутреннее «Я»;
✓ проработать мысли и чувства, которые клиент привык подавлять;
✓ дать выход негативным эмоциям и чувствам;
✓ трансформировать негативное состояние в позитивное.
Инвентарь: белый лист бумаги (А4), карандаш, краски, баночка для воды.
Время работы: 40–45 минут.
Алгоритм работы
Вступление. Каждому предлагается определить чувство, эмоцию, состояние, с которым он хотел бы проститься. Вспомнить это чувство или состояние.
Инструкция к действию.
1. Положите перед собой лист А4, закройте глаза и нарисуйте контур (если вы «правша», рисуйте левой рукой, если «левша» – то наоборот).
2. Затем, что есть силы, скомкайте этот лист, окуните его в воду, намочите полностью, «искупайте» хорошенько.
3. Разверните лист бумаги и с помощью красок создайте новые образы.
Подросткам предлагается ответить на вопросы:
- Как изначально называлось чувство, с которым Вы работали?
- Как называется это чувство теперь?
- Какой отклик у Вас нашёл этот рисунок?
- Как он соотносится с Вашей жизнью? Или: «О чём из Вашей жизни рассказывает этот рисунок»?
Выводы. У каждого человека есть чувства, эмоции, переживания, которые не дают ему спокойно жить, от которых он хотел бы избавиться. Данная техника даёт возможность «допрожить», отреагировать травмирующее состояние, трансформировать его в позитивное, в то, которое подтолкнёт к новым мыслям, а возможно, и действиям. Данная техника поможет освободить энергию боли для созидания и развития.
Техника «Рисование маслом»
Цель: развитие эмоционального интеллекта, осознание бессознательных образов, внутренних потребностей, выявление скрытых эмоций своего внутреннего «Я».
Задачи:
✓ развить навык свободного рисования;
✓ научиться расслабляться и получать удовольствие от процесса рисования;
✓ ознакомиться с различными возможностями данной техники (нанесение масла на различные поверхности разными инструментами);
✓ развить фантазию и воображение в процессе рисования.
Инвентарь: листы бумаги (белые, цветные) разного формата, подсолнечное масло, ушные палочки, кисточки, губка, зубочистки.
Время работы: 30–40 минут.
Алгоритм работы
Вступление. Каждому клиенту предлагается взять лист бумаги, масло, выбрать инструмент для рисования, например, ушные палочки. Предварительно его необходимо ознакомить с материалами и инструментами, предложенными в данной технике, рассказать о возможностях и вариантах их использования в рисовании.
Основная часть
1. Включите приятную музыку. Это условие выполняется по рекомендации терапевта и желанию подростка и не является обязательным.
2. Предложите подростку тему (например: «Планета, на которой мне хорошо», «Место силы и безопасности», «Мой мир» и т. и.).
3. Попросите настроиться и сосредоточиться на заданной теме.
4. Предложите медленно и спокойно попробовать изобразить то, что он чувствует.
5. По окончании работы попросите подростку поднести рисунок к свету и посмотреть на него, как на рентгеновский снимок. Спросите, не кажется ли ему выполненный рисунок снимком его души?
6. Далее предложите подростку ответить на следующие вопросы:
- Как бы Вы озаглавили свою работу?
- Удалось ли Вам реализоваться в этой работе?
- Даёт ли она Вам интересные темы для размышления?
- Какой новый опыт Вы получили, проживая рисование маслом?
Выводы. Техника рисования таким мягким и пластичным материалом, как масло, позволяет клиенту расслабиться и не думать о том, что и как он изображает, то есть следовать своему внутреннему порыву. Главное во всём процессе – чувствовать и делать то, что подсказывает сердце. Скорее всего, взглянув на свою работу по окончании, клиент сможет узнать о себе много нового. Эта техника также хороша для работы в группе и семье, так как благотворно влияет на взаимопонимание между людьми. Рисование маслом обладает широкими возможностями для экспериментирования и развития творческого мышления, а также вдохновляет на дальнейшее творчество.
Техника работы на жатой бумаге
Цель: актуализация и выражение чувств, связанных с самоощущением клиента в данный жизненный момент, их осознание и интеграция.
Задачи:
✓ укрепление образа «Я»;
✓ выявление и осознание потребностей, установок и ценностей;
✓ исследование системы отношений, актуализация и разрешение внутриличностных конфликтов.
Инвентарь: кисти, краски, банка для воды, бумага (АЗ).
Время работы: 40 минут.
Алгоритм работы
Вступление. Участнику предлагается взять чистый лист формата АЗ, затем обильно смочить его водой, развернуть и положить перед собой.
Инструкция. Предлагается создать некий образ, существующий в реальности или в их фантазии. Рекомендуется фиксировать ощущения и переживания, которые, возможно, возникнут у них в процессе работы. В ходе занятия подросток показывает созданную работу и комментирует ее. Далее предлагается ответить на следующие вопросы:
- Что Вы создали?
- Какие чувства вызывает у Вас работа?
- Что Вы ощущали, чувствовали в процессе работы над образом?
- Есть ли для Вас различия в рисовании на обычной бумаге и на жатой?
- На что похоже рисование на жатой бумаге, если сравнить это с жизнью?
- Какой опыт может получить человек, рисуя на жатой бумаге?
Один из вариантов данной техники предполагает визуальную организацию работ посредством размещения их на стене с последующим обсуждением.
Вывод. Применение данной техники способствует самораскрытию и носит релаксационный характер, рекомендуется для использования в конце терапевтического сеанса.
Техника «Рисунок акварелью на воде «Быть в процессе»
Цель: обозначить возможность собственного присутствия в состоянии «здесь и сейчас», обратить внимание на возможность находиться в осознании процесса без тревоги за результат и без ожидания внешней оценки, дать разрешение получать ресурс от процесса.
Задачи:
✓ учиться слушать и слышать внутреннее «Я»;
✓ уйти от ожидания внутренней и внешней оценки результата деятельности;
✓ снять тревогу за результат;
✓ взять право быть в процессе творчества и наслаждаться деятельностью.
Инвентарь: акварель, вода в глубокой посуде (миска пластиковая белого цвета или прозрачная), белый лист бумаги (А4) под посуду.
Время работы: 30–45 мин.
Алгоритм работы
Вступление. Каждому клиенту предлагается обратить внимание на акварель в коробке, рассмотреть цвета; выбрать толщину кисти, рассмотреть воду (вода налита в посуду почти до края, посуда стоит на листе бумаги – светлый фон вокруг воды).
Инструкция к действию.
1. Прислушайтесь к себе и почувствуйте своё состояние, эмоции.
2. Удобно расположите своё тело на стуле.
3. Обратите внимание на цвет акварели: какой цвет «зовёт», к тому цвету и прикасайтесь кистью.
4. Медленно начинайте оставлять точки на воде и наблюдайте за тем, что происходит с краской. Наблюдайте за собой. Будьте в процессе.
5. Когда кисть начнет рисовать по воде – позволь ей это, и наблюдайте за процессом. Отследите, как изменилось Ваше состояние, эмоции.
6. Если захотите – поменяйте цвет краски.
7. Возьмите кисть в не «ведущую» руку и рисуйте дальше. Наблюдайте за собой. Будьте в процессе.
8. Можно взять вторую кисть и рисовать обеими руками. Наблюдайте за собой. Будьте в процессе.
9. Подумайте, что происходит с результатом – твоими рисунками на воде, где они, что с ними происходит, и как Вы чувствуете себя в этом процессе?
10. Если очень хочется – можно начать рисовать на самой посуде и на листе бумаги (прим. – снижается тревога, появляется жёсткий «результат действия: рисунок не исчезает).
11. Для того чтобы вода стала прозрачной, необходимо ждать, пока осядет краска (прим. – свойства акварели). В редких случаях можно сменить воду. В работе с беременными – воду не меняем! (ибо невозможно заменить одного пренейта на другого! Работа с принятием).
Вопросы для сопровождения:
- «Наблюдайте за собой. Как изменилось Ваше состояние?
- Как часто получается быть сосредоточенными на процессе?
- Что мешает в обычном состоянии находиться в состоянии «здесь и сейчас»?
- О чём Ваше состояние? Как это творчество перекликается с привычными для Вас действиями?
- О чём говорит Ваше состояние?
- Как при этом чувствует себя Ваше тело? Чего хочет? и т. д. и т. п. – зависит от запроса клиента.
Выводы: воспитываясь в системе «оценка+критика», человек забывает о процессе в действии, и все свои переживания сосредотачивает на результате. Данная техника позволяет безопасно уйти от результата и сосредоточиться на процессе. Хороша данная метода в работе с тревожностью, неуверенностью, выгоранием. Ресурс, который подросток получает в процессе работы надолго остается в памяти разрешением быть в действии, быть в процессе, не торопить события и дать себе время.
Литература:
- «Теория и практика арт-терапии», А. И. Копытин, 2002г. – Питер.
- «Тайный мир рисунка. Исцеление через искусство», Грегг М. Ферс, 2014г. – Деметра.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Середкина Е. Н. Приемы арт-терапии в работе с подростками группы риска // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/119795-priemy-art-terapii-v-rabote-s-podrostkami-gruppy-riska (дата обращения: 21.11.2024)- Современные методы обучения математике
- 7-сынып оқушыларының жазылым дағдысын жазылымалды нұсқаулықтар арқылы қалай жақсартуға болады?
- Я-воспитатель
- Новые тенденции преподавания игры на баяне
- Значение экологии для каждого человека
- Влияние семьи на процесс обучения младших школьников
- Террористический акт как угроза общественной безопасности
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 6859 пользователей.
Отзывы