статья Композиционные приемы художественного стиля
Композиция в художественном стиле играет важную роль для выражения идеи автора. Писатель, создавая образы, пространство и время пытается сделать их более реалистичными, чтобы вызвать обратную реакцию у читателя, используя разнообразные компоненты композиции.
Композиция — структура художественного текста, сочетание всех элементов произведения в едином пространстве, что обусловлено жанром и содержанием. Целостность такой системы, как текст зависит от следующих элементов композиции, как эпиграфы, лирические отступления, заглавия, сюжет, пейзаж, портрет, вводные и вставные эпизоды, характеристика, речь персонажа, авторские мысли.
Рассмотрим каждый из компонентов композиции в отдельности.
Заглавия — как правило, зависят от различных аспектов, но прежде всего, связаны с темой, главным героем или проблематикой.
Эпиграфы — связаны с идеей всего произведения, выражают краткую характеристику того или иного персонажа.
Лирические отступления — служат для выражения авторского мнения к описываемым явлениям и героям; не входят в основные сюжетные линии.
Система образов — соотнесение персонажей и появление их в произведении в связи с развитием проблемы или конфликта.
Сюжет — порядок следования событий и поступков персонажей в произведении.
Художественные детали — описание окружающего мира, обстановки, переживаний и поступков героев с целью создания приближенного к действительности образа персонажа и его внутреннего мира.
Внесюжетные элементы — представляют собой рассуждения на философские темы, а также мысли писателя о природном очаровании, исторических событиях, любви, дружбе и так далее. Внесюжетные элементы составляют статическую сторону композиции, а их роль иногда может быть гораздо важнее, чем основная линия произведения. Можно выделить три типа таких элементов: авторские отступления, вставные эпизоды и, самая популярная разновидность, описание. Последнее не что иное, как изображение пейзажа, обстановки, вещей, портрета, действий, событий. Описание можно увидеть в любом художественном произведении. Авторские отступления — выражения мыслей автора на лирическую или автобиографическую тему. Этот элемент не является обязательным; он совершенно не влияет на образ отдельного героя или связи персонажей друг с другом. Вставные эпизоды — самостоятельные истории внутри повествования, в которых участвуют другие персонажи, а кроме того, могут не совпадать время и место с описываемыми ранее событиями. Если в художественном тексте появляются авторские отступления или вставные элементы, то их роль несомненно ставится во главу угла, а смысл подвергается тщательному анализу.
Целостность и завершенность композиции — важные моменты в идейной самобытности художественного произведения. Чтобы текст выполнил эстетическую функцию, автору просто необходимо при помощи композиции раскрыть не только внутренний мир героя и его взаимоотношения с другими персонажами, но и вовлечь читателя в реалистичный быт и социум, где происходят изображаемые события.
Сущность композиции в целом состоит в расстановке всех ее компонентов таким образом, чтобы все они соответствовали одной идее и наиболее полно выражали авторский замысел. Композиционная структура — базисная основа для произведения, которая удовлетворяет любознательность адресата, раскрывая тайны эпохи, динамику поступков героев, и обуславливается замыслов автора художественного текста.
Количество типов композиции произведения варьируются у разных исследователей, поэтому мы рассмотрим основные теории.
Известнейший римский ученый и превосходный оратор Марк Фабий Квинтилиан выделял семь разновидностей композиции художественного текста:
1. Линейная — повествование ведется в хронологическом порядке, факты и события описываются последовательно (отчет, автобиография);
2. Концентрическая — сюжет раскрывается по принципу спирали; нередки повторы уже известных воспринимающему событий, с целью добавления новых деталей, что помимо всего прочего помогает лучше запомнить контекст;
3. Дискретная — одна из сложнейших композиций, позволяющая автору изначально опускать важнейшие части повествования, чтобы поддерживать интерес читателя и сформировать на страницах произведения загадку, которую хочется разгадать (детектив);
4. Контрастная — одна часть текста противоположна другой;
5. Ступенчатая — базируется на логическом переходе от аспекта к аспекту (доклад, лекция);
6. Параллельная — предполагает сравнение нескольких героев, фактов, явлений, линий сюжета;
7. Кольцевая — характеризуется повторяющимся зачином и концовки.
В.В. Одинцов, в свою очередь, рассматривает три разновидности композиции: линейную, параллельную и многомерную. Б.А. Успенский к этой классификации добавлял авторское мнение, а В.Е. Хализев дополнительно выделил монтажную композицию, которая зародилась в результате появления кинематографа.
Кроме того, некоторые лингвисты рассматривают тип зеркальной симметрии, когда то или иное действие персонажа в процессе повествования сменяется на аналогичный поступок со стороны другого героя.
При создании художественного текста писатель не только самостоятельно выбирает тип композиции, но и прибегает к тому или иному приемы. Рассмотрим самые популярные из них:
• обратный принцип компоновки предполагает изображение конечного результата произошедшего, а затем постепенное восстановление и разъяснение причин итоговой сцены;
• ретроспекция предусматривает отступление в прошлое, дабы раскрыть читателю мотивы поступков главных героев, показать диалектику души и внутреннего мира персонажей;
• художественный образ — занимающий второстепенное место в структуре, но преобразующий ее. Так, в описании путешествия, образ дороги становится одним из центральных, несмотря на яркие события в каждом из мест пребывания главного героя;
• зеркальный принцип заключается в симметрии словесных образов, конкретных сцен или даже персонажей;
• обрамление или кольцевой принцип позволяет писателю повторять описаний, строфы, зачин и концовку с целью выделения эпизода, что используется как поэтами, так и прозаиками;
• рассказ в рассказе зачастую возникает при ретроспекции и подразумевает повествование от лица главного персонажа о своем прошлом;
• композиционный «разрыв» событий используется в детективах и авантюрных текстах, где важно заинтриговать автора, усилить его жажду знания причин и виновника случившегося. Автор заканчивает свое повествование на самом неожиданном и захватывающем месте, а новая глава начинается с нового события.
Таким образом, композиция является средством воплощения авторского замысла, его основной идеи, способом воздействия на читателя и его восприятие художественного текста.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Беленко И. И. Композиционные приемы художественного стиля // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/34438-kompozitsionnye-priemy-khudozhestvennogo-stilya (дата обращения: 23.12.2024)- ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
- Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста в процессе внеурочной деятельности
- Проблемы обучения и воспитания в вечерних школах при ФСИН Российской Федерации
- Почему Николай II согласился на участие Российской империи в Мировой войне
- Дополнительное образование - шаг к успеху каждого ребенка
- Развитие интеллектуальных способностей
- Гимнастические упражнения как оздоровительные средства на уроках физкультуры учащихся старшего школьного возраста
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 7450 пользователей.
Отзывы