статья Развитие духовно–нравственной культуры учащегося через предмет самопознание
Развитие духовно–нравственной культуры учащегося через предмет самопознание
Т. А. Батталова
учитель самопознания
средняя школа № 43
аул Р. Кошкарбаева
Целиноградский район
Акмолинская область
"Человек–целый мир и если хочешь постичь вселенную,
познай сперва самого себя".
Абай Кунанбаев
Очень острой проблемой современной культуры и современного образования является проблема приобщения новых поколений к лучшим достижениям и ценностям духовной культуры человечества. Острота этой проблемы объясняется тем, что в современном обществе имеются разные зачастую диаметрально противоположные точки зрения на формирование личности, на проблему смысла жизни, на роль духовной культуры в жизни человека и общества и на те ценности, которые могут составить основу процессов воспитания и образования. В настоящее время в нашем обществе имеют широкое хождение весьма сомнительные или даже заведомо ложные установки и ориентации в мировоззренческих и аксиологических вопросах. Достаточно вспомнить какое широкое распространение получили паранаука и парарелигия, составляющие серьезную конкуренцию настоящей классической науке. Этому способствуют противоречивость обыденного сознания, стремление полагаться на всякое знание без достаточного критического осмысления, игнорирование без достаточных оснований известных научных теорий, равнодушие к доказательности в познании, нигилизм, субъективизм и широкое распространение установок массовой культуры.
Почему так важен предмет самопознания? Разве недостаточно просто любить детей, окружать их атмосферой любви, полагаясь на интуитивное решение ситуаций, в которых востребованы ценностные критерии. Можно ли воспитать счастливого ребенка, если сам педагог или семья ребенка несчастливы? И какова тогда миссия педагога? Мы уверены, наша миссия–ставить педагогические задачи с верой, оптимизмом и знанием.
Именно знание о том, что мы уроком самопознания создаем альтернативный мир, альтернативу агрессии, бездуховности, вульгарности, позволяет нам не опускать руки и верить в то, что именно ребенок привнесет в общество модель счастливой жизни, концепцию деятельной любви. Ребенок наш волонтер, он изменяет мир вместе с нами уже сейчас. Отзывы родителей о предмете самопознания–это ли не индикатор начинающихся изменений?
«...Я родитель девочки Анастасии. Считаю, что предмет самопознание является огоньком добра, счастья, взаимопонимания, тепла, радости, счастья. Можно еще бесконечно перечислять...Он творит чудеса с нашими детьми. Предоставляет возможность моему ребенку анализировать жизненные ситуации, находить самостоятельно решения. Мой ребенок с большим удовольствием создает творческие работы и вместе с нами, родителями, пишет проекты. Это очень сближает ребенка с родителем. Хотелось бы, чтобы этот, пока еще маленький огонек человеческих ценностей. никогда не угасал, а только разгорался все больше и больше, освещая путь к нравственности наших детей »
Великий мыслитель Абай Кунанбаев утверждал: "Качества духовные–вот что главное в человеческой жизни. Живая душа и отзывчивое сердце должны вести человека, тогда и труд его, и достаток обретают смысл". А великий фантаст 20 века Ж.Верн считает, что счастлив на этом свете может быть великодушный человек, который любит доставлять радость к окружающим.
По мнению кандидата философских наук Л. Ю. Писарчик школа должна давать основы фундаментальных наук, развивать интеллект и, опираясь на достижения гуманитарных науки лучшие образцы искусства, углублять духовные интересы учащихся. В пользу данной точки зрения свидетельствует солидная историко-философская традиция. Мудрый Сократ говорил, что человеку нужно прежде всего “познать самого себя”, ибо это даст ему понимание смысла жизни, осознание того, что есть добро и зло, прекрасное и безобразное, истина и заблуждение. Немецкий философ И.Кант тоже полагал, что "культура душевных сил" достигается посредством усвоения тех знаний, которые дает humaniora–т. е. гуманитарные науки. Безусловно, это так. Главные силы и способности человека формируются духовным творчеством, культурой, моралью, интеллектуальным напряжением, а вопрос о выборе специальности в этом контексте является второстепенным.
Действительно состоятельность наша, как Человека с большой буквы, зависит от уровня развития нашей духовно-нравственной культуры. Можно иметь большой багаж знаний, но при этом не иметь элементарных представлений о любви, милосердии, доброте, культуре общения, взаимопонимания, можно потерять себя, не найти свое призвание, не смочь выразить чувство любви ко всему живому. На уроках самопознания через игру, анализ ситуаций взятых из жизни, самовыражения через проявления своих творческих способностей, извлечение морали из изречений великих ученых, философов, писателей, учитель ведет диалог с учащимся в котором он познает себя, познает мир.
На уроках самопознания учитель предоставляет возможность учащемуся посмотреть на себя со стороны как на совершенно постороннего человека. В других обычно очень ясно видны недостатки и слабости их и несоответствие слов с делами. Увидеть все это беспристрастно в себе очень полезно для познания самого себя. Самопознание человека включает не только изучение человеческой природы в других людях, но и в равной степени в себе. В других нам неприятны и даже отталкивающие некоторые свойства или особенности поведения. В себе они кажутся приемлемыми и простительными. И только отойдя от себя и смотря на себя со стороны, можно определить и увидеть недопустимость тех или иных свойств характера или поведения. В разделах программы самопознания с 8-11 ключевым словом является «Человек» 1 раздел «Быть человеком», 2 раздел «Человек и общество»,3 раздел «Мир и человек»,4 раздел «Мир человечества». Очень важно для каждого из нас понять для чего мы пришли в этот мир, что мы значим для нашего общества, кем мы являемся в нашей вселенной.
Главная идея самопознания звучит так: «Откройтесь миру, и мир откроется для вас.» Самопознание это ключ к преображению. Энергия Вселенной помогает нам обрести физическое, психическое, энергетическое и духовное исцеление.
Уроки самопознания дают возможность учителю использовать интерактивные методики преподавания. Они помогают педагогу направить ученика на познание истин, вечных ценностей нашей жизни. Надо любить истину так, говорил Л.Н. Толстой, чтобы всякую минуту быть готовым, узнав высшую истину, отречься от всего того, что прежде считал истиной. Величайшие умы человечества всегда видели в истине ее высокий нравственно-эстетический смысл. Ф.М. Достоевский утверждал, что красота спасет мир.
Человек живет в окружении мира, в атмосфере духовной культуры. Сам он – активно действующее существо. Бесконечными нитями материального и духовного свойства человек связан с природой и событиями общественной жизни, находясь с ними в постоянном взаимодействии. Вне этого взаимодействия жизнь невозможна. Мы взаимодействуем с миром прежде всего через наши потребности, начиная от физиологических и кончая самыми утонченными – духовно-душевными. Мы нуждаемся в мире и практически преобразуем его не только для постижения тайн. Мы постигаем его тайны для удовлетворения наших материальных и духовных потребностей.
На своих уроках часто использую такие формы работы как, «Муравейник»–работа в парах, «Творческая лаборатория»-работа в группе, «Презентация проектов»–творческая работа , «Дискуссия», «Наедине с собой»-индивидуальная работа, «Аудио и видеоспектры»–релаксация группы. В качестве мониторинга полученных знаний учащихся использую, такую форму, как портфолио учащегося. Данное портфолио разбито на 5 разделов, которые содержат (название раздела, высказывания):
Портфолио помогает учащемуся провести самоанализ, разобраться в самом себе, раскрыть свое «Я». А учитель в свою очередь имеет возможность увидеть духовно-нравственный рост ребенка.
Одним из методов приобщения учащихся к духовно–нравственной культуре является:
–посещение музеев, посещение концертов, посещение спектаклей, посещение кинотеатров. После просмотра интересного фильма, на своих уроках мы с ребятами проводим дискуссии, пишем эссе, создаем коллажи. Такая форма работы только благоприятствует раскрытию учащегося.
По словам философа Джона Бернала, человечество подходит к самому драматическому периоду своего развития – оно начинает познавать самого себя. Сара Алпысовна Назарбаева считает, что самопознание нужно преподавать с самого детства–языком любви, рассказывая притчи, поучительные истории. Такие уроки-игры, как показывает практика, очень нравятся нашим детям и крайне важны для их родителей.
В своей педагогической практике я часто провожу уроки на улице, используя тренинговые формы, уроки–шоу, где учащиеся проявляют свои театральные способности. Это дает мне возможность приобщить ребят к природе, искусству, раскрыть ораторские и организаторские способности.
В заключение хочу привести знаменитые слова И. Канта: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них,–это звездное небо надо мной и моральный закон во мне».
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Батталова . Т. Развитие духовно–нравственной культуры учащегося через предмет самопознание // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/29788-razvitie-dukhovno-nravstvennoj-kultury-uchashchegosya-cherez-predmet-samopoznanie (дата обращения: 22.12.2024)- Лучше знать лишнее, чем ничего не знать
- Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
- Школьный музей как важнейшая составляющая воспитания патриотизма
- СТЕРЕОТИП И ЕГО РОЛЬ В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ
- Система упражнений по подготовке учащихся 4 класса к ВПР по русскому языку
- Собственная концепция обучения математике
- Дифференциация звуков [Г] – [К] в слогах, словах и предложениях
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 4085 пользователей.
Отзывы