статья Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе
Самый драгоценный дар, который человек получает от природы здоровье.
Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.
По данным статистики в последние годы происходит ухудшение здоровья детей. Причиной резкого снижения уровня здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста являются:
падение уровня жизни, социальные потрясения; неблагоприятная экологическая обстановка; ухудшение состояния здоровья матерей; стрессы; малоподвижный образ жизни; перегрузка учебного процесса большим количеством дисциплин; неполноценное питание; отсутствие культуры здорового образа жизни во многих семьях; массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
Значительное ухудшение здоровья детей стало общегосударственной проблемой. В документах Министерства образования РФ,а именно: Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» подчеркивается, что одним из необходимых условием достижения нового, современного качества общего образования является создание в учебных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья школьников. В нашей школе созданы такие условия. В Федеральном государственном образовательном стандарте говорится, что «Единственный и абсолютный в своем значении предмет общего среднего образования – становящий человек и гражданин, его здоровье, его человеческие и гражданские качества». Основной задачей нашей школы, которая работает над формированием здоровьесберегающей среды, заключаетсяв том, чтобы подготовить ученика к самостоятельной жизни, вырастить его нравственно и физически здоровым, научить грамотно, ответственно и эффективно сохранить свое здоровье. Учителями школы внедряются технологии, которые помогают решить важнейшие задачи – сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни.
Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать главным направлением в деятельности учителя, работающего с детьми начальной школы. Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода, относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе.
Считаю, что наша задача сегодня – научить ребенка различным приемам и методам сохранения и укрепления своего здоровья, чтобы затем, перейдя в среднюю школу и далее, ребята могли уже самостоятельно их применять.
Свои уроки я стараюсь строить, ставя перед собой и учениками именно эту цель: как сохранить и укрепить здоровье? Для этого я использую приемы здоровьесберегающих технологий.
Включаю элементы личностно – ориентированного обучения.
- Вхождение в рабочий день.
Начиная с 1 класса для вхождения ребенка в учебный день, учу детей чаще улыбаться. Наше правило «Улыбка – это здорово».
У нас сложился свой ритуал начала дня, приветствуя друг друга на первом уроке, мы встаем в ресурсный круг и приветствуем друг друга, используя вежливые слова.
- Создание ситуации выбора и успеха.
Создание благоприятного эмоционально – психологического микроклимата на уроках и внеклассных мероприятиях также играет важную роль. Необходимо, чтобы каждый ученик поверил в себя, в свои силы и возможности, чтобы испытал не только радость познания, но и радость общения, радость творчества. Поэтому на уроках стараюсь создать благоприятный фон, доброжелательную обстановку, чтобы дети в полной мере могли раскрыть свои эмоциональные и интеллектуальные возможности. Для этого применяю различные приемы.
Создание у ребенка субъективного переживания успеха:
- снятие страх («ничего страшного»)
- высокая оценка («Вот это у тебя получилось хорошо»)
- внушение («приступай же»)
- усиление мотива («нам нужно это для…»)
- внушение («давай же будем выполнять задание»)
- авансирование («у тебя обязательно получится»)
Создание возможности почувствовать свою интеллектуальную состоятельность:
- формирование веры в успех;
- отметка достижений;
- ошибки – это нормальное и нужное явление (вы учитесь);
- концентрация внимания на уже достигнутых успехах;
Ребята свободно вступают в обсуждение проблемы урока со сверстниками, задают вопросы на уточнение непонятного, стараются найти выход из трудного положения на уроке, что говорит о некотором снижении тревожности и повышенной самооценке учащихся.
- Организация учебного сотрудничества.
В своей работе применяю и приемы проектной деятельности, так как данный метод стимулирует самостоятельность учащихся, их стремление к самовыражению, развивает коммуникативные качества. Участвуя в групповой работе, ребенок делает шаги к культуре здоровья, приобретает навыки здоровьетворческой деятельности. Например, когда создавали проект «Здоровый образ жизни», ребятам необходимо было собрать копилку пословиц, поговорок о здоровье и здоровом образе жизни. Эта работа выполнялась коллективно. Учащиеся с помощью родителей и учителя работают с литературными источниками. Собранный материал оформляем и помещаем в уголок здоровья.
Аналогичная работа проходит по теме: «Азбука безопасного здоровья». Ребята распределяются на группы и составляют правила безопасного поведения в различных ситуациях:
- при движении по улицам;
- при пожаре;
- при обращении с электроприборами:
Оформляем свою работу в виде проектов. А затем проводим защиту своих проектов. Защита проходит в виде устных выступлений, а Кириллова Н. уже может создать небольшую презентацию.
- Использование приемов рефлексии.
- Что на вас произвело наибольшее впечатление?
- Что получилось лучше всего?
- Какие задания показались наиболее интересными?
- Что вызвало затруднение?
Но чаще всего я использую рефлексию наглядную. Например, если вам все было понятно, интересно на уроке то украсьте солнышко желтыми лучиками, если не понравилось, были затруднения то красными (опасными) лучиками. В итоге солнышко украшено лучиками. Так же можно использовать березку (украсить желтыми и красными листочками). Часто мной используется и «Лесенка достижений», где каждый ученик оценивает себя на различных ступеньках.
3 Использую проведение физкультминуток.
- Физкультминутки под музыку
- Упражнения, корректирующие осанку
- Физкультминутки для глаз
- Дыхательная гимнастика
- Пение звуков (этот метод заключается в использовании энергии полного дыхания.) Например звук А – снимает напряжение (физическую и умственную усталость)
- Массаж пальчиков, подготовка к письменной работе.
- Аутогенные тренировки (упражнения на расслабление мышц).
- Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно. Расслабьте лоб, брови, закройте глаза. Расслабьте щеки, губы, кисти рук, ноги. Ваши руки и ноги теплеют. Дыхание становится свободное, спокойное, ровное. (Включается запись пения птиц)
- Вы на лесной полянке, ярко светит солнышко. Весело щебечут птицы. Легкий ветерок развевает ваши волосы. У вас прекрасное настроение. Вы можете выполнить любое трудное задание. Я буду считать до пяти, когда я скажу пять, вы откроете глаза.
- Релаксация
Например, релаксация «Твоя звездочка». (Звучит тихая музыка)
- Сядьте удобно и закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и выдох…
Теперь каждый пусть представит себе, что над головой висит чудесная золотая звездочка. Это – твоя звезда, она принадлежит тебе и заботится о том, чтобы ты был счастлив. Представьте себе, что ты с ног до головы озарен светом этой звезды, светом любви и радости….. Представь себе еще, что этот свет насквозь принизывает все твое тело… Теперь последовательно приложи свою руку сначала к сердцу, потом – к горлу и ко лбу. Почувствуй, как золотой свет особенно ярко сияет в этих местах. Представь себе, что ты, как и твоя звезда, тоже испускаешь во все стороны лучи ясного теплого света, и что этот свет идет ко всем ребятам в этом классе…. Подумай обо всех, кто находится в этом классе, и пошли всем немного своего света… Теперь прислушайся к самому себе. Ощущаешь ли ты какие – нибудь сильные чувства, которые мы все сейчас посылаем друг другу?
Сохрани в памяти эти чувства и обращайся к ним в тех случаях, когда ты устал, или у тебя грустное настроение, или тебе просто нужны свежие силы…
А сейчас попрощайся со своей звездой и мысленно возвращайся назад. Когда я досчитаю до трех, ты можешь открыть глаза и снова оказаться в этом классе. Раз… Два…. Три….
- Кто слушал меня, тот может сказать, что самое главное услышал в этом упражнении? (Как важно вовремя помочь, поддержать другого человека своим теплом, участием.)
- Да, нам легче жить, когда мы чувствуем чью-то поддержку, внимательное отношение к себе.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Большакова Т. А. Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/3500-primenenie-zdorovesberegayushchikh-tekhnologij-v-nachalnoj-shkole (дата обращения: 14.11.2024)- Английский язык в школе с инклюзивным компонентом
- Формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни как направление образования детей с ОВЗ
- Работа над средствами выразительности устной речи в системе коррекционного обучения
- Рейтинговая оценка деятельности педагогов в образовательном учреждении
- Особенности уроков истории по ФГОС
- Приемы формирования читательской грамотности у школьников с ОВЗ на логопедических занятиях
- Организация исследовательской деятельности обучающихся в условиях ГБОУ Шебекинская гимназия-интернат
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 7133 пользователя.
Отзывы