статья Пути повышения профессионального мастерства педагогов
Целью современного образования является подготовка всесторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А творчески работающий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Повышение профессионального мастерства педагогических кадров – приоритетная задача методической работы в школе. Методическая служба призвана активизировать творческую деятельность педагогов, развивать их индивидуальный педагогический стиль, и, в конечном счете, способствовать повышению качества и эффективности образовательного процесса. В нашей школе в течение 3-х последних лет разработана и реализуется модель поэтапного непрерывного повышения профессиональной компетентности педагогов.
I этап – повышение квалификации педагогических кадров, работа по самообразованию и саморазвитию. Научить учиться может только тот педагог, который сам совершенствуется всю свою жизнь. В школе созданы необходимые условия для прохождения курсовой подготовки педагогов, получения высшего образования на базе среднеспециального. Удалось не только достигнуть 100% показателя своевременности прохождения курсов повышения квалификации, но и по итогам 2013-2014 года превысить этот показатель на 6%, что позволило педагогическому коллективу школы занять первое рейтинговое место среди четырнадцати образовательных учреждений района.
Одним из важнейших направлений совершенствования и развития педагогического мастерства является самообразование. Каждый учитель школы работает по индивидуальной теме самообразования, которая определяется в контексте с общей методической темой школы, затруднениями педагога спецификой его индивидуальных интересов. Срок работы над темой может варьировать от 1 года до 3 лет. Работа педагога строится с привлечением специальной литературы, осмысления передового опыта, формирования Портфолио, обобщения собственной практической деятельности. Для представления полученных результатов педагог вправе выбрать различные формы отчета: самопрезентацию по изучению педагогических технологий, открытый урок, внеурочное занятие, проведение мастер-класса, методическую папку и т.д. Работа по самообразованию профессионально самовоспитывает учителя, направляет на сознательную работу по развитию личности как профессионала. Мною разработана карта профессионального роста педагога школы, которая стимулирует его на самоанализ своей профессиональной деятельности, обеспечивает его личную заинтересованность в результате своего труда.
II этап – методическая деятельность учителя. В школе организована работа четырех предметных методических объединений учителей-предметников, которых связывает и объединяет общая цель-решение сложных вопросов и проблем, участие в поисковой и исследовательской деятельности. Разнообразна деятельность МО: проведение открытых уроков с анализом и самоанализом; практикумы, деловые игры, семинары, обсуждение наиболее сложных вопросов обучения и воспитания. Новой формой работы методических объединений является подготовка и проведение общешкольного методического мероприятия в рамках постоянно действующего семинара «ФГОС-пути реализации». В текущем учебном году с целью активизации творческой активности ШМО методический совет реализует проект-конкурс «Лучшее методическое объединение школы». Согласно разработанному положению каждое ШМО представляет результаты методической деятельности за год в форме самопрезентации на расширенном итоговом заседании методического совета. В содержание презентации входят значимые, интересные, эффективные формы работы педагогов, достижения членов группы. Уже сейчас можно отметить, что конкурс заставил по-новому работать предметные объединения, находить нестандартные формы проведения заседаний, ответственно и на высоком уровне проводить мероприятия в рамках школы. МО учителей филологии и искусства (руководитель Ильина С.В.) провело семинар-практикум «Методические приемы формирования универсальных учебных действий в основной школе».
III этап – обобщение опыта своей работы. Обобщить свой педагогический опыт-это, значит увидеть в частном общее и таким образом объяснить, как достигаются положительные результаты в учебно-воспитательном процессе. Задача методической службы - выявить творческий потенциал учителя, изучить его опыт, увидеть в нем ценность для других членов педагогического коллектива. Нужно создать такую образовательную среду, в которой одни учителя получали бы необходимый им передовой педагогический опыт, а другие – возможность раскрыть свой профессиональный потенциал. В прошлом году был реализован проект-конкурс «Мой открытый урок», в котором приняли участие 80% педагогов школы. Итог конкурса-новые педагогические находки, интересные приемы активизации познавательной деятельности, которые стали доступны каждому педагогу. На педагогов победителей и призеров оформлены модульные анкеты передового педагогического опыта «Применение ИКТ в преподавании русского языка и литературы»-Ильина С.В.; «Преподавание курса ОРКиСЭ в школе»-Неустроева Л.В. Еще одна инновация года - участие 6 педагогов школы во Всероссийском Интернет-конкурсе методических разработок, все педагоги стали дипломантами конкурса, а главное – это вызвало желание других педагогов принять участие, поделиться своими наработками.
Достаточно эффективной формой передачи и внедрения лучшего педагогического опыта является наставничество. Пополнение, которое получил педагогический коллектив школы в 2011 году, отличается стремлением стать высокопрофессиональными педагогами. Третий год в школе функционирует «Школа молодого учителя», 3 педагога успешно закончили её, пройдя аттестацию на I категорию, ещё 3- аттестованы на соответствие должности. Ощутить первые радости в педагогической деятельности, познать первые успехи в освоении профессии позволила «Неделя молодого специалиста», в ходе которой молодые специалисты получили возможность принять участие в конкурсе открытых уроков, внеурочных занятий, методических разработок. Лучшим молодым специалистом 2013 года признана учитель математики Кутикова Ю.А., выпускница Куртамышского филиала Курганского педагогического колледжа. Совсем недавно она получила диплом о высшем образовании, закончив Шадринский пединститут.
Ежегодно на базе школы проводятся заседания районных методических объединений учителей-предметников, на которых педагоги школы делятся опытом работы по применению современных педагогических технологий, результатами своей инновационной деятельности (апробация новых УМК, внедрение ФГОС НОО, реализация модели внеурочной деятельности младших школьников).В 2013-2014 учебном году таких заседаний проведено четыре, в рамках которых показаны открытые уроки с применением современных технологий; состоялся семинар руководителей образовательных учреждений района, на котором школа представила опыт реализации Программы развития. По мнению участников, все мероприятия прошли на высоком методическом уровне.
Разработанная система поэтапного повышения профессионального мастерства педагогов дала свои результаты.
- Выросло число педагогов, использующих в своей деятельности современные технологии, в том числе ИКТ с 60% до 89%.
- Повысился профессиональный уровень педагогического коллектива. Из 16 педагогов 10 имеют высшее образование, 4-среднеспециальное педагогическое, 1-среднепрофессиональное, еще 1 учитель в этом году получит диплом учителя начальных классов. Растет число педагогов с категорией. Два педагога в настоящее время проходят процедуру аттестации на первую категорию, все остальные педагоги аттестованы.
- 100% педагогов охвачены различными формами методической работы, возросла активность их участия в профессиональных интернет-конкурсах.
- Созданы условия для изменения статуса учителя, перевода его с позиции «урокодателя» на позиции педагога-методиста, педагога-исследователя.
- Школа готова к работе в современных условиях, готова успешно реализовывать новые федеральные государственные стандарты.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Подрядова Л. И. Пути повышения профессионального мастерства педагогов // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/3043-puti-povysheniya-professionalnogo-masterstva-pedagogov (дата обращения: 21.11.2024)- Использование современных образовательных технологий (проектная деятельность) на уроках истории и обществознания
- Здоровьесберегающие технологии на уроке физической культуры и во внеурочной деятельности
- Использование электронной формы учебника на уроках английского языка для структурирования коммуникации во время учебного процесса
- Возможности занятий по информатике для развития внимания младших школьников с умственной отсталостью
- Черепаха и Заяц ("Ташбака белән Куян")
- Формирование лексико-грамматической стороны речи у детей с СНР в МОУСКШ №9
- Специфика семейного бюджета в период экономического кризиса в России
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 6648 пользователей.
Отзывы