Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

статья Интервью

Синдром отложенной жизни и его влияние на психику человека 

Что общего у прокрастинатора, мечтателя и человека, который «собирается начать новую жизнь»? Все они страдают от «синдрома отложенной жизни» – бесконечного бегства от реальности. Почему мы предпочитаем фантазировать, а не действовать? Как отличить здоровое планирование от невроза? И главное – можно ли вырваться из этого цикла? Рассказывает психоаналитик Катерина Бычкова.

— Как бы вы описали «синдром отложенной жизни» своими словами?  

Синдром отложенной жизни – это когда человек избегает реальности, чтобы не сталкиваться с ее трудностями: разочарованиями, потерями, рутиной. Он откладывает не радость, а боль, экономя силы, но в итоге не живет вовсе. Вместо этого – мечтает, грезит, но ничего не делает.  

Однажды на пляже я видела парня в очках виртуальной реальности: он стоял спиной к океану, улыбаясь своей виртуальной реальности, пока вокруг был золотой закат.  

Вот он, синдром отложенной жизни: смотреть в фантазию, пропуская настоящий мир. Кажется, там теплее. Хотя на самом деле – нет.

— Какие психологические механизмы лежат в основе склонности откладывать жизнь на потом? 

Откладывание жизни на потом – способ справиться с неудовлетворяющей реальностью. Психика защищает нас от уязвимости, разочарования и гнева, подавляя текущую реальность: «Я подумаю об этом завтра».

Есть несколько психологических защит, которые взяты из модели психоаналитической теории Отто Кернберга:

1. Идеализация – обесценивание: Идеализация будущего: «Вот там – я заживу» – будущее лишено тревоги, все идеально.  

Обесценивание настоящего: «Этот город – унылый», «работа – ерунда» – защита от боли, будто жизнь сейчас «понарошку».  

Экстернализация: Обвинение других и обстоятельств вместо признания своей роли.  

2. Нарциссические фантазии:  

Яркие, грандиозные сцены будущего, далекие от реальности. Удовлетворение приходит не от действий, а от их обсуждения.  

3. Избегание:

Осознанное удаление тревожного материала из сознания (например, переключение на игры).  

4. Магическое мышление:

«Если закрыть глаза – все исчезнет» или «Как-нибудь само сложится». Не просто откладывание, а полное забывание проблемы.  

Психологические защиты сами по себе не плохи – не все в жизни можно решить сразу, иногда нужно время, чтобы эмоции утихли, а разочарование стало менее болезненным. 

— Может ли длительное откладывание жизни привести к более серьезным состояниям, таким как депрессия?

Особенность сценариев синдрома отложенной жизни в том, что вместо действия человек постоянно откладывает, что приводит к неврозу.  

Схема невроза: Хочу – не могу.  

Схема невроза отложенной жизни: Хочу – могу – но не позволяю себе.  

Здоровое поведение: Хочу – могу – делаю.  

Психологическая защита временно облегчает откладывание, но при накоплении проблем происходит срыв, который сопровождается чувством беспомощности и сожаления об упущенных возможностях. Чем дальше от нереализованного шанса, тем сильнее убеждение, что «все могло бы получиться».  

Это создает замкнутый круг: снижается уверенность в себе, растет раздражительность и самокритика, что может перерасти в длительную депрессию с потерей смысла действий. Опасность синдрома в том, что из-за откладывания меняется реальность, а с возрастом психологическая гибкость снижается.  

Постепенно накапливаются сожаления, вина, что может привести к депрессии с физическими и психологическими симптомами: нарушения сна, усталость, снижение самооценки, суицидальные мысли. Синдром не является психическим расстройством, но может стать причиной депрессии.

— На что человеку стоит обратить внимание, чтобы понять, что он «застрял» в этом синдроме?  

При мысли о возможных изменениях человек впадает в ступор и тревогу, затем вините себя за бездействие и сожалеете об упущенных возможностях – и так по кругу. Чем дальше уходит неиспользованный шанс, тем сильнее убеждение, что все могло получиться. Неудачи усиливают бездействие, а упущенные возможности только укрепляют это чувство.  

У людей с синдромом отложенной жизни цели часто не соответствуют реальности:  

- Чрезмерно высокие требования к началу «настоящей» жизни;  

- «Сверхценность» целей на фоне текущих событий;  

- Ожидание «подходящего момента» для чего-то значимого;  

- Ощущение, что настоящее недостаточно важно.  

Человек живет по сценарию с условным счастливым финалом, но при этом откладывает действия на потом. Даже достижение целей не приносит удовлетворения, а будущее кажется бессмысленным.

— Существуют ли возрастные или гендерные особенности в проявлении синдрома?  

Автор понятия – В. Серкин – пишет так: «Синдрому отложенной жизни могут быть подвержены представители всех слоев населения и возрастных групп. В северных регионах до 80 % взрослого населения хотели бы уехать в другой регион, если бы была возможность».  

Я в своей практике тоже не замечала каких-то особенностей у отдельных групп. Скорее, каждому возрасту, периоду жизни, возможно, предпочтителен определенный сценарий откладывания:

Студентам – «Как получу диплом, тогда я…».  

Взрослым – «Как вырастут дети, тогда я…» или «Когда найду партнера, тогда я…».

— Можете ли вы привести примеры упражнений или практик для самостоятельной работы над этим состоянием?  

С такими сложностями, как перфекционизм, прокрастинация, идеализация, отсутствие планирования, лучше обращаться за профессиональной помощью. Эти проблемы имеют глубокие корни, и их нельзя решить только теоретическими знаниями – изменения происходят в отношениях с другими людьми.  

Однако это не отменяет самостоятельной работы. Установка «Вот схожу к психологу, пусть со мной что-то сделают» – это тоже форма избегания жизни и перекладывания ответственности.  

Чтобы разорвать замкнутый круг откладывания, нужно действовать в нескольких направлениях:  

1. Осознание эмоций: 

   - Эмоции, особенно злость, мотивируют нас на изменения.  

   - Здоровая форма агрессии – это ассертивность (уверенность в себе и умение отстаивать границы).  

2. Развитие ассертивности:

   - Учиться замечать и описывать свои эмоции.

  - Практиковать медитации для концентрации на телесных ощущениях.  

   - Выявлять триггеры, спрашивая себя: «О чем это для меня? Что это говорит о моих желаниях и потребностях?»

3. Действие на основе эмоций и мыслей: 

   - Эмоции – это маяк. Если игнорировать их, мотивация не появится.  

   - Постоянное избегание негативных чувств ведет к откладыванию важных решений.  

4.Саморегуляция нервной системы:

   - Использовать дыхательные практики:

Сядьте удобно, положите одну руку на грудь, другую на живот. Медленно вдохните через нос, наполняя живот. Задержите дыхание на несколько секунд. Медленно выдохните через рот, расслабляясь. Если практика делается на пике эмоций, она не успокоит полностью, но снизит интенсивность.

5. Физическая разрядка:

   - Упражнение «Шейк» – потрясти всем телом.

   - Прогулки на природе, общение с близкими.  

— Может ли смена работы или круга общения помочь выйти из этого состояния?  

Да, конечно, могут. По-настоящему значимые изменения у человека происходят в отношениях с людьми. Мы социальны, поэтому, если сменить социум, окружение, то можно получить и изменения в своем отношении, и поведении. Главное – не ждать моментальных, идеалистичных изменений и результатов.

Но не стоит и думать, что все просто решится от внешних изменений: куда бы мы ни пошли, мы везде возьмем с собой привычные паттерны поведения и отношения. Работать надо в комплексе – и с внешними факторами, и с внутренними, и не ждать чуда.

— Сталкивались ли вы в своей практике с яркими примерами преодоления синдрома? 

Люди постоянно меняют свою жизнь. В моей практике те, кто со мной работает и остается в долгосрочной терапии, учатся выдерживать и разочарования, и фрустрацию, и желание получить мгновенный результат. Но поразительно: в случае такой работы изменения не становятся волшебными, яркими, какими-то сверхзначимыми – они становятся продолжением планомерных сначала осмыслений, а потом и действий, постепенных изменений.  

Если вы занимаетесь спортом, вы знаете, что не проснетесь однажды и внезапно увидите в зеркале «качка». Вы будете постепенно замечать небольшие изменения, и однажды правда проснетесь подтянутым и стройным.  

Люди со мной в работе решаются на долгосрочные отношения, брак, рождение ребенка, смену работы и должности, решаются уволиться, пуститься в путешествие – но это происходит мягко и без резких скачков. Это не становится чудом терапии и практики, это становится ожидаемым и вполне намеренным решением и желанием человека, который пришел узнать себя лучше и понять источник своих проблем. А я помогаю на пути изменений: с осмыслениями, узнаванием себя. Я не создаю изменений, но сопровождаю их.  

— Какие шаги можно предпринять, чтобы предотвратить развитие этого синдрома у подростков и молодёжи?

Молодым людям важно видеть примеры постепенного достижения целей – это снижает тревожность и разочарование, помогая не отворачиваться от реальности. Соцсети же создают иллюзию идеальных жизней и мгновенных успехов, что порождает фрустрацию: «Пока я учусь, другие уже живут лучше».  

Главная проблема – жажда всего и сразу. Хотя эта энергия двигает прогресс, настоящие достижения требуют времени и терпения. Поэтому так важны практики контакта с реальностью: общение с наставниками, истории успехов и провалов, группы поддержки, работа с психологом. Это помогает не откладывать жизнь, но и не путать терпение с прокрастинацией.  

Парадоксально, но именно желание «все сразу» чаще всего ведёт к синдрому отложенной жизни. Если помнить, что хорошее требует времени, его не придётся терять.  

 

Раздел: Статьи на образовательную тематику
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать статью (20.79 kB)
Автор:
Студент института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ
Дата публикации: 03.06.2025
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Ким А. А. Интервью // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/129377-intervyu (дата обращения: 10.12.2025)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию