статья Работа преподавателя, направленная на повышение мотивации к обучению
В Концепции федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы приоритетным направлением является модернизация профессионального образования Среднее профессиональное образование как важная составная часть российской образовательной системы призвано удовлетворять потребности личности, общества, государства в получении гражданами профессиональной квалификации среднего звена.
Способная творческая личность является гарантом процветания общества, так как одарённость при благополучных условиях трансформируется в конкретную деятельность, которая способствует научно-техническому и культурному прогрессу.
Появление и развитие активных методов обучения связано с тем, что перед образованием встали новые задачи: не только дать обучающимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда, что в свою очередь обусловлено бурным развитием информации.
«Информатика», как дисциплина занимает своё место в системе среднего профессионального образования, будучи, с одной стороны, непременной с составляющей общего образования и, с другой частью профессиональной подготовки. На сегодняшней день использование ИКТ в учебном процессе позволяет поддерживать высокий уровень мотивации обучающихся, развивать интеллектуальные, творческие способности и содействовать развитию коммуникативных навыков работы с информацией.
Мотивация является объектом многостороннего теоретического и экспериментального изучения в зарубежных и отечественных исследованиях и представляет собой весьма объемную сложную область. Сложность и многоаспектность проблем мотивации обусловливает множественность подходов к пониманию ее сущности, природы, структуры, а также методам ее изучения.
Работа с обучающимися, имеющими высокую мотивацию обучения, требует от преподавателя усиленной подготовки, каждодневного кропотливого труда по развитию личности обучающегося.
Первоочередной задачей для педагога является выявление и определение своеобразия одаренности обучающихся с целью создания условий для наиболее полного раскрытия их талантов и способностей.
При работе с обучающимися, имеющими высокую мотивацию обучения, преподаватель использует личностно-ориентированный, дифференцированный подходы в обучении, вовлекает обучающихся в исследовательскую работу, побуждает выдвигать идеи, анализировать литературу и материалы сети Интернет.
Педагог работает над принципами: прививать стремление к приобретению знаний; поощрять инициативу обучающихся, их самостоятельность в учебе и развитии.
На учебных занятиях по предмету «Информатика» в техникуме организована индивидуальная работа на лабораторно-практических занятиях, определена
мера трудности заданий и разработана система продуктивных заданий.
Исследовательская деятельность обучающихся техникума так же влияет на качество знаний. В течение изучения дисциплины «Информатика» наIиIIкурсе практикуется: мастер-классы; семинары; разные виды творческих работ; применение разноуровневых заданий, тестов; участие в семинарах; работа над проектами и обязательное поощрение.
На своих учебных занятиях я применяю приём, «обращения к жизненному опыту, обучающихся».
Обращение к жизненному опыту обучающихся всегда сопровождается анализом собственных действий, собственного состояния, ощущений (рефлексией), они видят применимость получаемых ими знаний в практической деятельности. При изучении темы « База данных» в качестве примера можно привести следующую ситуацию - приобретение какого-либо товара.
Создание проблемной ситуации или разрешение парадоксов один из приёмов где перед обучающимся ставится некоторая проблема, преодолевая которую, он осваивает те знания, умения и навыки, которые ему необходимо усвоить согласно программе. Примером учебного занятия, парадоксальной ситуации использую, софизм «Как измерить количество информации» (I курс).
Использование такой формы, как деловая игра, где у каждого обучающегося вполне определенная роль, что требует многосторонней и тщательной подготовки. Играть всегда и всем интереснее, чем просто учиться, игра гарантирует успех такого учебного занятия.
Решение нестандартных задач на смекалку и логику на учебных занятиях использую в качестве разминки, смены вида работы в течение учебного времени, а иногда и для дополнительного поиска информации.
Проверить знания обучающихся можно, предложив им работу как по отгадыванию кроссвордов и ребусов, так и по самостоятельной разработке таковых. Повторив раздел «Тестовый редактор», в качестве итоговой работы обучающимся необходимо создать кроссворд по одной теме используя таблицу.
Потребностью сегодняшнего дня является переход с усвоения готовых знаний на учебных занятиях по дисциплине «Информатика» к самостоятельной исследовательской деятельности обучающегося. Созданная на основе исследовательской деятельности образовательная среда стимулирует обучающихся к творческому поиску, а участие в исследовательских конференциях и экспедициях, знакомство с исследовательскими работами сверстников во время защиты исследовательских работ способствуют формированию широкого круга интересов, стимулируют желание попробовать свои силы в различных областях знаний информационных технологий.(круглый стол –«Мехатроника и робототехника», 2015г.)
Остановлюсь подробнее на исследовательской деятельности. В ней выделяются три основных этапа:
ü осознание и обоснование идеи;
ü практическая работа над ней;
ü оценка результатов;
ü подведение итогов исследования.
При этом каждый этап должен иметь отчётливо выраженный результат.
При разработке исследовательских работ, возникает необходимость изучения научных публикаций, монографий, поиск новинок, т.е. серьёзная работа с литературой. Вся эта работа ведёт к переосмыслению, обогащению и углублению содержания изучаемого предмета, что положительно отражается на обучающихся. Это способствует возникновению желания решать нетрадиционные задачи, т.е. проводить всевозможные исследования.
Формирование мотивации определяется не только содержательной и организационной структурой учебного процесса, но и личностными особенностями обучающихся. Сегодня информатика и вычислительная техника, проникнув во многие сферы человеческой деятельности человека, постепенно становятся неотъемлемой частью практически всех профессий, прочно входят в наш быт, образование, культуру. Именно поэтому знание информатики, умение использовать компьютер, совершен необходимы любому образованному человеку в современном обществе.
Литература
1. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы [Электронный ресурс]. URL: http://mon.gov.ru/files/ materials/8286/11.02.07-fcpro.pdf
2. Макарова Н.В., Николайчук Г.С. Информатика и ИКТ: учебник. 11-й класс. Базовой уровень / подред. проф. Н.В. Макаровой. СПб.: Питер, 2012.
3. Методическая копилка учителя информатики[Электронный ресурс]. URL: http://www.metodkopilka.ru
4. Преподавание, наука и жизнь [Электронный ресурс]. URL: http://kpolyakov.narod.ru/index.
5. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информационные системы и модели. Элективный курс: учеб.пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
6. Сеть творческих учителей [Электронный ресурс].URL: http://www.it-n.ru
7. http://festival.1september.ru/articles/500460/
http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/files/Book_ZZ_Inf.pdf
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Кошелева И. В. Работа преподавателя, направленная на повышение мотивации к обучению // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/34637-rabota-prepodavatelya-napravlennaya-na-povyshenie-motivatsii-k-obucheniyu (дата обращения: 14.11.2024)- Социальная интеграция детей-инвалидов в общество
- Представление о Боге в христианстве
- Кешеләр ничек санарга өйрәнгән?
- Критериалды бағалау
- Нарушения нервной системы и алкоголь
- Технология «портфолио»
- Практическая работа на уроках природоведения
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 14428 пользователей.
Отзывы