статья Психологическое сопровождение старшеклассников в период подготовки к ЕГЭ
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) – это суровое испытание в нашей образовательной сфере, а подготовка детей к экзаменам - это поле деятельности не только педагогов, но и психологов. Ведь подготовка к ЕГЭ это сложное, подчас драматичное, испытание для любого школьника.
Индивидуальные особенности ребенка требуют правильного построения учебного процесса, которые должны учитывать специфику его памяти, внимания, мышления, личностными особенностями, темпом работы.
Для тревожных детей учебный процесс представляет собой определенную угрозу, всегда сопряжен с эмоциональным напряжением. Особую тревогу вызывает у них ситуация проверки знаний в любом виде. Ситуация экзамена тем более сложна для тревожных детей, потому что она по природе своей оценочная. Самую большую трудность в ситуации с ЕГЭ для тревожного ребенка представляет отсутствие эмоционального контакта со взрослым.
Проблема неуверенных в себе детей заключается в том, что у них еще не умеют опираться на собственное мнение, не могут корректно оценить качество своей работы: сами себе не доверяют, испытывают определенные затруднения при выборе правильной стратегии действия. Поэтому при сдаче ЕГЭ данные учащиеся испытывают больше затруднений, потому что в ходе экзамена имеет место самостоятельный выбор стратегии действия, а эта задача для неуверенных детей крайне сложна.
Для тревожных и неуверенных детей особенно важно создание ситуации эмоционального комфорта на предэкзаменационном этапе. Ни в коем случае нельзя усложнять обстановку, напоминая о серьезности предстоящего экзамена и значимости его результатов. Главная задача взрослого — создание ситуации успеха, поощрение, поддержка. В этом огромную роль играют положительные высказывания: «Я уверен, что ты справишься», «Ты так хорошо справился со всеми экзаменами».
Необходимо оказать тревожным школьникам эмоциональную поддержку. Это можно сделать любыми невербальными способами: посмотреть, улыбнуться и т.д. Для неуверенного старшеклассника важно всяческое одобрение его выбора на этапе подготовки к сдаче к ЭГЕ.
Детей, для которых характерен очень высокий уровень притязаний и крайне неустойчивая самооценка, мы отнесли к группе, так называемых «отличников». Это, как правило, школьники, которые отличаются высокой успеваемостью, повышенным чувством ответственности и исполнительности. Для того чтобы чувствовать себя хорошими, им нужно не просто успевать, а быть лучшими, не просто хорошо справляться с заданием, а делать это блестяще. Им недостаточно выполнить минимально необходимый объем заданий, а нужно сделать все, причем безошибочно. В то же время они теряются при необходимости пропустить задание, если не могут с ним справиться.
Очень важно помочь таким детям скорректировать их ожидания и помочь им осознать разницу между «достаточным» и «превосходным». Им необходимо объяснить, что для получения отличного результата нет необходимости выполнять все задания.
Также стоит обратить внимание на то, что «правополушарные» учащиеся несмотря на то, что имеют богатое воображение, хорошо развитое образное мышление, испытывают затруднения при необходимости четко логически мыслить, структурировать. Для лучшего усвоения учебного материала, «правополушарным» детям следует задействовать воображение и образное мышление. Теоретический материал важно иллюстрировать примерами и картинками.
Применение данного личностно-ориентированного психологического сопровождения поможет старшеклассникам успешно подготовиться к сдаче ЕГЭ и справиться с сопутствующей тревогой и волнением.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Нургалиева М. М. Психологическое сопровождение старшеклассников в период подготовки к ЕГЭ // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/32529-psikhologicheskoe-soprovozhdenie-starsheklassnikov-v-period-podgotovki-k-ege (дата обращения: 21.11.2024)- Использование компьютерного тестирования в начальной школе
- Компетентностно-ориентированные задания как средство формирования ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка
- Педагогические потенциалы детско-юношеской спортивной школы в профилактике девиантного поведения детей и подростков
- Компьютерная графика
- Диалог культур на уроках английского языка
- Методические требования к системе подготовки будущего учителя начальных классов к развитию творческих возможностей учащихся
- Интеграция медиаобразования в условиях сельской школы
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 3150 пользователей.
Отзывы