статья Роль школьного музея «Истоки» в формировании социальных компетенций учащихся
Одной из основных задач современной школы является создание условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта. Огромную роль в формировании социальных компетенций играют школьные музеи. В филиале МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» в с. Хобот-Богоявленское создан музей «Истоки», главной целью работы которого является привлечение обучающихся к общественно значимой деятельности, включение их в разнообразные социальные отношения, способствующие усвоению социального опыта и ценностных ориентаций.
Особенность школьного музея заключается в том, что его образовательно-воспитательное влияние на детей наиболее эффективно проявляется в процессе их непосредственного участия в осуществлении различных направлений музейной деятельности.
Организационная деятельность осуществляется на базе Совета музея, который объединяет различные социальные группы (руководитель – педагоги – обучающиеся), что способствует передаче и усвоению социального опыта, а сама работа в Совете музея – формированию у обучающихся навыков самоуправления.
Особенно значима для детей экскурсоводческая деятельность. Образовательное значение этого вида деятельности – во влиянии, которое она оказывает на усвоение и качество знаний по истории. Ребята не только закрепляют имеющиеся знания, но и приобретают новые, которые оказываются достаточно прочными, получают практику публичных выступлений, развивают навыки устной речи, учатся коммуникации. Экскурсоводы разрабатывают тематику экскурсий, составляют тексты. За прошедший год проведены следующие экскурсии: «Тамбовская губерния в Отечественной войне 1812 года», «Живая память», «Блокада Ленинграда», «Земляки – победители».
На базе музея ведется научно-исследовательская деятельность обучающихся, проводится их планомерная подготовка к участию в НПК различного уровня. Работая над исследованием, ученик получает возможность обрести навыки анализа научной и краеведческой литературы, работы с документами и архивами, овладеть методикой научного исследования и основами подготовки письменной работы.
Исследование дает возможность ребенку соприкоснуться с эпохой, почувствовать ее, задуматься о сущности «русского характера», выстоявшего в суровых испытаниях войны.
Учащиеся занимаются изучением подвигов односельчан во время Великой Отечественной войны. Со своими исследованиями «Солдаты славы не искали», «Память в камне», «Учителя – ветераны» выступали на школьном этапе научно-практической конференции «Грани творчества».
Знакомство с героическим периодом в жизни страны и народа, живая связь поколений позволяют ребятам по-новому взглянуть на историю родины, прикоснуться к истокам ее национальной гордости, помогают формировать у них собственную гражданскую позицию.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Гришанова Е. В. Роль школьного музея «Истоки» в формировании социальных компетенций учащихся // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/28684-rol-shkolnogo-muzeya-istoki-v-formirovanii-sotsialnykh-kompetentsij-uchashchikhsya (дата обращения: 23.12.2024)- Лиризм поэмы Н.В. Гоголя Мертвые души
- Отчет о работе управляющего совета МБОУ «СОШ №8» за 2016 год
- Организация музейной и архивно-исследовательской работы поискового отряда Полярная звезда
- Технологии в работе педагога дополнительного образования
- Отработка практических навыков сварки пылегазовоздухопроводов
- Педагогические технологии в образовательном процессе: разнообразие, целесообразность и эффективность
- Информационно - коммуникационные технологии как средство развития интеллектуальных способностей обучающихся