статья Пути совершенствования обучения иностранному языку в контексте современного образования
Удовлетворение требований Государственного образовательного стандарта к подготовке будущего специалиста во многом зависит от целей и содержания образовательного процесса. В частности, такая образовательная дисциплина, как иностранный язык обладает огромным потенциалом, способным внести весомый вклад в развитие будущего специалиста-профессионала. Именно владение иностранным языком позволяет специалисту получить знания об особенностях экономического развития разных стран, оценить зарубежный опыт по актуальным направлениям, сформировать культуру мышления, рационально работать с информацией, развить способности к самообразованию и взаимопониманию. В настоящее время владение одним или несколькими иностранными языками является обязательным условием высокой квалификации современного специалиста.
Традиционно целью курса иностранного языка в системе среднего профессионального образования считалось формирование иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции – комплекса свойств личности, обеспечивающего полноценное взаимодействие в процессе профессионального общения на иностранном языке. В настоящее время цель и содержание иноязычного образования специалиста претерпели определенные изменения. Современные принципы предполагают ориентацию образования на характер и ценности культуры, на освоение ее достижений и ее воспроизводство, на принятие социокультурных норм и включение человека в их дальнейшее развитие.
Профессионализация обучения может и должна охватывать всю систему междисциплинарных научных знаний достаточно широкого диапазона, не сводящихся только к вполне конкретной, узкопрофильной подготовке специалиста по той или иной конкретной профессии или специальности. Идеи, методы и подходы, разработанные в процессе профессиональной подготовки специалистов, могут и должны пронизывать, по существу, все ступени, все звенья единой образовательной системы.
Анализ программ по иностранным языкам показал, что в разделе «Цель и задачи обучения» ставятся обобщенные, но по своей сути высокие требования к подготовке студента к общению на иностранном языке в устной и письменной формах, что предполагает наличие у студента таких умений в различных видах речевой деятельности, которые после окончания курса дадут ему возможность:
- читать оригинальную литературу по специальности для получения нужной информации;
- принимать участие в устном общении на иностранном языке в объеме материала, предусмотренного программой.
Таким образом, согласно конкретным требованиям к современному специалисту высшей квалификации, можно предположить, что будущему выпускнику техникума представляется существенным чтение зарубежных газет, журналов и научных публикаций по специальности, что является одним из основных средств поиска информации. При организации процесса формирования иноязычной коммуникативной компетенции одним из ведущих принципов является организация самостоятельной деятельности. Реализация этого принципа проявилась в том, что все задания во всех блоках упражнений наших модулей разработанных в соответствии с современными ФГОС представляют собой речемыслительные задачи разного уровня проблемности и сложности.
Все действия преподавателя совершаются в рамках определенных приёмов, нацелены на обучение студентов приёмам самостоятельной работы с незнакомым словом с использованием опор и зависят от успешности протекания деятельности студента. Опоры дифференцируются по своему значению:
- актуализация в сознании студентов забытых ими ориентиров для дальнейших пошаговых действий или сами действия, и таким образом, иллюминирование разрыва в логической последовательности операционной структуры действий;
- обеспечение освоения новых, никогда не встречавшихся в опыте ориентиров и действий, необходимых для самостоятельного понимания незнакомых слов.
Опоры классифицируются на вербальные, визуальные и знаковые. При толковании текста существенную помощь обучаемым могут оказать вербальные опоры. Их принято классифицировать на рецептивные и репродуктивные. При формировании тезауруса представляют интерес, главным образом, рецептивные вербальные опоры, направленные на то, чтобы снять затруднения у обучающихся в процессе распознавания ими неизученного слова. Эти опоры обеспечивают непрерывность в протекании алгоритмизированного процесса раскрытия значения неизученного слова, направлены на восстановление в памяти забытых действий и овладение новыми.
Исследования затруднений студентов в ходе самостоятельного раскрытия значения незнакомого слова позволили установить, что опоры целесообразно подавать в виде правил – объяснений, инструкций, предписаний, указаний, упражнений, образцов. Таким образом, при оценке профессионального лексикона следует определить достаточность тезауруса для поставленной цели, какие именно слова необходимы для понимания определенно направленных научных текстов и степень владения данной терминологией будущими специалистами.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Смышляева А. А. Пути совершенствования обучения иностранному языку в контексте современного образования // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/1412-puti-sovershenstvovaniya-obucheniya-inostrannomu-yazyku-v-kontekste-sovremennogo-obrazovaniya (дата обращения: 14.11.2024)- Статья
- Учебное занятие в УДО
- Аэродинамика авиамоделей
- Витагенное воспитание
- Соединение проводников
- Формы взаимодействия классного руководителя с родителями
- ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА ДОУ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС