статья Использование интерактивных презентаций на уроках окружающего мира в начальной школе как средство развития познавательного интереса
Аннотация: Данная статья посвящена теме использования интерактивных технологий на уроках в начальной школе, актуальность которой в современном обществе состоит в том, что для обучения младших школьников и развития познавательного интереса к учебным предметам уже не хватает ярких иллюстраций и подвижных объектов. Нынешние дети увлечены компьютерами и телефонами, где используется не только яркий визуал, но и интерактивность. Именно поэтому появляется необходимость в применении более интересных для детей технологий - интерактивных презентаций.
В современном мире как никогда актуален познавательный интерес – важнейшая деталь образовательного процесса, двигатель всей мотивации ребёнка в обучении, который помогает в успешном усвоении учебного материала. У младших школьников познавательный интерес проявляется в форме любопытства и любознательности с активизацией внимания. Только в момент после возникновения интереса к положительному моменту, результату своей деятельности, у младших школьников появляется желание и потребность приобретать новые знания и умения. В начале обучения учащиеся быстро запоминают яркие и интересные материалы. Подтверждением могут быть слова Д. Б. Эльконина, который писал, что познавательный интерес у учеников не возникает при шаблонном изложении материала. В исследованиях советских и русских учёных и учителей Н. Г. Морозовой и Г. И. Щукиной доказано, что эффективность усвоения изучаемого материала зависит от уровня сформированности познавательного интереса учеников. Поэтому очень важно уделять должное внимание развитию познавательного интереса у обучающихся начальных классов, создавая условия для их вовлечения в образовательный процесс и поощряя различными способами любознательность и стремление к знаниям во избежание потери мотивации к процессу обучения.
Отсутствие познавательного интереса может привести к серьёзным трудностям в процессе обучения, сложности социальной адаптации и, в последствии, к невозможности профессионального роста в будущем. Таким образом, познавательный интерес младших школьников представляет собой важный элемент обучения и выступает необходимым фактором для полноценного формирования и становления личности обучающегося.
Задача формирования познавательного интереса актуальна в наше время для построения и ведения образовательного процесса, так как образовательным учреждениям необходимо прививать обучающимся начальных классов стремление к постоянному пополнению и развитию своих знаний посредством самообразования, содействовать появлению желания, побуждению, расширять свой кругозор. Забиться о создании, поддержании и развитии познавательного интереса к учебному предмету, к самому процессу познания - это важнейшая задача, стоящая перед каждым педагогом. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) от 01.09.2022 г. прописано, что «…в процессе достижения метапредметных результатов обучения у обучающихся формируются познавательные интересы, мотивы учения, желание и способность учиться…», а также указано, что «…программа должна обеспечивать развитие у обучающихся познавательных универсальных учебных действий, включая умение учиться, способность к организации своей деятельности, навыки самоконтроля и самооценки, готовность к самостоятельному получению новых знаний, включая работу с различными источниками информации…».
Существует множество точек зрения о том, что из себя представляет понятие познавательного интереса. Например, Щукина Галина Ивановна – советский и российский учёный в области педагогики, считает, что «познавательный интерес - это избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями». Такого же мнения придерживается советский учёный-психолог Добрынин Николай Фёдорович. По мнению Морозовой Натальи Григорьевной, советского психолога и дефектолога, «познавательный интерес - это активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру».
Таким образом, можно сделать вывод, что для большинства учёных познавательный интерес - это активная избирательная направленность личности, обращённая к процессу познания человеком окружающего мира. Процесс формирования и развития этого самого интереса возможен только в учебной деятельности.
Средством развития и поддержания познавательного интереса младших школьников на уроках отлично послужит интерактивная презентация. Главным отличием такой презентации является возможность не просто созерцать яркую красивую иллюстрацию и наблюдать за передвижением анимированных объектов, но и, что важнее в наше время, иметь возможность напрямую взаимодействовать с ними, получая мгновенную обратную реакцию. Такая презентация имеет механизмы навигации и возможности взаимодействия с изображениями, после чего следует отклик, обратная связь различного рода.
Применение такого средства обучения положительно скажется на настроении обучающихся, активизации познавательного интереса и его удержании, поскольку:
1. Интерактивные презентации позволяют использовать изображения, видео и анимации (например, для подробного изучения отдельных элементов окружающего мира).
2. Интерактивные элементы в виде тестов, игр и заданий с выбором ответов глубже вовлекают младших школьников в учебный процесс, стимулируя их активность и самостоятельную работу, а также повышая интерес к изучаемому предмету.
3. Использование аудио- и видеоматериалов помогает разнообразить подачу учебного материала, а также привносят необходимый элемент наглядности.
4. Игровые моменты внутри презентации, такие как квесты и мини-игры, которые имеют свою систему поощрений за правильные ответы, значительно повышают мотивацию учащихся.
5. Моментальная обратная связь, которая показывает ученикам результаты их действий. Это помогает сразу же корректировать ошибки и закреплять знания. Например, после выполнения теста ученик сразу видит свои успешные и слабые стороны, требующие дополнительного внимания.
Однако, следует учитывать тот факт, что интерактивная презентация создаётся больше для самостоятельной работы или же для работы в малых группах, поэтому педагогам следует тщательно продумывать моменты, в которых будут её использовать, либо применять интерактивные презентации в полностью оборудованном кабинете.
Учителям начальных классов нужно помнить, что при планировании уроков важно оценить целесообразность использования компьютеров и презентаций в целом. Нужно помнить, что информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) являются только средством обучения. Работа с интерактивной презентацией должна быть дозированной, чтобы не стать обыденностью для детей и продолжать вызывать познавательных интерес, а также быть уместной только там, где она действительно необходима.
Основной задачей организации образовательного процесса в начальной школе является стимулирование познавательных способностей учащихся, эффективное освоение учебного материала и поддержка психического развития ребёнка. Соответственно, презентация лишь помогает обучающимся ориентироваться в большом потоке информации, воспринимать и запоминать материал. Она должна служить элементом урока, визуальной помощью для педагога и младших школьников, а не заменять образовательный процесс целиком и, ни в коем случае, не наносить вред здоровью детей. С учётом психологических особенностей младших школьников, работа с применением ИКТ требует тщательного планирования. Беспорядочное необдуманное использование интерактивной доски и компьютера негативно сказывается на здоровье учеников. Время непрерывной работы с техникой для первоклассников не должно превышать десяти минут, а для учащихся вторых - пятых классов – пятнадцать минут.
В глобальной сети Интернет имеется множество диагностических работ от разных педагогов и учёных, по которым можно сделать выводы о реальных показателях познавательного интереса у младших школьников по предмету окружающий мир. Многочисленные диагностики педагогов начальной школы подтверждают у обучающихся низкий уровень познавательного интереса по предмету окружающий мир, а также отмечают улучшение результатов и повышение познавательного интереса после введения в процесс обучения на уроках окружающего мира интерактивных презентаций с новыми необычными для детей возможностями.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Селихова Е. . Использование интерактивных презентаций на уроках окружающего мира в начальной школе как средство развития познавательного интереса // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/125723-ispolzovanie-interaktivnykh-prezentatsij-na-urokakh-okruzhayushchego-mira-v-nachalnoj-shkole-kak-sredstvo-razvitiya-poznavatelnogo-interesa (дата обращения: 22.12.2024)- Коррекция слоговой структуры слова
- Современный подход к формированию грамматического строя речи у детей с ОВЗ
- Металлы на железнодорожном транспорте
- Организация самостоятельной работы студентов, изучающих иностранный язык
- Здоровьесберегающие технологии
- ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МИРЕ ПРОФЕССИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
- Современный школьник… Какой он
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 10345 пользователей.
Отзывы