статья Чувство национального самосознания в Великобритании
Исторически сложилось, что эмигранты всегда казались некоторым людям угрозой британским моральным, социальным и культурным ценностям, чье присутствие радикально изменит общество. Однако, этот взгляд совершенно упускает из виду трудности определения британских норм в разные периоды истории Великобритании. Эмигранты, конечно, в определенной мере изменили общество и отношения внутри него, но Британские острова всегда были населены несколькими различными культурами. Существует множество различий между четырьмя нациями Англии, Уэльса, Шотландии и Ирландии, а также разнообразие культур внутри этих стран. Такое многообразие своих культур и присутствие сообществ эмигрантов ставят под вопрос значение определения "типично британский".
"Типично британское" поведение приписывается всему населению Британских островов с 1070 года, когда была образована Великобритания. С тех пор в это понятие вкладывается стабильность и централизованность института управления без ущерба для сложившихся национальных традиций. Но история Британских островов до начала XVIII века представляет собой не историю единого государства, а историю четырех совершенно различных стран и их народов, которые нередко воевали друг с другом.
Народы нынешнего Соединенного Королевства сохранили важные национальные и культурные различия. Политические термины, такие, как "британский" и "Британия" кажутся весьма искусственными многим из них. Иностранцы часто называют британцев англичанами, и нередко с трудом различают британские культуры и не замечают раздражение неанглийского населения, связанного с таким обращением.
Шотландцы, уэльсцы и северные ирландцы в основном являются потомками кельтов, в то время как англичане - потомками англосаксов. Критики замечают, что многие жители Великобритании не считают себя "британцами", и считают, что необходимо радикально пересмотреть этот термин в свете мультинациональной и многорасовой страны, входящей в Европейское Сообщество.
Конечно же, за века эти четыре нации в какой-то мере перемешались между собой, чему способствовали группы эмигрантов, прибывающие весьма неравномерными волнами. Были созданы единая политическая, общественная и государственная системы, в результате чего все жители островов стали ощущать себя единым народом. Однако, британцев часто путают с англичанами, потому что, во-первых, англичане - самый многочисленный из народов на территории Великобритании, во-вторых, объединение более малочисленных шотландцев, ирландцев и уэльсцев произошло именно под английской короной, и в-третьих, потому что вся государственная власть сконцентрирована именно в Англии, точнее, ее юго-восточной части.
Получается, что господствует национализм англичан, да и сами они не видят особой разницы в определении себя британцами или англичанами. Представители же других народов всегда разграничивают свой народ и Великобританию в общем, как правило, не терпят господства и влияния англичан, считают себя совершенно отличными от них и предпочитают сознавать себя именно шотландцами (уэльсцами, ирландцами), а не британцами.
Чувство национального самосознания до недавнего времени существовало только в культурной среде, а общее британское правительство было признано всеми четырьмя народами, за исключением небольшого количества жителей Северной Ирландии. Однако, в 60-х-70-х годах национализм перебрался в политику в Шотландии и Уэльсе. Призывы к независимости этих двух стран от Англии привели к началу создания собственного парламента в Уэльсе и передаче больших полномочий и свободы действий шотландскому парламенту.
Требования децентрализировать экономику внутри самой Англии отражают ее региональные различия. Так как сами англичане как нация весьма разнородны, их обычаи, акценты и поведение значительно различаются. Жители северной Англии, допустим, считают себя лучше южан, и наоборот. Жители разных графств и округов сохраняют верность своему окружению, что часто выражается в спорте, политике, соревнования, культурных мероприятиях и стиле жизни.
В Уэльсе тоже присутствуют различия между жителями промышленного юга и в основном деревенского севера, между западом, жители которого говорят по-уэльски, и англоязычным востоком и юго-западом.
И все же, большинство уэльсцев четко выделяют себя как отдельную нацию, отличную от англичан. Их национальная и культурная уникальность берет корни в их истории, литературе, уэльском языке, на котором говорит 26% населения, спорте и национальных фестивалях. Также она отражается в тесной связи между индустриальным и сельским обществами и подкрепляется политическими, религиозными и общественными различиями между двумя народами. В наши дни уэльсцы борются против вытеснения их культуры и языка английскими эквивалентами, противопоставляя уникальность своего народа политической власти Лондона.
Аналогичным образом шотландцы объединяются, защищая свою нацию и культуру, из-за исторически сложившейся неприязни к англичанам. Шотландцы чтят свои традиции, которые отражены в местных фестивалях и отличающихся от английской законодательной, религиозной и образовательной систем. Шотландцы недовольны тем, что вся политическая власть сконцентрирована в Лондоне, что правительство не развивает экономику в Шотландии (хотя в Шотландию вкладывается больше бюджетных денег, чем в Англию или Уэльс). Более 30% шотландцев хотят политического отделения от Англии.
Однако, они разделены двумя языками, разными религиями, предрассудками и традициями. Культурные различия разобщают жителей долин и горцев, а два самых крупных города - Эдинбург и Глазго - жестоко соперничают между собой.
В Северной Ирландии общественные, политические и экономические различия между католиками и протестантами уже давно не новость, и сейчас они еще более усилены географическими различиями. Значительное количество как католиков, так и протестантов недовольны англичанами и враждебно относятся к правительству в Лондоне. Протестанты, хотя и не считают себя англичанами, предпочли бы остаться в Великобритании, а католики полагают себя ирландцами и хотят присоединиться к Ирландии. И те, и другие заинтересованы в сохранении местной культуры, музыки и ирландского языка.
Таким образом, можно сделать вывод, что современные британцы - смешанный и неоднородный народ, чья "разношерстность" усугубляется эмигрантами и приносимыми ими культурами. Соответственно, задача нахождения англичанина, уэльсца, шотландца или ирландца, который бы подходил под все стереотипы, связанные с "типичным британцем", становится очень трудной, если не невозможной.
Иностранцы обычно или рисуют типичного британца на основе собственных наблюдений, либо, в отчаянии пытаются найти единый образ британского характера, основанный на анекдотах о Великобритании, путеводителях или книгах.
В то же время, иногда народы Великобритании и в самом деле олицетворяют эти стереотипы. Англичане, например, любят представлять себя как спокойных, разумных и терпеливых людей, обладающих здравым смыслом, а кельтов - как легко возбудимых, романтических и импульсивных. Кельты, с другой стороны, считают англичан высокомерными и холодными, а себя - олицетворением всех добродетелей. Англичан, а часто и всех британцев, полагают сдержанными, неэмоциональными, независимыми и немного эксцентричными людьми. Кроме того, они обладают особым чувством юмора, основанном на подтексте, иронии и игре слов. Такие качества можно дополнить определенной агрессивностью, упрямством и безразличием. Полагают, что британцы спокойно относятся к работе и экономическому прогрессу, несколько ленивы и даже предпочитают плыть по течению. Эти стереотипы, конечно, не могут отразить истинные лица как британского народа в целом, так и четырех его составляющих.
Культура и искусство
Культура жителей Великобритании в основном определяется культурой Англии, с добавлением местных культурных традиций Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии, а также, хоть и в меньшей степени, культурами десятков стран, однажды бывших колониями Британской Империи.
Широкомасштабные изменения в культуре Великобритании произошли после 1945 года. Наиболее примечательными образцами этих изменений может послужить преображение Ливерпуля, а затем и Лондона, в центры мировой поп-культуры в 1960-х годах. "Битлз" были лишь самой первой и наиболее известной из британских рок-групп, которые покорили мир. Британские модельеры одежды прославились своим авангардным стилем, и яркая одежда из магазинов на Карнаби Стрит и Кингз Роад стала известна далеко за пределами Лондона.
Кроме этих изменений, а также менее значительного оживления в других областях культуры после окончания Второй Мировой Войны, значительные перемены произошли в самом обществе. Наиболее заметной переменой стало повышение уровня образования. Количество учеников, продолжающих обучение после окончания школы, значительно увеличилось во второй половине 40- годов 20-го века. В то же время значительно увеличилось количество университетов, колледжей и других обучающих организаций.
В это время правительство стало уделять больше внимания развитию и поддержке искусства в стране. Специальный Совет по искусству, сформированный в 1946 году, поддерживает различные области искусства, что, в свою очередь, послужило причиной расширения культурного рынка, в основном коммерческого. Как и во многих развитых странах, столкновение вкусов и ценностей старшего и младшего поколения, периодами было очень жестоким, особенно в 60-х 70-х годах 20-го века.
Хлынувший после образования Соединенного Королевства в Великобританию поток эмигрантов из развивающихся стран принес с собой разнообразие культур и религий из развивающихся стран. Взаимодействие этих культур и общей культуры Великобритании во многом определяет сегодняшнее Соединенное Королевство.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Камалова Д. Ф. Чувство национального самосознания в Великобритании // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/2156-chuvstvo-natsionalnogo-samosoznaniya-v-velikobritanii (дата обращения: 22.12.2024)- Развивайте речь дошкольников
- ФГОС – залог успеха в начальной школе
- Организация системы работы по предупреждению пробелов в знаниях учащихся
- Цифровизации в преподавании химии
- Активные методы обучения при преподавании физики
- Гиперактивность у детей и способы педагогической коррекции
- Игровые стратегии культурно-педагогической деятельности
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 4075 пользователей.
Отзывы