статья Патриотическое воспитание – одно из приоритетных направлений воспитательной работы музея Центра детского творчества
Музеи, как научные центры сохранения историко-культурного наследия, играют огромную роль в патриотическом воспитании детей и подростков, становясь важным опорным пунктом воспитательной работы. И это не случайно, ведь знакомство гражданина с историей своей страны начинается с самого детства. И чем раньше это происходит, тем эффективнее познает маленький человек всю многогранность окружающего его мира, тем эффективнее у него формируется определенное отношение к собственной стране и ее народу. В этом смысле музей можно сравнить с мозаикой, где из маленьких познавательных кусочков: экскурсий, тематических бесед, встреч с интересными людьми, у ребенка складывается в конечном итоге большая картина мира.
«Формирование у подрастающего поколения патриотических качеств и чувства сопричастности к истории своего Отечества» - такова основная цель работы музея Центра детского творчества.
Музей был открыт в мае 1984 года. Его основатель - Почетный гражданин Еврейской автономной области, ветеран Великой Отечественной войны МАТУШЕВСКАЯ О.Ф. Первоначально – это был музей «Пионерской славы». Сегодня – это музей Центра детского творчества.
Тематико-экспозиционный комплекс музея представлен четырьмя разделами: «История пионерской организации г. Биробиджан», «История Дома пионеров и школьников. 1941-1945 годы», «История Дворца пионеров», «История Центра детского творчества» и составлен на основе документальных материалов: фотографий, альбомов-летописей, пионерской атрибутики, воспоминаний бывших кружковцев Дома пионеров и школьников и студийцев Центра.
В фондах музея более 800 подлинных документов, которые позволяют познакомить его посетителей с историей Центра детского творчества, конкретизировать и расширить их знания и представления об его развитии, его роли в жизни города.
В этом году все экспозиции музея были обновлены. Большую работу в подготовке экспозиционного материала провели обучающиеся Центра детского творчества. Так экспозиция «История пионерской организации г. Биробиджан» была создана по результатам поисково-исследовательской работы обучающихся «Пресс-центра» и «НОУ». Более года ребята собирали и изучали документы, фотографии, газетные материалы, касающиеся пионерии. Они работали с фондами музея ЦДТ, встречались с бывшими пионерами разных лет, искали материал в Интернете.
ЛАНИН Даниил систематизировал весь материал и выполнил поисково-исследовательскую работу по теме экспозиции, которую представил на городской научно-практической конференции «Прошлое, настоящее и будущее ЕАО». По итогам конференции работа Даниила была отмечена дипломом победителя.
Открытие обновленной экспозиции было приурочено к бывшему празднику Дню пионерии 19 мая.
Опыт работы музея показывает, что очень важно обращать внимание школьника не только на абстрактное для него понятие «Страна», «Родина», «Отечество», но и на конкретное место, там, где он учится или живет. Если ребенок знает свой родной край, историю своего учебного заведения, сам участвует в сборе информации и составляет его историю, у него возникает чувство родственного, уважительного и бережного к нему отношения.
В музее стало хорошей традицией ежегодно в начале учебного года проводить экскурсии по теме: «По страницам истории ЦДТ». Ребята знакомятся с прошлым и настоящим учебного заведения, его традициями, символикой. И, как результат, показывают хорошие знания истории своего учебного заведения, участвуя в традиционной интеллектуальной игре «Мой родной Центр».
Содержание работы музея по патриотическому воспитанию предполагает формирование у детей знаний об истории своего города, области.
Девятый год в рамках работы музея проводятся занятия по программе «Удивительный Биробиджан - это интегрированный курс по предмету «Музей + Компьютер». Программа имеет Сертификат Комитета образования ЕАО. По данной программе проходят обучение школьники начальных классов школ города. В прошлом учебном году прошли обучение 126 учеников первого, второго и четвертого классов школ № 1, 23, 8. На занятиях педагоги целенаправленно обращают внимание школьников на то, что Биробиджан – удивительный город. Всего за 77 лет он превратился из маленькой станции Тихонькая в красивый и благоустроенный город. Тематика занятий разнообразна: «Название моего города», «Герб г. Биробиджан», «Традиции и праздники еврейского народа», «Еврейская азбука», «Культурное наследие города», «Улицы рассказывают», «Биробиджан в военной шинели», «Главное богатство города – его жители».
Большой интерес у ребят вызывает тема «Судьба моей семьи в судьбе моего города». Школьники рассказывают о своих семьях, о вкладе своих родных в развитие города, создают родословную своей семьи. В этой работе ценно то, что ребята чувствуют: их семья – это частичка города, а значит и частичка своей Родины. Благодаря использованию на занятиях информационных технологий: видео-экскурсий, презентаций у ребят сложилось представление о нашем городе, его истории, культуре, символике. На практических занятиях обучающиеся освоили ряд компьютерных программ, научились выполнять рисунки, делать открытки. Занятия по данной программе способствуют развитию их кругозора, воспитанию любви к малой родине – городу Биробиджану, уважительному отношению к его жителям.
Для ребят старшего возраста в музее проводятся беседы-презентации: «Государственные символы России», «На берегах Биры и Биджана», «Биробиджан на карте области», «Почетные граждане ЕАО», «Биробиджан в военной шинели», викторины «Область, в которой мы живем», «Летопись войны». Обучающиеся знакомятся с историей города и области, с теми жителями, которые внесли большой вклад в их развитие.
Важное место в работе музея занимает участие ребят в мероприятиях, посвященных Дню Победы – это встречи с ветеранами ВОВ и тружениками тыла, поздравления и вручение им сувениров, сделанных своими руками. Вот некоторые из них: «Память, Родина, Победа», встреча с ветераном ВОВ ЧИГРИНЫМ В.Н., «Биробиджан в военной шинели», встреча с ветеранами ВОВ ЧИДА Ф.И., БРУСИЛОВСКИМ Л.М., «Летопись войны», встреча с ветераном ВОВ НЕМИРОВСКИМ М.Л., «Пионерка навсегда», встреча с пионеркой военных лет РУСЯЕВОЙ К.К. и др.
В этом году в музее была открыта новая экспозиция, посвященная участнице ВОВ МАТУШЕВСКОЙ О.Ф., создателю нашего музея. Материал для экспозиции собрала внучка Ольги Федоровны - ВОРОТИЛКИНА Анастасия. Так, посредством музея осуществляется связь времен и поколений.
Каждый год, благодаря поисково-исследовательской работе студийцев ЦДТ пополняются фонды музея. Например, участвуя в поисково-исследовательской работе по теме «Свою историю пишем сами», обучающиеся собрали большой материал об истории студий и клубов ЦДТ. Исследовательская деятельность помогла ребятам приобщиться к богатой истории Центра детского творчества. Ведь Дом пионеров и школьников, так раньше назывался ЦДТ, был открыт в самом начале Великой Отечественной войны. В архивах музея сохранились воспоминания бывших кружковцев ДПШ Гени СОКОЛОВСКОЙ, Валентины ПАНЧЕНКО, Чары МАЛЕР из которых ребята узнали, какие в ДПШ работали кружки, кто их вел, чем занимались ребята на занятиях и какую неоценимую пользу они приносили, собирая лекарственные растения, металлолом, деньги для Красной Армии. Собранные ребятами материалы легли в основу экспозиции «История Дома пионеров и школьников. 1941-1945 годы».
Участвуя в конференции «Свою историю пишем сами. Педагог в моей судьбе», юные исследователи выяснили, какую роль Центр детского творчества играет в жизни города Биробиджана сегодня, они собрали материал о своих педагогах, и педагогах, удостоенных звания «Ветеран труда». Ребята представили очень интересные работы о своих наставниках, ведь они дали путевку в жизнь многим своим воспитанникам. Было видно, что участники конференции испытывали неподдельную гордость за свой Центр. Собранный обучающимися материал, был использован для оформления экспозиций музея.
Сегодня можно сделать вывод о том, что именно работа музея во многом способствует воспитанию учащихся в духе патриотизма. Об этом говорят и записи в «Книге отзывов» музея ЦДТ. Посетители музея пишут о том, что информация, полученная в музее, расширяет их кругозор, помогает на уроках истории, ребята и взрослые узнают интересные факты о ЦДТ, его студиях и педагогах, своем городе, и области, его жителях. У ребят появился интерес к истории ЦДТ и своего города (это видно, когда на экскурсии ребята приходят с блокнотами, записывают нужную им информацию, просто приходят в музей посмотреть фотографии и альбомы).
Это, несомненно, помогает им осознавать себя полноправными гражданами и патриотами своей малой Родины - города Биробиджан.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Чечельницка Т. М. Патриотическое воспитание – одно из приоритетных направлений воспитательной работы музея Центра детского творчества // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/1264-patrioticheskoe-vospitanie-odno-iz-prioritetnykh-napravlenij-vospitatelnoj-raboty-muzeya-tsentra-detskogo-tvorchestva (дата обращения: 22.12.2024)- Работа с интерактивной доской и цифровым оборудованием, полученным в рамках реализации ФГОС
- Ценностные ориентации младшего школьника, обучающегося по программе VIII вида
- Новые способы и технологии применения энергонасыщенных материалов для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного характера
- Развитие универсальных учебных действий при работе с текстом на уроках русского языка как необходимое условие всестороннего развития личности
- Сенсорная игра как возможность установления контакта с аутичным ребенком
- Развитие детского художественного творчества
- КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ КАК ЧАСТЬ ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 6497 пользователей.
Отзывы