статья Дифференцированное обучение на занятиях информатики
Информатика, как учебный предмет, предоставляет особенно большие возможности для реализации дифференциации обучения, которые обусловлены:
- во-первых, потенциалом информационных технологий, принесенных в учебный процесс информатикой;
- во-вторых, широкими межпредметными связями этой учебной дисциплины;
- в-третьих, значительной прикладной составляющей содержания обучения - средства информационных технологий и методы их использования в различных областях деятельности человека, которая предоставляет собой естественную сферу дифференциации содержания обучения.
Кроме того, при обучении информатике возникает необходимость дифференциации по умениям работы с компьютером: у обучающихся разный уровень знаний по информатике, разные возможности доступа к компьютеру для выполнения домашних заданий и удовлетворения своих интересов, связанных с использованием современных компьютерных технологий (работа с текстовыми и графическими редакторами, использование ресурсов Интернета и т.д.).
И как же строить занятие, чтобы учение всем приносило радость познания, пробуждало интерес к предмету, учитывая все выше сказанное?
При изучении нового материала можно создавать разноуровневые группы по качеству знаний: сильные – первая группа; средние – вторая группа; слабые – третья группа. По способу мышления: первая группа – учащиеся со стандартным мышлением; вторая группа – учащиеся с творческими способностями. Учащиеся с одинаковой подготовкой и схожим темпом усвоения материала и мотивацией, занимаясь в одной группе, будут чувствовать себя более комфортно.
Учитель объясняет тему для всего класса, если не последует вопросов от учащихся первой группы (сильных учеников), они получают задания творческого характера.
Для учащихся второй и третьей групп проводится повторное объяснение темы. Если и здесь не будет вопросов, то учащиеся второй группы получают задания с элементами творчества.
Для учащихся третьей группы ещё раз объясняется материал с использованием таблиц, учебника и даётся практическое задание. Движение вперёд идёт на основе возврата к изученному, усиленного закрепления на большом количестве примеров и упражнений, каждый работает в меру своих сил и возможностей, не теряет интереса к предмету. Разноуровневые группы подвижны. Если ученик второй и третьей групп работает в полную силу, справляется с заданиями, он может перейти в другую группу. Каждый получает справедливо заработанную оценку.
Но при делении учащихся на группы существуют как свои плюсы так и минусы. [20, c.90]
К положительным аспектам можно отнести:
- Исключается уравниловка детей;
- Облегчается усвоение материала в слабых группах;
- Более быстрое продвижение сильных учащихся в образовании;
- Повышается уровень самосознания учащихся;
- Возможность эффективно работать с "трудными";
- Повышается уровень мотивации учащихся;
- Обучение ориентировано на "зону ближайшего развития ученика";
- Возможность помогать "слабому".
Отрицательные аспекты:
- Высвечивается социально-экономическое неравенство;
- Деление детей по уровню развития не гуманно;
- Перевод в слабые группы плохо отражается на самооценке детей;
- Понижается уровень самосознания: в элитарных группах возникает иллюзия исключительности;
- Понижается уровень мотивации обучения в слабых группах;
- Дополнительные силы и время для составления и проверки разноуровневых заданий;
- Несовершенство диагностики.
Особого внимания требуют учащиеся, имеющие высокий уровень подготовки. Чаще всего при общеклассной работе они остаются занятыми не в полную меру. Такие учащиеся нуждаются в заданиях повышенной трудности, нестандартных работах, творческого характера, именно это позволит им максимально развивать свои учебные возможности.
Сильный ученик может выступать в роли учителя или его ассистента. В этом случае идёт не только шлифовка знаний, но их более глубокое осмысление, формируется навык применения знаний на практике, воспитываются организаторские способности. Ассистенты могут выполнять следующие функции:
- проверка заданий, выполненных учащимися, рецензирование выполнения работы;
- помощь слабым учащимся при работе над ошибками после контрольных и самостоятельных работ;
- выполнение обязанностей консультантов в процессе группой работы, при проведении лабораторных и практических работ;
- обобщение при подведении итогов урока.
В особой помощи нуждаются слабые ученики. Задача учителя – довести их до уровня средних, обучить приёмам рациональной умственной деятельности. Работа должна организоваться, чтобы со временем степень самостоятельности школьников возрастала, а доза помощи учителя постепенно снижалась. С этой целью для слабых учащихся используются различные карточки для индивидуальной работы, образцы выполнения заданий (См. Приложение 1), выбор правильного решения из ряда решений, также опорные схемы, алгоритмы действий или карточки - информаторы и т.д.
Информатика, как ни один другой школьный предмет, допускает рассмотрение практически любой учебной задачи в двух уровнях сложности: ученик выполняет требуемое задание с использованием привычной (или посильной) ему информационной технологии или же ученик жестко следует поставленным требованиям. Например, при решении задач по теме "Моделирование" учащиеся выбирают, каким способом им обсчитывать поведение модели: при помощи калькулятора, с использованием Excel или написать программу на алгоритмическом языке.
В зависимости от специфики содержания материала и с учетом возрастных психофизиологических особенностей обучающихся можно выбрать методы обучения и соответствующие им приемы преподавания и приемы учения. (См. Приложение 2).
Деятельность учителя при организации индивидуальной и групповой дифференцированных форм работы состоит в:
- делении учащихся на группы (по уровню знаний, интересам, способностям);
- разработке или подборе заданий и программного обеспечения в соответствии выявленными уровнями знаний, интересами, способностями учащихся;
- оценивании деятельности учащихся.
Использование этих форм работы помогает учителю достичь следующих целей:
для 1-й группы учащихся:
- Пробудить интерес к предмету путем использования посильных задач, учебных программных средств, позволяющих ученику работать в соответствии с его индивидуальными способностями;
- ликвидировать пробелы в знаниях и умениях;
- сформировать умение осуществлять самостоятельную деятельность пообразцу;
для 2-й группы учащихся:
- развить устойчивый интерес к предмету;
- закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действий, актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала;
- сформировать умение самостоятельно работать над задачей или с учебным программным средством;
для 3-й группы учащихся:
- развить устойчивый интерес к предмету;
- сформировать новые способы действий, умение решать задачи повышенной сложности, нестандартные задачи;
- развить умение самостоятельно работать над составлением алгоритма или учебным программным средством.
Подбор заданий для группового и индивидуального выполнения учитель должен осуществлять с учетом:
- обязательных результатов обучения;
- межпредметных связей;
- практической направленности.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Смышляев А. В. Дифференцированное обучение на занятиях информатики // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/1837-differentsirovannoe-obuchenie-na-zanyatiyakh-informatiki (дата обращения: 21.11.2024)- Использование активных методов обучения в процессе развития связной речи дошкольников
- Не погибай по неведению. Алкоголь – оружие геноцида
- Особенности адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы, как одно из условий дальнейшей их социализации
- ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ
- Как помочь замкнутому ребенку
- Профилактика агрессивного поведения детей и подростков
- Концепции проектно-ориентированного и профильного обучения в структурах довузовского образования и в старшей школе
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 14151 пользователь.
Отзывы