статья Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы
Наше время – время больших перемен в системе образования. Современное образование в Казахстане должно обеспечить успешность становления личности, способной решать социально-экономические проблемы.
В документах ЮНЕСКО кратко сформулированы задачи общего образования в XXI веке:
- научить учиться (учиться познавать),
- научить создавать (практическая направленность обучения),
- научить жить (культура дома, технологии ведения дома, здоровый образ жизни),
- научить жить вместе (культура человеческих отношений, уважения к младшим, ровесникам, старшим, людям других национальностей и вероисповеданий).
Новые параметры обучения и воспитания подрастающего поколения выдвигают новые задачи, требуют кардинального пересмотра традиционных методов преподавания. У учителя есть возможность выбрать методы и технологии обучения, которые наиболее оптимальны для построения и конструирования учебного процесса. Школа должна готовить детей к жизни, и поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы. Многие педагоги осознают, что истинная цель обучения - это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности. Чаще всего мне помогает в решении этих задач использование игровых технологий.
Игровые технологии
Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Возможно, именно поэтому дидактическая игра остаётся очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей. Игра приоткрывает ребёнку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, значит, процесс обучения становится более эффективными. Целью обращения к игровым технологиям на уроке русского языка является приобретение конкретных практических навыков, закрепление их на уровне методики, перевод знаний в опыт.
Дидактические игры позволяют:
- повысить степень вовлеченности учащихся в учебно-творческую деятельность;
- помочь учащимся проявить способности и активность (в особенности при их самостоятельной деятельности по подготовке конкурсных заданий и вопросов);
- создать условия стимулирования интеллектуального потенциала ученика;
- расширить кругозор, закрепить знания, в том числе по многим школьным предметам;
- развить находчивость, смекалку, пробудить интерес к различным областям науки, техники, искусства;
- повысить у многих учащихся уверенность в себе;
- научить каждого ученика отстаивать свою точку зрения;
- помочь раскрытию таланта;
- развить чувство товарищества и взаимовыручки;
-развить умение объективно оценивать свои силы и возможности, играющие важную роль в стимулировании интеллектуального роста школьника;
- воспитывает качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремлённость, умение находить решение в нестандартной ситуации.
Дидактические игры давно заняли прочное место в практике проведения уроков русского языка. Но время не стоит на месте. Современная жизнь предъявляет всё более высокие требования к ученику как личности. Значит, необходимо перевести дидактическую игру на качественно новый уровень, сделать её творческой. Находясь в постоянном поиске, стараюсь подходить творчески к учебному процессу, я, как педагог, хочу видеть в каждом ученике будущего писателя, художника или просто доброго, любящего человека. Для этого приучаю своих учеников выполнять задания в своём неповторимом варианте, развивая тем самым самостоятельность, активность, инициативу. Стараюсь вводить в урок такие формы работы, которые были бы доступны и интересны каждому. Таких форм существует множество, но одной из самых благодатных была и остаётся игра. Игра должна соответствовать возрасту детей, быть увлекательной, способствовать умственному и духовному развитию. Ведь в игре дети активизируются, у них развивается умение переключаться с одного вида работы на другой, они учатся выступать в команде. Участие в игре приносит чувство удовлетворения от познавательной деятельности. Какие же игры можно предложить детям? Приведу некоторые дидактические игры и игровые приемы, которые я применяю на своих уроках.
Игра «Веришь – не веришь»
Учитель читает фразу, а учащиеся должны, либо согласится с высказыванием, либо нет, например:
1. Имена прилагательные изменяются по родам, по числам, по падежам.
2. Имена прилагательные зависят от глаголов, к которым они относятся.
3. Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает действие предмета.
4. Имена прилагательные отвечают на вопросы какой? чей?
Игра «Ромашка»
Каждый лепесток ромашки содержит определённое задание или вопрос по изученной теме. При помощи этой игры можно сделать более интересным и увлекательным, например, опрос домашнего теоретического материала.
Игра «Найди лишнее слово»
Задание: Найдите лишнее слово и запишите в тетрадь.
- Существительное, глагол, подлежащее, местоимение.
- Дополнение, определение, сказуемое, обстоятельство.
- Побудительное, вопросительное, восклицательное, повествовательное.
Докажите, что именно это слово лишнее.
Образец ответа: Прилагательное, существительное, глагол, подлежащее, местоимение. Лишнее слово – ≪подлежащее≫.
Игра «Грамотеи»
Задание: Внимательно рассмотрите слайд, запишите слова. Определите количество букв и звуков.
Ноты, часы, дерево, письмо, олень.
Игра «Не подведи свой ряд»
Задание: Внимательно рассмотрите слайд. Первый ряд записывает существительные женского рода, второй - мужского рода, третий - среднего рода.
«Немой диктант»
Школьники любят писать так называемые ≪немые≫ (в методической литературе их называют картинными) диктанты. При проведении картинных диктантов учитель не произносит слова, а лишь показывает учащимся картинку с изображением предмета. Учащиеся, посмотрев картинку, мысленно воспроизводят слово, называющее изображенный предмет, и пишут его. Такой вид диктанта целесообразно проводить после изучения слов определённой лексической темы, когда учитель хочет выяснить, насколько понятно учащимся лексическое значение слов и как усвоено их написание. На уроках русского языка и литературы большой интерес у ребят вызывает работа с картинкой. Для этого можно использовать серии картинок, иллюстрации сказок, картины природы, просто один цветок или неживой предмет. Ведь красочная содержательная картина оказывает на ребенка глубокое эмоциональное воздействие, обогащает его мысли и чувства, побуждает к высказыванию, поэтому так важно применять компьютерные технологии при создании заданий. Используя игровые технологии на уроках русского языка, убеждаюсь, что активность учеников повышается, появляется интерес к русскому языку, желание узнать новое, быть победителем. Применять игровые технологии можно не только в начальных классах, но и на любой ступени обучения.
Список использованной литературы:
1. Федорович С.В. Игры на уроках русского языка. – ≪Русский язык в Казахстанской школе≫ - 2008 - №3 – с. 50-54.
2. Калугин М.А., Новоторцева Н.В. Развивающие игры для младших школьников. Кроссворды, викторины, головоломки. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 224 с.
3. Бадамбаева Г.А., Кабдолова К.Л. Русский язык. Сборник диктантов и статей для изложений в начальных классах общеобразовательной школы с казахским языком обучения: Пособие для учителей. – Алматы: Атамұра, 2000. – с.6.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Оспанова М. С. Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/122489-razvitie-tvorcheskikh-sposobnostej-uchashchikhsya-na-urokakh-russkogo-yazyka-i-literatury (дата обращения: 22.12.2024)- РОЛЬ ОТЦА В СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ
- Особенности проведения спортивного часа в общеобразовательной школы
- Как преподавать урок истории в трудных классах
- Внеурочная работа
- Влияние хореографии на детей ОВЗ с кохлеарными имплантами
- О некоторых принципах интонирования на уроках сольфеджио в ДМШ и ДШИ
- Развитие речевой деятельности учащихся на уроках русского языка
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 9975 пользователей.
Отзывы