статья Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы через использование ИКТ
Время бежит и естественно в преподавании происходят большие изменения. Чтобы уроки русского языка и литературы были интересны ученикам, нам учителям приходиться изучать новые методы, работать с новыми методами. В большинстве случаев изучение русского языка и литературы учащимися не на высоком уровне. Это связано с изучением большого объема правил, исключений и произведений. Мотивировать детей нужно применяя новые методы работы, технологии, которые развивают способности учащихся. Одной из таких технологий является ИКТ( информационно-коммуникационные технологии). В нашей школе есть мультимедийный класс. Это во многом облегчает использование ИКТ на уроках русского языка и литературы. Хочу поделиться опытом, который может быть полезным в учебном процессе. Темой самообразования, над которой я работаю «Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении русского языка и литературы путем применения ИКТ.
Образование в Казахстане держит путь на обновление образования и использование новых методов в работе. В связи с этим учащиеся должны уметь:
- самостоятельно заниматься своим обучением и получать нужную информацию;
- уметь работать в группе и принимать решения;
- использовать информационно-коммуникационные технологии.
Опираясь на теорию активизации познавательной деятельности школьников и ИКТ, я определила основную цель своего опыта:
создание условий для активизации познавательной деятельности учащихся посредством использования ИКТ на уроках русского языка и литературы.
Для достижения поставленной цели мною определены следующие задачи:
- Способствовать созданию информационно-коммуникационной среды на уроках и во внеурочной деятельности.
- Развивать мотивацию и интерес к русскому языку, литературе через использование ИКТ.
- Уметь работать в тесном сотрудничестве, коллективно, совместно с учителями.
- Внедрять ИКТ для развития познавательного интереса учащихся, формирования логического мышления, развития рефлексии.
- Повышать уровень качества знаний.
- Воспитывать у учащихся познавательную активность, умение работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера, Интернета.
Применение средств ИКТ на уроках – эффективный метод формирования активизации познавательной деятельности. Использование компьютеров делает урок очень интересным, учащиеся с увлечением работают на таких уроках.
От того, какой тип урока я выбираю, зависит как я буду использовать ИКТ в своей работе. Эти методы позволяют охватить почти все стороны учебного материала, заинтересовать учеников.
Используя компьютер, я имею большие возможности в изготовлении наглядностей к каждому уроку, учитывая особенности класса и даже индивидуальные особенности отдельных детей. За урок можно не только изучить новый материал, но также закрепить его, отработать практические навыки.
Чтобы ученик занимался хорошо, нужно его увлечь. Действительно, если ученик увлечен чем-либо, то он проявляет значительно больше настойчивости, терпения, упорства в преодолении трудностей, чем тот, у которого интерес отсутствует . Очень важно пробудить у учащихся положительное отношение к учебной работе. Поэтому большое внимание уделяется организации познавательной деятельности.
При систематическом использовании информационно-коммуникационных технологий наблюдаются следующие результаты:
- учащиеся активно включаются в процесс приобретения новых знаний;
- развиваются: настойчивость, ответственность, любознательность, стремление к активной познавательной деятельности;
- вырабатывается умение самостоятельно добывать знания и применять их на практике;
- формируется потребность самообразования.
Результаты применения ИКТ уже есть. Это прослеживается в повышении качества знаний учащихся по предметам и степени их обученности.
Каждый учитель литературы хотел бы, чтобы его ученики читали литературные произведения, изучаемые на уроках. Чтобы читали не только по программе, но и дополнительно. Чтобы они любили этот предмет и испытывали к нему интерес, влечение. Всего этого хотелось бы достичь. Ведь средствами художественной литературы мы воздействуем на сознание учащихся, способствуем развитию их характера, нравственных качеств. Все мы знаем, что благодаря чтению подросток формируется как личность.
Но как сделать так, чтобы у школьников возникла потребность постоянного чтения? Решение этой проблемы я вижу в использовании метода проектов на уроках литературы.
Сейчас многие учителя используют метод социальных проектов. Новые педагогические технологии помогают на уроке литературы создать условия для развития умений анализировать текст, формулировать проблемы, развивать коммуникативные навыки. Технология метод проектов помогает формировать все ключевые компетентности. Использование информационно – коммуникационных технологий в проектной деятельности предоставляет новые возможности:
- поиск и использование необходимой информации, что особенно важно для сельской школы из-за ограниченности литературы в школьной библиотеке;
- дает возможность учащимся выступать наряду с учителем;
- представить защиту проектов наглядно.
ИКТ является инструментом, при помощи которых и создается проект. Это сбор материала , его структурирование, выстраивание взаимосвязей, наглядное оформление и защита проекта.
Изучив литературу по данной теме, я поняла, что проектную деятельность можно использовать в любом виде деятельности. Если с вопросом использования технологии проектирования во внеурочной деятельности всё более или менее понятно, то вопрос применения метода проектов на уроке для меня был сложным. Поэтому я заинтересовалась им. Работа, которую я проделала убедила меня в том, что применение метода проектов на уроках литературы подтолкнуло ребят к поиску информации и к дополнительному чтению.
Таким образом, изучив технологию метод проектов, испробовав её в своей работе, я пришла к выводу, что эта технология действительно эффективна. Она способствует развитию общения в группе, умению выступления при защите своего проекта; умения использовать знания для решения проблемы, получать нужную информацию из Интернет, рефлексировать.
Использование ИКТ позволяет индивидуально подходить к каждому ребенку. Учащиеся с сильной мотивацией, быстро справляясь с заданием, получают право выполнить упражнение с помощью компьютерного тренажера.
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы показывает, что отношение учащихся к предмету меняется, ребята не боятся проявлять инициативу в решении заданий, высказывать свое мнение.
Итак, использование ИКТ на уроках значительно повышает не только качество обучения, но и помогает заинтересованность учеников. Ведь самое главное, что ребятам нравится выполнять задания с использованием ИКТ, они с удовольствием предлагают свои идеи, начинают творчески мыслить. Считаю, что компьютеры помогут создать для учителя новые условия работы в классе, на уроке, а также изменить способ мышления сегодняшних школьников так, чтобы он соответствовал потребностям завтрашнего дня.
Сейчас всем своим коллегам внушаю, что надо учить детей применять знания на практике. Но чтобы обучать детей по новым методикам, учитель должен меняться сам. Дети – это маленькие звездочки, которые надо уметь зажечь. Я не устаю повторять, что главное дать им правильное направление.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Сарсенова А. М. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы через использование ИКТ // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/3061-aktivizatsiya-poznavatelnoj-deyatelnosti-uchashchikhsya-na-urokakh-russkogo-yazyka-i-literatury-cherez-ispolzovanie-ikt (дата обращения: 22.12.2024)- Когда персонажи – вещи. Создание костюма для спектакля по современной сказке
- Применение метода Томатис при подготовке детей к школе
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ДЕКОДИРОВАНИЯ ТЕКСТА НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ В КЛАССАХ КОРРЕКЦИИ
- Современное представление о профессиональном мастерстве педагога дополнительного образования
- Методы, приемы и формы преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности», повышающие мотивацию к обучению.Из опыта работы
- Игровые технологии как вид педагогических технологий
- Использование дидактических игр на уроках