статья Формирование элементов финансовой грамотности на уроках технологии и во внеурочной деятельности
Финансы - это большая часть нашей жизни. Быть финансово грамотным - это значит грамотно управлять своими денежными средствами, то есть вести учет доходов и расходов, избегать излишней задолженности, планировать личный бюджет, создавать сбережения, ориентироваться в сложных продуктах, предлагаемых финансовыми институтами и, конечно, использовать накопительные и страховые инструменты. Как правильно распоряжаться деньгами, является одним из самых важных вопросов в современной жизни. Но не каждый выпускник современного образовательного учреждения может рассчитать, спрогнозировать, оценить риски.
В связи с этим одной из важнейших задач современного обучения стало воспитание делового человека, личности с развитым экономическим мышлением, готовой к жизни и хозяйственной деятельности в условиях суровых рыночных отношений.
Курсу «Технология» здесь принадлежит особая роль. Предмет «Технология» является практико-ориентированным, обучающиеся получают не только знания в области различных технологий, но и на практике закрепляют полученные знания и умения.
Более 10 лет в моей рабочей программе есть уроки финансовой грамотности. Работая над творческим проектом (а этот метод впервые появился в курсе предмета технологии), обучающиеся столкнулись с проблемой экономического расчета своей работы. Это и послужило необходимостью введения элементов финансовой грамотности в программу. Мной был разработан элективный курс «Основы предпринемательства».
Практически каждый раздел программы включает в себя уроки финансовой грамотности: на уроках «кулинарии» составляют меню на определенную сумму, уроки сельхозтруда: что выгоднее: вырастить на приусадебном участке или купить в магазине? При изучении «Швейного дела»: какую выбрать ткань, ее стоимость, чтобы семейный бюджет не пострадал. Какой выбрать пиломатериал: выгоднее сухой или влажный? Что такое товар и услуга, правила совершения покупок, пути экономии домашнего бюджета. Ученики впервые рассчитывают сумму за потраченную электроэнергию, израсходованную воду.
Методы обучения и организации занятий по финансовой грамотности характеризуются использованием разнообразных методик, направленных на поддержку собственной активности школьников в процессе обучения; прикладной характер обучения – создание учебных ситуаций, основанных на реальной практике, и применение полученных знаний на практике; использование разнообразных видов деятельности на уроке: обучение в сотрудничестве, работа в команде, самостоятельная работа вне школы, получение знаний из различных источников (библиотеки, Интернет, семейный опыт). Применяются технологии: модерации, (и ученики являются равноправными участниками образовательного процесса. От каждого из них в равной мере зависит успех обучения. витагенной, (жизненный опыт) формирующего оценивания (сами себя) и др.
Так решение практико-ориентированных финансовых задач позволяет адаптировать обучающихся к жизненным ситуациям, с которыми приходится сталкиваться каждый день.
Современные дети очень рано знакомятся с ролью денег в жизни человека. Они слышат разговоры о деньгах дома, по телевизору, на улице. Они рано понимают — деньги позволяют получить желаемое, и начинают стремиться к самостоятельному использованию денег.
Фактически современные школьники выросли вместе с рыночной экономикой, которые, живя в мире ценников, а не ценностей, не догадываются о другой системе человеческих отношений, кроме той, которая измеряется деньгами. Времена, когда главенствовала поговорка «Не в деньгах счастье», канули в Лету, теперь актуальна другая – «Не в деньгах счастье, а в их количестве».
Обучение с детских или юношеских лет финансовой грамотности, конечно, позволит молодым людям в дальнейшем легче адаптироваться к постоянно изменяющейся финансовой сфере. Выходя в самостоятельную взрослую жизнь, они будут уже знать, как вести бюджет, как, куда и сколько откладывать денег, как планировать будущее, сколько должно быть источников дохода и так далее. Эти бесценные знания действительно могут сделать жизнь человека гораздо проще. Мир не стоит на месте
Появляются новые термины, определения, понятия, возникает необходимо самосовершенствоваться нам, педагогам. В 2018 году я обучилась на дистанционных курсах финансовой грамотности в Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования. Большую помощи в моей работе оказываю «Онлайн уроки финансовой грамотности» Организатором этого. Проекта выступает мегарегулятор финансового рынка – Центральный банк Российской Федерации. Уроки проходят в формате вебинаров в режиме реального времени, что позволяет школьникам взаимодействовать с экспертами, задавать вопросы, получать ответы и самим отвечать на их вопросы. Эксперты рассказывают школьникам о личном финансовом планировании, инвестировании, страховании, преимуществах использования банковских карт. Особое внимание уделяется правилам безопасности на финансовом рынке и защите прав потребителей финансовых услуг.
13 апреля 2017 года Председатель Банка России Эльвира Набиуллина и Министр образования и науки РФ Ольга Васильева подписали Дорожную карту мероприятий по включению финансовой грамотности в программы российских образовательных организаций
Для повышения мотивации как учащихся, так и преподавателей предусмотрены профессиональные конкурсы и тематические олимпиады.
Проект «Инфоурок» в рамках Проекта Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию
финансового образования в Российской Федерации» для участников всех возрастов разработал полезное интеллектуальное соревнование – онлайн-марафон по финансовой грамотности в рамках
V Всероссийской недели сбережений. Обучающиеся приняли активное участие в этом онлайн -мероприятие.
Современные дети достаточно активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами и мобильными приложениями. То есть, они с раннего возраста оперируют денежными знаками и являются активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений, что требует от них определенного уровня финансовой грамотности.
Финансы - это большая часть нашей жизни. Финансовую грамотность необходимо изучать для того, чтобы дети были информированным в части работы финансовой системы, знания и навыки в этой сфере позволяют научиться правильно ориентироваться в финансовой отрасли, принимать верные решения, грамотно управлять своими средствами, вести учёт доходов и расходов, планировать свой бюджет, преумножать деньги.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Голубцова Э. Г. Формирование элементов финансовой грамотности на уроках технологии и во внеурочной деятельности // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/121213-formirovanie-elementov-finansovoj-gramotnosti-na-urokakh-tekhnologii-i-vo-vneurochnoj-deyatelnosti (дата обращения: 23.12.2024)- СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ
- Отчет по проведенному исследованию урока
- История заимствования в русском языке
- Групповая работа как эффективная форма организации урока в начальной школе
- Кейс-технологии как один из методов духовного просвещения
- Критерии оценки устной речи
- Формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни как направление образования детей с ОВЗ