статья Дифференцированное обучение в преподавании физики
Считаем, что проблема организации обучения, максимально учитывающего различия в развитии и способностях обучающихся, одна из наиболее острых. Опыт показывает, что несмотря на большое внимание, которое уделяется совершенствованию содержания образования, разгрузке учебных программ, учить всех и учить хорошо при существующем построении учебного процесса сложно. Одним из резервов, позволяющим поднять работу на более качественный уровень, является дифференцированное обучение.
Большую тревогу вызывает сегодня крайне неблагоприятное положение обучающихся, которые едва переступив порог, попадают в категорию отстающих. Разрыв в способностях «сильных» и «слабых» учащихся к началу изучения физики может быть очень велик. Начальное отставание при обучении является главной причиной педагогического брака и одним из решающих источников педагогической запущенности, трудновоспитуемости, учебной дезадаптации.
Физика относится к числу предметов, усвоение которых вызывает затруднение у различных категорий обучающихся, особенно для студентов с пониженной обучаемостью, недостаточной сформированностью мышления. Проблемы и трудности, с которыми сталкиваются обучающиеся данной категории уже в начале обучения физике, со временем усугубляются и становятся основной причиной непонимания ими основных разделов курса. В то же время есть группы учащихся, не только предрасположенных к лучшему восприятию абстрактного или конкретно-образного материала, но и отличающихся знаниями, работоспособностью, памятью и так далее. При ориентации на среднего обучающегося мы можем потерять «талантливого», но ещё в более худшем положении находится «слабый» обучающийся, не способный воспринимать материал, не рассчитанный на его подготовку.
Отсюда следует, что перед каждым преподавателем встаёт проблема выбора или создания педагогической технологии, которая обеспечивала бы его всем необходимым для построения учебно-воспитательного процесса, наиболее подходящего для целей обучения.
Целью технологии дифференциального обучения курсу физики является:
Создание эффективного процесса и условий обучения физике средствами дифференцированного подхода к учащимся в личностно-ориентированной модели образования.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- Определение типогрупп учащихся средствами социально-педагогического наблюдения: оценки учебной деятельности, состояния обученности и обучаемости конкретных учащихся.
- Разработка трехуровневой системы дидактических заданий с учетом способностей учащихся и базовых знаний.
- Организация условий дифференцированного обучения в личностно-ориентированной модели взаимодействия преподаватель – студент.
- Планирование организации учебно-воспитательного процесса с учетом дифференцированного подхода к обучению.
- Управление учебно-воспитательным процессом.
- Контроль и диагностика сформированности общих компетенций обучающихся.
Наиболее целесообразным для достижения цели технологии дифференцированного обучения являются идеи, заложенные в технологиях академика В.П. Монахова и В.П. Беспалько. Согласно определению академика Монахова, «педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий учащихся и преподавателя». Принципиальными качествами технологий Беспалько и Монахова являются гарантированность конечного результата обучения и процедурность проектирования учебного процесса.
Изучив инновационные технологии, я предлагаю технологию, опирающуюся на следующих принципах:
- Всестороннее изучение учебно-познавательной деятельности учащихся и учёт ведущих интегральных качеств его личности.
- Ориентирование на особенности динамики развития учебной деятельности и личности обучаемого.
- Введение методов и приёмов дифференцированного подхода во фронтальную работу всей группы.
- Осуществление высокой организованности учащихся на занятиях.
- Создание положительной мотивации учебной деятельности учащихся.
Данная технология решает вышеописанные задачи, а технологическая карта позволяет студентам самостоятельно планировать этап прохождения темы и распределять время для изучения отдельных вопросов. Для закрепления пройденного материала я предлагаю уровневые карты контроля ( уровни I, II, III).
Предлагаю к рассмотрению технологическую карту темы «Электрический ток в различных средах».
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Дейс С. Б. Дифференцированное обучение в преподавании физики // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/3264-differentsirovannoe-obuchenie (дата обращения: 21.11.2024)- Развитие устной речи детей с ОВЗ
- Работа с трудными подростками
- Нейросети и математика: будущее образования
- Групповая работа как форма организации деятельности младших школьников в процессе внедрения ФГОС второго поколения
- Основные направления и формы взаимодействия преподавателя дополнительного образования и родителей
- Как лучше готовить уроки первокласснику
- Как поддержать «заинтересованность» в ребенке
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 12388 пользователей.
Отзывы