статья Духовно - нравственные ценности и их воспитание в проектной деятельности
Аннотация: статья посвящена развитию духовно-нравственных ценностей в проектной деятельности. В тексте раскрываются актуальность темы.
Ключевые слова: проектная деятельность, духовно-нравственные ценности.
Важность выбранной темы подчеркивается тем, что духовно- нравственное развитие рассматривается как необходимое условие для целостного формирования личности детей младшего школьного возраста. Усвоенные ребенком нравственные знания, сформированные чувства, выработанные навыки нравственного поведения помогают ребенку адаптироваться в обществе, бесконфликтно существовать в нем, а также преодолевать различные переломные ситуации, что приносит ему возможность творческой самореализации и самоопределения. Усвоенные ребенком точные установки нравственного поведения, соотнесенные с сознательно усвоенными нравственными нормами, помогают ему быть целостным человеком и понимать в том, что «хорошо», а что «плохо», и действовать в соответствии с этими установками.
К.Д. Ушинский, заложивший научные основы педагогической мысли в России, особенно подчёркивал роль духовного и нравственного воспитания как основы развития индивидуальности. В статье «О нравственном элементе в воспитании» он утверждал, что нравственность не есть необходимое последствие учёности и умственного развития и этическое воспитание важнее, чем наполнение головы знаниями. К.Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».
Одной из главных задач современной государственной политики России является гарантировать развитие духовной и нравственной сферы жизни граждан. Соблюдение законов, укрепление правопорядка, уважение, экономический и социальный прогресс, качественный труд и взаимоотношения в обществе напрямую зависят от того, как гражданин России принимает и придерживается национальных и общечеловеческих ценностей в своей личной и общественной жизни. Духовное и нравственное развитие граждан России способствует развитию страны и ее глубокой модернизации на уровне личности и общества.
Законом «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся». Таким образом, духовно-нравственное развитие граждан России является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой социальный заказ для образования.
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. С точки зрения федерального государственного образовательного стандарта, процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.
Всё время человечества акцент делается на важности нравственного и духовного развития молодого поколения. Мы интерпретируем духовно-нравственное воспитание как осознанное направление процесса формирования этих основ: стремление к самосовершенствованию, самопознанию и самоопределению, желание принимать участие в творческих начинаниях и изменениях, основанных на универсальных нравственных принципах, таких как любовь, доброта, патриотизм, ответственность, строительство, гуманизм, стремление к знаниям, справедливость и милосердие. Проектное обучение представляет собой эффективный инструмент, способный способствовать реализации целей как в технической (методологической) сфере, так и в образовательной (формировании поведения, эмоций, мышления, общечеловеческих ценностей и индивидуальных смыслов). Ключевая преимущество этой системы заключается в том, что она направлена на восприятие образовательного процесса как результата, а не на поверхностное освоение конкретных тем. Исследование нынешнего состояния проектной работы в свете требований Федерального государственного образовательного стандарта, последних инноваций в области педагогики и психологии, а также собственного опыта преподавания подтверждает: проектные методы не являются просто модным трендом, они отвечают реальным потребностям общества в творческой активности, направленной на создание материальных и духовных благ, осознание важности положительных изменений в социальной среде, личностном росте и воспитании.
Процесс формирования духовно-нравственных ценностей у школьников через проектную работу представляет собой интегрированный подход, цель которого — втянуть учащихся в деятельность, имеющую социальное значение. Этот процесс не только обучает школьников проектному мышлению, но и способствует развитию у них человеческих чувств, мыслей и поступков, основанных на принципах гуманизма и универсальных моральных ценностях. Духовно-нравственное воспитание - это целенаправленное взаимодействие между учителями и учениками, направленное на создание гармоничной личности, на расширение ее ценностной сферы через передачу ей духовных и нравственных ценностей. Под "духовными и нравственными ценностями" понимаются основные принципы и нормы в отношениях между людьми, семьей и обществом, основанные на понятиях добра и зла, правды и лжи.
Духовно-нравственное развитие гражданина России - это процесс постепенного расширения и укрепления ценностной сферы личности, формирование способности человека осознанно строить и оценивать свое отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных установок.
Духовно-нравственное развитие личности в целом представляет собой сложный, многогранный процесс. Оно неразрывно связано с жизнью человека во всем ее многообразии и противоречиях, семьей, обществом, культурой, всем человечеством в целом. Моральное и духовное развитие личности начинается в семейной обстановке. Для того чтобы обеспечить сохранение и продолжение связи, передачи традиций, непрерывности и органичной коррекции уже начатого в семье процесса воспитания детей, школа должна сотрудничать с семьей в процессе обучения и духовно-нравственного развития учащихся, создавая:
- общее, доступное для общественной среды школьно-семейное пространство для духовно-нравственного образования и воспитания;
- условия для того, чтобы школа не только являлась местом обучения, но и стала социальной семьей для ребенка.
Следующим этапом развития гражданина России является осознанное принятие учащимися традиций, ценностей, особенностей культурно-исторической, социальной и духовной жизни своего родного места - села, города, района, области, края. Здесь через семью, близких, друзей, школу, природу и общественное окружение учатся конкретным, чувственно-выразительным содержанием такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом».
Наивысшим уровнем духовного и нравственного развития гражданина России является принятие культуры и духовных традиций своей страны, русского народа и других народов, в окружении которых он вырос и живет. Российская идентичность и культура подобны мощному дереву, корни которого составляют культурные традиции народов России. Важным этапом формирования гражданского самосознания является укорененность в этнических и культурных традициях, к которым человек принадлежит по своему происхождению и первоначальной социализации. Человек становится истинным россиянином, когда погружается в культурное наследие своей страны и ее народов, осознавая их ценность, особенности, единство и взаимопомощь в судьбе России. Открытость к миру, диалог с другими культурами - важные аспекты духовно-нравственного развития гражданина России.
Основным органом воздействия на духовно-нравственное развитие гражданина России является общеобразовательная школа, которая строит партнерские отношения с другими участниками воспитания и социализации, такими как семья, институты гражданского общества, религиозные общины, общественные организации и СМИ.
Дополнительное занятие является естественным продолжением учебного процесса, начатого в классе. Развитие личности и её морального облика происходит под воздействием различных факторов, включая окружение общения, выбор чтения и взаимодействие с интеллектуально развитыми людьми.
Достижение высоких духовных ценностей и формирование моральных устоев у детей требует многогранного подхода в педагогической работе, хотя и не всегда можно предсказать, как будет воспринято наше поучение. В этом контексте педагогика, ориентированная на сотрудничество, оказывание воздействия на эмоциональный мир подростка через словесные и визуальные образы, стимулирование его творческого и умственного развития, а также воспитание на примерах высокой морали и святости — это открывает путь к сердцу ученика, способствуя его духовному росту. Необходимые условия для эффективного воспитания моральных качеств у учеников включают их активное участие в проектной работе и применение ресурсов гуманитарных дисциплин, таких как литература и русский язык, как мощного инструмента для организации духовной деятельности, направленной на осмысление основополагающих человеческих и моральных ценностей.
Таким образом духовно-нравственные ценности мы можем реализовать через проект «Национальные праздники и традиции».
Данный проект соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также Федеральной рабочей образовательной программе.
Проект "Традиционные праздники и традиции" направлен на изучение и сохранение культурных обычаев и праздников различных народов и национальностей. Целью проекта является привлечение внимания к богатству и многообразию культурного наследия, а также популяризация традиций и обрядов, передаваемых из поколения в поколение.
В рамках проекта планируется проведение исследований, сбор информации и материалов о традиционных праздниках различных культур, организация мастер-классов, выставок, посвященных народным обычаям и обрядам. Также важным аспектом проекта будет обучение детей младшего школьного возраста традиционным ремеслам, рукоделию и народным играм, чтобы сохранить и передать уникальные знания и навыки будущим поколениям. Проект "Традиционные праздники и традиции" способствует укреплению культурного единства и взаимопонимания между народами разных стран и национальностей, а также помогает сохранить и передать ценные культурные традиции, которые являются неотъемлемой частью нашего наследия.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Д. А. Духовно - нравственные ценности и их воспитание в проектной деятельности // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/125305-dukhovno-nravstvennye-tsennosti-i-ikh-vospitanie-v-proektnoj-deyatelnosti (дата обращения: 22.12.2024)- Формирование познавательного интереса у младших школьников
- Видеоурок - новый метод обучения
- Формирование профессионально компетентного педагога в детском саду как фактор освоения личностно – ценностных подходов
- Инклюзивное образование для детей с расстройствами аутистического спектра
- Методические рекомендации по организации внеклассной работы по физике с использованием ИКТ
- Журнал Акбузат
- Статья