статья Ранняя профориентация старших дошкольников посредством реализации парциальной программы «От Фребеля до робота»
Аннотация. В статье раскрываются возможности ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста в процессе реализации парциальной образовательной программы «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров».
Ключевые слова: дошкольное образование, «Дары Фребеля» ранняя профориентация.
EARLY CAREER GUIDANCE FOR OLDER PRESCHOOLERS THROUGH THE IMPLEMENTATION OF THE PARTIAL PROGRAM "FROM FROEBEL TO ROBOT "
A.A. Ponomarevа
MBDOU "Kindergarten No. 17", Balakhna, Nizhny Novgorod region.
Annotation. The article reveals the possibilities of early career guidance for older preschool children in the process of implementing the partial educational program "From Froebel to robot: raising future engineers".
Keywords: preschool education, "Froebel's Gifts," early career guidance.
В современном мире, где технологии развиваются с головокружительной скоростью, вопросы профориентации приобретают особую актуальность. Уже в дошкольном возрасте дети начинают проявлять интерес к окружающему миру, к тому, как все устроено и работает. Именно поэтому ранняя профориентация, основанная на развитии технического мышления и интереса к инженерным профессиям, становится все более востребованной. В этом контексте парциальная программа дошкольного образования «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров» представляет собой инновационный и перспективный подход.
Дошкольный возраст – это период активного познания мира, формирования базовых навыков и интересов. Именно в это время закладываются основы для дальнейшего обучения и профессионального выбора.
Основная цель – дать детям возможность интересно прожить дошкольный период, получить актуальные знания об объектах, которые их окружают, о производственных процессах и существующих профессиях.
Ранняя профориентация расширяет кругозор детей знакомством с разнообразными профессиями, дети узнают о их значимости и вкладе в общество. Игры и занятия, направленные на конструирование, моделирование и решение задач, стимулируют логику, пространственное воображение и креативность, что способствует развитию технического мышления.
Дети осознают ценность труда, учатся уважать разные профессии и понимать, как важен каждый человек на своем рабочем месте. Наблюдая за детьми в процессе игр и занятий, педагоги могут заметить их интересы и склонности, что поможет в дальнейшем профессиональном самоопределении.
Программа «От Фребеля до робота» является уникальным подходом к развитию детей дошкольного возраста, ориентированным на формирование инженерного мышления. Она основана на идеях Фридриха Фребеля, основателя детского сада, и адаптирована к современным требованиям, включая элементы робототехники и программирования. Свобода выбора профессии, возможность узнать огромное количество полезной и интересной информации, представленной в соответствии с возрастом детей, дает этой программе шанс на небезосновательно обретенную популярность.
Данная программа содержит большое количество разных и очень интересных проектов, которые знакомят ребят с редкими профессиями, зачастую, неизвестными даже школьникам. Сегодня я расскажу о некоторых из них.
Проект «Роботы будущего»
Этот проект стал самым любимым для ребят. Каждый почувствовал себя настоящим конструктором, который работает в конструкторском бюро. Ребята учились задавать простые команды роботам. Упражнялись в моделировании и конструировании из деталей конструктора-робота Robokids. Ввели новые понятия «робот», «робототехника», познакомились с разновидностями роботов и их применением в жизни человека. Вечером, в свободной деятельности, ребята организовали сюжетно – ролевую игру «Роботы помощники», где каждый ребенок нашел применение для своего робота. Данный проект развил в детях навыки сотрудничества, взаимопонимания, научил самостоятельности, а также работать в команде.
Проект «Стадион»
Чтобы реализовать данный проект, мы с ребятами сходили на экскурсию на стадион. Закрепили знания детей о стадионе, его функциональном назначении. Познакомились с элементами архитектуры: трибуны, ворота, блоки, вход. Ввели в словарь новое понятие «сооружения», в игровой форме учились определять, что сооружения бывают: жилые, торговые, спортивные. Познакомили со строительными профессиями, строительными материалами.
В данном проекте воспитывали ценностное отношение к труду взрослых, занятых в строительстве спортивных сооружений. Ребятам очень понравилась прогулка на стадион. На занятии мы сконструировали общий макет «Стадион», где каждый ребенок смог внести свой вклад в создание постройки.
Проект «Рыболовное судно»
В этом проекте знакомили ребят с людьми, занятыми в промышленном рыболовстве (капитан, боцман, механик, матрос), воспитывали уважительное отношение к людям этих профессий. Закрепили представление детей об организации и ведении промышленного рыболовства. Ввели в речь новые слова: «рыболовное судно», «промысловая рыба», «трюм», корма, носовая часть, палуба, рыболовные сети.
Проект «Хлебозавод»
В данном проекте сформировали у детей представление о производстве хлеба и о профессиях данной отрасли: пекарь, кондитер. Обогатили словарь новыми понятиями: мучной склад, тестомесильный цех, пекарный цех, кондитер, кондитерский цех. Воспитывали уважительное отношение к труду человека.
Проект «Видеокамера»
Ребята узнали о таких профессиях, как видеооператор, инженер видеомонтажа, инженер-конструктор. Сформировали и закрепили представления о видеокамере, её частях (корпусе, объективе, карте памяти, микрофоне), о способах преобразования и воспроизведения изображений.
Проект «Трактор»
В этом проекте сформировали уважение к труду взрослых, познакомили детей с деталями трактора и процессом передвижения транспортных средств с колесными движителями. Сформировали представление о профессии тракториста. Обогатили и активизировали словарь дошкольников: «колеса», «кабина», «руль», «сиденье», «двери», «капот».
Большую помощь в нашей работе оказывают родители воспитанников, которые активно помогают нам в проведении экскурсий, принимают участие в выпуске семейных газет «Мой папа - пожарный», «Моя мама – продавец».
Помогают в оформление альбомов «Профессии моей семьи», «Моя будущая профессия».
Работая в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников по программе «От Фребеля до робота» в нашем дошкольном учреждении, мы смогли достичь следующих результатов: у детей повысился интерес к инженерным профессиям; развивается техническое мышление, логика и пространственное воображение; формируются навыки конструирования, моделирования и решения задач; дети учатся работать в команде и принимать самостоятельные решения; создается база для дальнейшего обучения в области STEM.
Ранняя профориентация – это важный шаг в подготовке подрастающего поколения к будущим вызовам. Парциальная программа дошкольного образования «От Фребеля до робота» является эффективным инструментом для развития инженерного мышления у детей, формирования интереса к науке и технологиям, а также для создания базы для дальнейшего профессионального самоопределения.
Список литературы
1. Волосовец Т.В., Карпова Ю.В., Тимофеева Т.В. Парциальная образовательная программа дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»: учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. Самара: Вектор, 2018. 79 с.
2. Конспекты образовательной деятельности к парциальной образовательной программе дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущх инженеров» / авт.: Т. В. Волосовец, Ю. В. Карпова, Е. Н. Дрыгина и др. - Вып. № 3 -Самара : ООО «Научно-технический центр», 2018. - 58 с.
3. Маркова В.А. Образовательный модуль «Дидактическая система Фридриха Фребеля»: учебно-методическое пособие / В.А. Маркова. – 3-е изд., стереотип. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2020.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Пономарева А. А. Ранняя профориентация старших дошкольников посредством реализации парциальной программы «От Фребеля до робота» // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/128529-rannyaya-proforientatsiya-starshikh-doshkolnikov-posredstvom-realizatsii-partsialnoj-programmy-ot-frebelya-do-robota (дата обращения: 10.12.2025)- Формирование читательского интереса у младших школьников на уроках литературного чтения
- Роль организованного досуга детей в профилактике правонарушений
- Учет психологических особенностей учащихся на уроках английского языка
- Педагогический потенциал школьной библиотеки
- Арт-терапия
- Изучение вопросов культуры на уроках истории
- Организация спецкурсов в деятельности обучающихся на уроках физической культуры в системе дополнительного образования
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 2067 пользователей.
Отзывы
