статья Развитие интереса к изучению математики на уроках и через внеклассную и внеурочную деятельность
Развитие интереса к изучению математики на уроках и через внеклассную и внеурочную деятельность.
Общеизвестно, что процесс обучения проходит эффективнее, если обучающийся проявляет интерес к предмету. Однако, педагогическая действительность ежедневно доказывает, что у многих школьников с нарушениями в интеллектуальной сфере не сформированы потребности в знаниях, нет интереса к учению.
Диагностические исследования обучающихся показали, что интерес к изучению математики начинает теряться по мере усложнения материала. Это связано с возрастными изменениями, особенностями мотивационной сферы, с адаптацией к новым условиям обучения(в данном случае- переход в другую школу),с насыщением программы новым материалом. Трудности в усвоении большего объема информации иногда вызывают раздражение обучающихся и их недовольство, приводят к нежеланию узнавать новое.
Отечественные исследователи (Л.С.Выготский, Б.П.Пинский и др. )отмечают незрелость мотивационно-потребностной сферы у детей с нарушениями интеллекта, их нелюбознательность, слабую выраженность и кратковременность побуждений к деятельности, ограниченность ее мотивов, слабость волевых усилий, отсуствие стремления преодолевать трудности, недостатки и особенности восприятия учебного материала.
Учитывая данные особенности обучающихся, а также результаты диагностики я использовала различные мероприятия, специальные коррекционно-развивающие упражнения, методы и приемы, повышающие интерес к математике и познавательную активность.
Особо эффективным на практике оказалось использование тестов и игровых форм организации учебной деятельности. Применение тестов достаточно эффективно для закрепления изученного материала, т. к.они позволяют сконцентрировать внимание на наиболее значимых, ключевых вопросах и понятиях, систематизировать знания обучающихся, сократить время проверки домашних заданий. В течение года происходит постепенное знакомство детей с различными видами тестовых заданий( выбор ответа, установление соответствий в правильной последовательности, задания дополнения и свободного изложения).Тесты, в отличие от устных форм проверки знаний, создают у обучающихся положительный настрой. Кроме этого, тестирование помогает осуществить дифференцированный подход к обучающимся.Благодаря своей структуре, тест может быть и инструментом обучения.
Развитию интереса к изучению математики способствуют и различные внеклассные мероприятия: классные часы, математические КВН,"Путешествия по стране Математике" ,"Час занимательной математики"и т.д В школе по традиции проводится ежегодно "Неделя математики".В течение этой недели проходят следующие мероприятия: "Конкурс ребусов и кроссвордов","Диктант математических терминов", конкурс рисунков "Я рисую цифру", игра"Путешествие по стране Математика", математическая олимпиада, конкурс стенгазет и др.В проведении этой недели все обучающиеся 3"В" класса приняли самое активное участие и по ее итогам заняли 1 место.
Во время проведения внеклассных мероприятий по математике я использую различные игры, стимулирующие интерес к предмету. В своей работе активно использую игры -соревнования. В состав команд включаются все обучающиеся класса. Такие мероприятия повышают значимость урока математики, сплачивают коллектив, позволяют закрепить и обобщить изученный материал. Подготовка к такому мероприятию побуждает к ответственному выполнению заданий на уроках и изучению более сложного материала. К игровым формам можно отнести упражнения, ребусы, кроссворды, карточки с дифференцированными заданиями. Условия к заданиям могут быть различными: проследить закономерность, закончить предложение, дорисовать рисунок, убрать лишние элементы, вставить пропущенные слова, отгадать ребус, указать верный ответ, определить последовательность(обозначить цифрами по порядку), найти лишнее слово, назвать несколько слов одним словом, подписать элементы, перечислить(подписать) то, что нарисовано , раскрасить верный предмет, найти ошибку...В таких заданиях каждый находит что-то интересное для себя: раскрашивает, рисует, производит поиск ответов, выполняет простейшие схемы. устанавливает соответствия. В содержание мероприятий включаются стихи и сказки по теме. Детям предлагается сочинить рассказ, сказку или найти интересные сведения по какой-то определенной теме.
Я иногда использую игры на коррекционных часах в качестве одного из способов повышения интереса к изучению математики .Ведь игры, игровые упражнения и занимательные задачи повышают интерес изучению математики, содействуют развитию способностей и потребностей познавательного характера, интеллектуальных и нравственно- волевых качеств, формированию познавательного интереса. Учебная задача в игре не ставится прямым образом перед детьми, поэтому "двойственная природа" игры позволяет стимулировать овладение в непринужденной форме конкретным учебным материалом. Игровой замысел и игровое действие делают игру привлекательным ,желанным и эмоциональным видом деятельности. Игровой замысел бывает выражен в самом названии игры и в игровой задаче, путем решения которой дети начинают понимать практическое применение полученных ими знаний .Правила позволяют направить игровой процесс, они регулируют поведение детей и их взаимоотношения между собой. Результаты игры всегда бывают очевидными, конкретными и наглядными. Соблюдение правил обязывает обучающихся самостоятельно выполнять игровые действия, и вместе с этим у них вырабатывается критерий для оценки поведения своих одноклассников и своего собственного. Работа над занимательной задачей требует активизации всей психической деятельности ребенка. Развиваются познавательные процессы, мышление, память, воображение; усовершенствуется умственная деятельность, включающая в себя проведение различных операций в их единстве. Внимание становится более целенаправленным ,устойчивым, и у обучающихся появляется умение правильно его распределять. Стимулируется развитие познавательных способностей, наблюдательности, сообразительности и любознательности. У детей начинает появляться волевое сдерживающее начало. Соблюдение правил, являющееся результатом возникшего у детей интереса к игре, помогает воспитанию важных нравственно-волевых качеств, таких, как организованность, сдержанность, доброжелательность, честность и т. д.
В процессе занятий игрой формируется умение работать самостоятельно, осуществлять контроль и самоконтроль, согласовывать свои действия и соподчинять их.
Результаты, которых добиваются обучающиеся, доставляют им много радости, вызывают появление чувства творческого удовлетворения, повышают интерес к изучению математики.
В процессе развития интереса к предмету у обучающихся формируется осознанное восприятие материала, интерес к урокам математики .Они используют различные способы добывания знаний. Осуществляется коррекция высших психических функций. Повышается работоспособность, самостоятельность, трудолюбие .А это залог успешной социализации в будущем.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Грушина С. Л. Развитие интереса к изучению математики на уроках и через внеклассную и внеурочную деятельность // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/35763-statya-razvitie-interesa-k-izucheniyu-matematiki-na-urokakh-i-cherez-vneklassnuyu-i-vneurochnuyu-deyatelnost (дата обращения: 15.11.2024)- Общий порядок проведения ВПР и обработка результатов
- Особенности использования технических средств лицами с нарушенным зрением
- Духовно-нравственное воспитание
- Актуальные проблемы преподавания литературного чтения в начальной школе
- Применение кейс – технологий на уроках истории
- Особенности развития творческих способностей младших школьников на уроках русского языка
- Использование кейс–метода в начальной школе