статья Школа – как отправная точка в развитии творческих способностей
Школа – как отправная точка в развитии творческих способностей.
Ханина Евгения Дмитриевна,
учитель музыки МАОУСШ п. Пола
Парфинского района Новгородской области
Для развития творческих способностей необходимо создавать образовательные услуги, развивающую среду, формировать мотивацию по совершенствованию своих способностей у учащихся.
В системе школьного образования уроки эстетического цикла были и остаются важной составляющей педагогического процесса. Ученики, как известно, не представляют собой однородной массы, а обладают индивидуальными способностями, и учителю крайне важно их учитывать. В процессе обучения педагог должен учитывать индивидуальные особенности всех детей и уделять достаточно внимания всем учащимся в урочной деятельности, заинтересовать и привлечь учащихся во внеурочную деятельность, а самых способных и трудолюбивых развивать в дополнительном образовании.
Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности.
Процент одаренных детей (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в десятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к четырнадцати годам - 30-40%, а к семнадцати - только 15-20%.
Сегодня со всей остротой встает вопрос об оптимальных связях между урочной, внеурочной (в рамках введения ФГОС) и дополнительной музыкальной деятельностью, которая проводится в кружковой работе. Музыкально-эстетическое воспитание и вокальное развитие школьников идут взаимосвязано и неразрывно, начиная с самых младших классов.
Возникает вопрос: «Как можно этого достичь в школе?». И тут на помощь приходит урочная, внеурочная деятельность и дополнительное образование (кружки), где можно в полной мере создать условия для развития и реализации творческих способностей учащихся.
В системе школьного образования это возможно, особенно если педагог ведет и уроки, и внеурочную деятельность и кружковую работу в одном направлении – например, музыка – урочная деятельность, вокальное пение – внеурочная деятельность, вокальный кружок – дополнительное образование, то такая цепочка приведет к высоким результатам в этом виде деятельности, при правильно поставленной работе самого педагога.
Я как педагог эстетического направления, считаю, что давая возможность раскрыть свои творческие – вокальные способности каждому ученику сначала на уроке, затем на внеурочных занятиях, то в рамках школьного образования, учащиеся получают возможность качественно развивать творческие способности и становиться участниками творческого процесса.
В нашей школе каждый ученик имеет право на творческую деятельность. В школьных мероприятиях у нас уже отработана система участия каждого ученика. Это – исполнение песен всем классом, или различных творческих номеров, на школьных мероприятиях – концерт для родителей, новогодняя елка, фестиваль солдатской песни, осенний бал и многое другое. Результатом системы работы по развитию творческой личности детей являются выступления на школьных, поселковых концертах и мероприятиях.
Выход на более сложный уровень получают учащиеся, занимающиеся в дополнительном образовании. Воспитанники кружка участвуют в конкурсах районного, областного, всероссийского уровня. Подготовка к конкурсам это кропотливая работа на каждом занятии. Распевки, разучивание репертуара, работа с микрофоном, репетиции, все это шаги к участию в конкурсах, шаги к успеху. Важно учитывать здоровье ребенка, эмоциональный настрой на занятии. Занятия не могут проходить по определенному шаблону, все зависит от физического и эмоционального состояния детей на определенном занятии. Количество времени, уделяемое на распевание, разучивание репертуара, содержания песен, движений на сцене на каждом занятии варьируется. Исполнение песен участниками вокального кружка, особенно перед конкурсами включаются в общеобразовательные уроки и во внеурочные занятия. Такой прием возможен только в системе школьного образования. Это усиливает интерес учащихся к вокальному творчеству и дает возможность одним почувствовать себя исполнителями, а другим слушателями, и одновременно они становятся участниками творческого процесса.
Учитель, анализируя работу на уроке, на занятии, видит, кто из детей растет - вокально, проявляет интерес к вокальному творчеству, поэтому именно внимательный и чуткий педагог имеет возможность выводить таких учащихся на более высокий уровень, районный, областной, всероссийский.
Таким образом, система образования в школе приводит к хорошей результативности благодаря непрерывности обучения, я бы сравнила эту систему с музыкальной формой - рондо, что в переводе означает - круг. Урок - внеурочные занятия – кружковая работа – внеурочная деятельность – урок. Наши учащиеся, каждый ребенок, принимают участие в мероприятиях различного уровня, и имеют возможность развивать свои творческие способности.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Ханина Е. Д. Школа – как отправная точка в развитии творческих способностей // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/32787-shkola-kak-otpravnaya-tochka-v-razvitii-tvorcheskikh-sposobnostej (дата обращения: 21.11.2024)- Технологии критического мышления
- Формирование функциональной грамотности на уроках обществознания и истории как одно из условий формирования компетенций учащихся
- Использование программы «НОТОГРАФ» в работе преподавателя ДМШ и ДШИ
- ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
- Развитие речи детей
- Психологическая характеристика межличностных отношений детей-сирот подросткового возраста
- Кто такой исследователь