Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

статья АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МАЛОГО БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Разработан тест

К.Г. Кадымова,

г. Тихорецк

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МАЛОГО БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

В настоящее время малый бизнес активно развивается во всех странах мира. Не стала исключением и Россия. Согласно принятым в большинстве государств нормам, основным критерием выделения малого бизнеса из общей совокупности хозяйствующих субъектов является численность работников предприятия. Так согласно Федеральному закону от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" малым считается предприятие, если на нем трудится менее ста человек [1].

Вместе с тем в связи с развитием техники и технологии способствующей повышению производительности труда, во многих странах введены и другие виды ограничений: объем продаж, размер баланса активов. В частности такие критерии приняты в странах ЕС и России.

Малый бизнес в России имеет свою пеструю историю. Начиная с первых кооперативов, которые зародились в СССР в конце восьмидесятых годов, далее открытые акционерные общества девяностых годов, приватизация старых государственных предприятий находящихся на грани разорения. Наконец, первые коммерческие предприятия конца девяностых, в которых приоритетным направлением ведения деятельности становится торговля.

С 1998 года малое предпринимательство легализуется, появляется новое законодательство, где четко прописывается алгоритм регистрации малых предприятий, порядок ведения налоговой документации.

В настоящее время в России большинство предприятий малого бизнеса ориентировано на торговую деятельность. Еще одной негативной особенностью малого бизнеса в России является то, что неприлично большой процент предпринимателей находятся в тени. Не смотря на то, что ежегодно пересматривается налоговое законодательство страны, изобретаются пути вывода малого бизнеса из теневой экономики, программы поддержки и стимулирования малого бизнеса, проблема остается не решенной и одной из главных в нашем государстве. Ведь, как известно одной из наиболее болезненных проблем малого бизнеса является острая нехватка финансирования. Стартовый капитал, как правило, вкладывается в оборот, для наращивания которого требуются дополнительные средства, а их получить можно лишь при посредстве кредита. Но кредитная система, к сожалению, построена так, что для малого бизнеса процентная ставка всегда выше, чем для среднего или крупного. Выход из сложившейся ситуации по статистике каждый четвертый  индивидуальный предприниматель находит в том, чтобы признать свое предприятие банкротом или уйти в тень.

Помимо этих существуют и другие проблемы, тормозящие развитие и расширение малого предпринимательства:

- Высокий уровень налогообложения;

- отсутствие знаний о данном виде деятельности;

-экономическая и политическая нестабильность в обществе;

-несовершенство банковской и кредитной систем [2].

Попытаемся разобраться, какие пути решения данных проблем предпринимаются в нашей стране для решения этих вопросов.

Из положительных особенностей малого бизнеса можно выделить, например, гибкость, экономичность. Ясно, что в силу изменчивости рыночной экономики малому предприятию легче отреагировать на происходящие изменения, будь то веяния моды или ситуация с колебаниями цен на сырье или курс валют.

В нашей стране наблюдается неравномерность распределения зарегистрированных малых предприятий и индивидуальных предпринимателей. Естественно, что большая их часть сосредоточена в больших городах и ориентирована она на торговлю и общественное питание.

Проводимая в России в настоящее время «программа импортозамещения», политическая ситуация в мире, колебания курса валют, которые влекут за собой повышения цен на продукты питания, запрет на ввоз большого круга сельскохозяйственной продукции из зарубежных стран, сделало жизненно необходимым переориентироваться на внутренние рынки страны. В связи с этим государству необходимо полностью поменять курс развития страны. Необходимыми стали меры по развитию сельской местности, привлечению молодых специалистов в село, созданию новых рабочих мест и повышению уровня жизни жителей сельской местности. Государственная поддержка коснулась и обычных сельских жителей. В мае 2015 года начата выплата средств в рамках государственной программы на строительство или приобретение жилья в сельской местности. Допускается выплата средств и на улучшение уже имеющегося жилья [3]. Данными мерами государство пытается повысить уровень жизни сельского населения с целью привлечения его к созданию личных подсобных хозяйств. Создаются условия для привлечения молодых специалистов в отрасль. Этим государство пытается привлечь малый бизнес в сельское хозяйство, так как именно он в данном случае может стать решением такой важной в наши дни задачи.

Существует в нашей стране еще один вид деятельности малого бизнеса, который стоит особняком и находится под личным покровительством президента – это инновационные технологии. Предприятия, занятые разработкой и изготовлением инновационных технологий имеют льготы по налогам. Занята в этом бизнесе в основном «талантливая молодежь». А уж ей у нас везде «зеленый свет». Форумы, семинары, стипендии президента России, правительства  России, гранты, программы поддержки [4].  Ну и, пожалуй, самое яркое событие  - открытие в городе Сочи молодежного образовательного  центра «Сириус» по инициативе президента Российской Федерации [5].

Такая поддержка молодежи и молодых предпринимателей является способом стимулирования развития малого бизнеса в различных регионах страны, в том числе и малонаселенных регионах. Все чаще молодежь после окончания обучения не стремиться устроиться на работу, а рассматривает возможность открыть собственное дело, и все чаще за счет полученных дотаций от государства. Практически во всех регионах Российской Федерации работают специализированные фонды, занимающиеся поддержкой малого бизнеса. Для оформления заявки на получение гранта достаточно обратиться в один из таких фондов и представить в организацию бизнес-план нового предприятия. Сумма относительно не большая и составляет около трехсот тысяч рублей. Так же в данном учреждении  возможно получить субсидии для снижения процентной ставки по полученным кредитам.

Еще одним видом поддержки населения можно выделить так же консультации, проводимые в фондах поддержки предпринимателей или в центрах занятости населения. Проводятся данные консультации в виде курсов, на которых обучают будущих предпринимателей правильно создавать бизнес-план, заполнять налоговую документацию.

Кроме того существуют общественные объединения, защищающие интересы малого бизнеса:

- торгово – промышленная палата Российской Федерации;

- профсоюз работников малых предприятий;

- региональные и местные палаты и т.д.

Все эти объединения выражают и защищают интересы малого бизнеса.

Развивается и образовательная база российского малого бизнеса. В большинстве учебных заведений России имеется экономический факультет, как очной, так и заочной форм обучения. Эффективным инструментом в подготовке специалистов в экономике является «Президентская программа переподготовки управленческих кадров для народного хозяйства Российской Федерации». Бизнесмены проходят теоретическую подготовку на базе ВУЗов России, совершенствуют знания иностранного языка. После окончания подготовки в России участникам «Программы» предоставляется возможность пройти стажировку на зарубежных предприятиях.

В мелких населенных пунктах развитие малого бизнеса чуть ли не единственная возможность спасти регион. Ведь главная его роль – это создание новых рабочих мест для населения. Таким образом, в некотором объеме решается задача с безработицей населения. В трудовую деятельность вовлекаются такие слои населения, как студенты и пенсионеры.

Наряду с этим малыми фирмами пополняется бюджет города за счет налоговых отчислений. Расширяется ассортимент товаров, представленных на рынке, а так же улучшается их качество за счет конкуренции. Развитие малого бизнеса способствует развитию личных талантов людей, освоение новых видов ремесел и оказываемых услуг. Для каждого отдельного региона характерно освоение и использование местных источников сырья. Нередки случаи, когда на малых предприятиях изготавливают комплектующие изделия для крупных заводов и фирм известных брендов.

Все эти перечисленные функции малого предпринимательства и определяют его значимость для развития экономики, как региона, так и всей страны.

Итак, в заключении, подведем итоги.

Развитие малого бизнеса – одно из наиболее эффективных направлений экономического роста государства.

В наше время он призван не только стать важнейшей базой структурной перестройки экономики с учетом особенностей развития регионов, но и обеспечить наполняемость местных бюджетов. Развитие малого предпринимательства в некоторой степени способствует решению проблемы с безработицей, создавая новые рабочие места, обеспечивают социальную и политическую стабильность, вносят значительный вклад в развитие регионов, способствует расширению ассортимента и повышению качества производимых в стране товаров и услуг и культуры обслуживания. В трудовой процесс вовлекаются слои населения, для которых работа в крупных организациях имеет свои ограничения, людей с ограниченными возможностями. Способствует развитию творческих и умственных способностей населения, активизации научно – технического прогресса.

Поэтому расходы на поддержку малого бизнеса представляют собой не благотворительность, а возвращение малому бизнесу части созданного им макроэкономического эффекта. Эта поддержка осуществляется и на федеральном уровне и на региональном, с учетом особенности развития каждого региона.

Таким образом, для экономики любой страны деятельность малых фирм является важным фактором повышения ее гибкости и независимости.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1.    www.consultant.ru – КонсультантПлюс — компьютерная справочно-правовая система в России.

2.    Государственные антикризисные поддержки бизнеса. Мировой, российский и региональный опыт / О.С. Белокрылова. – Ростов-на-Дону: Содействие – XXI век, 2010. – 312 с.

3.     www.mcx.ru – официальный сайт Министерства сельского хозяйства РФ.

4.     минобрнауки.рф – официальный сайт Министерства образования и науки РФ.

5.     sochisirius.ru – официальный сайт образовательного центра «Сириус».

Раздел: Статьи на образовательную тематику
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать статью (48.00 kB)
Автор:
преподаватель Тихорецкого техникума железнодорожного транспорта филиала Ростовского государственного университета путей сообщения
Дата публикации: 23.09.2016
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Кадымова К. Г. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МАЛОГО БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/31507-aktualnye-voprosy-malogo-biznesa-v-sovremennykh-usloviyakh (дата обращения: 14.11.2024)
  Скачать Золотой сертификат— узнать о сертификате
  Заказать рецензию на публикацию