статья Формы и методы воспитания лидерских качеств у младших школьников
Сегодня наиболее актуальным стал вопрос формирования позитивного социального опыта растущего человека, его гражданского становления. Лидерские качества становятся особенно актуальными для любого человека в современной политической, социальной обстановке, которая сложилась в нашей стране. В решении задач социального становления личности ребенка большое значение имеет стимулирование лидерства. Через лидеров реализуется управленческий механизм. Лидеры занимают главные позиции везде.
Работая много лет в начальных классах, я часто задаюсь вопросом: как правильно воспитать лидерские качества у детей уже в этом возрасте?
Я считаю, что самое первое условие для развития лидерского потенциала ребенка – это необходимость создания условий для проявления детской активности. А для того чтобы ребёнок стал активным, я, начиная с 1 класса, провожу такие беседы и классные часы: «Давай познакомимся поближе», «О друзьях и настоящей дружбе», «Я и мир вокруг».
Роль успеха в развитии личности огромна. Игра «Найди себе подобного» и тренинг «Я всё смогу» помогают ребёнку увереннее чувствовать себя в новом коллективе, а значит, раскрыться и иметь успех.Успех окрыляет ребенка, способствует выработке у него инициативы, уверенности в своих силах, обеспечивает в последствие формирование в характере борца, верящего в свои силы. В успехе ребёнок ощущает свой рост и движение вперёд. А похвала и поддержка родителей и нас педагогов – это главный залог успеха, поэтому я всегда стараюсь отметить даже маленький успех ребёнка. Всем нравится быть в роли победителя, но я учу своих учеников: умеешь побеждать, умей и проигрывать. Сегодня побеждённый, завтра – победитель. На эту тему в классе была проведена беседа об известных людях, которые не сразу прославились, а сначала испытали поражение и горечь разочарований.
Второе необходимое условие – это умение ребенка ставить перед собой цели. Быть лидером для самого себя иногда труднее, чем быть лидером для других. Когда ребенок ставит перед собой какие-либо цели, он вынужден при этом проявлять качества лидера, воспитывать в себе целеустремленность, упорство, настойчивость. Поэтому важно научить ребенка ставить перед собой цель, пусть даже и самую незначительную, такую, как решение трудной задачки, и обязательно добиваться результата.
Задавая своим ученикам в 1 классе вопрос «Кто в нашем классе лидер?», я замечала, что сначала дети выбирают почти всегда отличника. А становясь старше (3-4 класс), ребята уже не всегда выбирают лидера только за отличные знания. Выбирают ребёнка, который всегда интересуется окружающими, стремится во всём участвовать и руководить, добрый и дружелюбный. Из этого можно сделать вывод, что лидерские качества у детей не всегда идут рядом с прилежанием. Качества лидера необходимо воспитывать в себе. Как же их воспитать?
Важными базовыми компонентами воспитания лидерских качеств являются:
- Воспитание высокого уровня самосознания, гражданственности, самодисциплины.
- Воспитание милосердия, доброты, доброжелательности, готовности оказать помощь.
- Воспитание духовной личности, творческой личности.
- Воспитание трудолюбия, хозяйственности, физической закалки, хороших манер.
Первый путь воспитания лидера – это просветительский. Это путь, когда происходит целенаправленное информационное обучение школьников способам освоения роли лидера, раскрывается сущность понятия «лидер». В этом случае ребенок получает информацию, приобретая знания о способах выполнения роли лидера. Для этого я использую тренинги, часы интересного общения на темы «Лидеры. Кто они?», «Знакомьтесь - это Я», «Взглянем на себя со стороны и т.д. Второй путь становления ребенка лидера назван деятельностно-практическим. В этом случае школьник непосредственно сам включается в выполнение роли лидера, приобретая практический опыт освоения этой роли. Ребенок начинает стремиться в значительной степени соответствовать этой роли, испытывая эмоциональное удовлетворение при успешном выполнении роли. Успешное освоение любой роли, в том числе и роли лидера, происходит успешнее всего в игре. В этом состоит одна из социально - психологических и педагогических функций игры. Разработана целая серия игр различного типа, дающих возможность выбирать и играть роль лидера. Это объясняется общей установкой на присвоение роли, наличием образцов для подражания, «значимых других». Таким образом, для развития лидерского потенциала ребенка я создаю условия, которые требуют проявления детской активности. Можно использовать игру тренинг «Я – лидер», сюжетно-ролевые игры. В своём классе я проводила интеллектуальную игру «Кто хочет стать отличником», «Лидер 21 века». Иногда такой путь называют путем проб и ошибок. Третий путь условно назван интегрированным. Он сочетает в себе специальную теоретическую подготовку и практическую деятельность. Существует еще один путь, который можно определить как путь копирования образца, когда на основе подражания образцу происходит становление ребенка лидера.
Важно, что ребята в 4 классе, уже зная, кто такой лидер, примеряя на себя эту роль, приходят к выводу, что лидер – это человек духовно сильный, способный проявить инициативу, взять на себя ответственность. Лидер – это не командир, а за ним идут, его уважают.
Работая с родителями, провела собрания по следующей тематике: «Роль самооценки в формировании личности», «Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка?», «Как научить ребёнка жить в мире людей». Работая вместе с детьми, родителями, отвечая на разные вопросы, заполняя анкеты, примеряя роль лидера, мы все вместе составили инструкцию «Как стать лидером»
- Первым шагом на пути к лидерству является поиск собственной «изюминки». «Изюминкой» может оказаться что угодно. Найденные в самом себе уникальные способности важно не только отыскать, но и по мере сил развить.
- Недостаточно найти в себе и развить «изюминку». Важно уважать свои способности и умения, ценить и верить в них. Позитивное отношение даже к самым, на первый взгляд, пустяковым вещам позволяет видеть происходящее с оптимистичной позиции. Неуверенному в себе и своих силах пессимисту не стоит, и пытаться стать лидером.
- Демонстрировать свою уникальность одноклассникам лучше в нужное время и в нужном месте.
- Быть лидером - это нечто большее, чем власть и авторитет. Лидерство – это в первую очередь умение брать на себя ответственность и принимать важные решения.
- Любому лидеру необходимо умение четко выражать свои мысли и увлекать аудиторию идеей. Работать над своими недостатками.
- Быть лидером – это значит иметь собственное мнение. Мнение лидера можно оспорить, опровергнуть, но его в любом случае будут уважать. А уважение со стороны членов коллектива– это и есть первая ступенька к достижению почетного звания лидера.
На вопрос: «Какие самые важные на ваш взгляд качества, должен иметь лидер?» большинство ребят отметили: ответственность, искренность, доброта. А вместе, обсудив, мы решили, что в лидерах необходимо развивать следующие качества:
- ответственность;
- умение общаться со всеми, сотрудничество;
- уважение и самоуважение;
- сочувствие;
- взаимопомощь;
- добропорядочность.
Таким образом, процесс воспитания активности и подготовки лидеров должен строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения, доверия взрослых и детей. Только тогда закладывается фундамент социальной инициативы и потребность работы с человеком и для человека.
Младший школьный возраст является периодом активного формирования личности ребенка, поиска себя и своего места в жизни, определения своих склонностей и способностей. Поэтому воспитательный процесс в классе, в школе нужно строить так, чтобы каждый ученик мог попробовать себя в качестве лидера.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Шуляк Н. В. Формы и методы воспитания лидерских качеств у младших школьников // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/3239-formy-i-metody-vospitaniya-liderskikh-kachestv-u-mladshikh-shkolnikov (дата обращения: 22.12.2024)- Обучающие игры на уроках английского языка
- Система специальных упражнений, реализуемых во внеклассной деятельности, повышающих уровень смыслового чтения
- Использование материалов исследования фенологии и биологии развития Cyclachaena Xanthiifolia в условиях республики Мордовия в практике преподавания биологии в школе
- Развитие творческих способностей и повышение мотивации на уроках в начальной школе
- ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
- Дидактическая игра как метод экологического образования детей
- Гендерные принципы построения системы физического воспитания учащейся молодежи
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 9055 пользователей.
Отзывы