статья Значение игровых занимательных задач для младших школьников
Значение игровых занимательных задач для младших школьников.
Известно, что игра, как один из наиболее естественных видов деятельности младших школьников ,способствует самовыражению, развитию интеллекта, самостоятельности. Эта развивающая функция в полной мере свойственна и занимательным математическим играм.
Игры математического содержания помогают воспитывать у обучающихся познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Необычайная игровая ситуация с элементами проблемности, присущая занимательной задаче, интересна ребятам. Желание достичь цели- составить фигуру, модель, дать ответ, получить результат- стимулирует активность и проявление нравственно-волевых усилий(преодоление трудностей, возникающих в ходе решения, доведение начатого дела до конца, поиск ответа до получения результата ).
Занимательные задачи ( различные игры, головоломки, задачи на смекалку и т. д.) способствуют становлению таких качеств личности ,как целенаправленность, настойчивость, самостоятельность (умение анализировать поставленную задачу, обдумывать пути, способы ее решения, планировать свои действия, осуществлять постоянный контроль за ними и соотносить их с условием, оценивать полученный результат).Выполнение практических действий с использованием занимательного материала вырабатывает у обучающихся умение воспринимать познавательные задачи, находить для них новые способы решения.
Любая математическая задача ,для какого бы класса она не предназначалась ,несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными ,условием задачи и т. д.Умственная задача реализуется средствами игры в игровых действиях .Смекалка, находчивость, инициатива проявляются в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе. Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче ,логическом упражнении ,головоломке ,ребусу, лабиринте и др.
Многообразие занимательного материала дает основание для их классификации. Классифицировать его можно по разным признакам: по содержанию и по значению, по характеру мыслительных операций, а также по направленности на развитие тех или иных умений.
Исходя из логики действий, осуществляемых тем ,кто решает задачу, разнообразный занимательный материал можно классифицировать, выделив в нем условно три основные группы:
1.Развлечения.
2.Математические (логические)игры и задачи.
3.Развивающие (дидактические) игры и упражнения.
Математические развлечения:
разного рода задачи ,упражнения, моделирование, загадки, задачки-шутки, математические квадраты, математические фокусы,
головоломки, ребусы, лабиринты ,игры на пространственное преобразование и др.Они увлекательны для обучающихся, интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата. (Игры"Танграм", "Геометрический конструктор",игра -головоломка "Пифагор", "Монгольская игра", "Колумбово яйцо", "Куб -хамелеон", "Уголки", "Лабиринты" и др.) Например, головоломки могут быть арифметическими (угадывание чисел) геометрическими(разрезание бумаги сгибание проволоки) буквенными(анаграммы, кроссворды ,шарады).Есть головоломки, рассчитанные только на игру фантазии и воображения. Так головоломки целесообразны при закреплении представлений о геометрических фигурах, их преобразовании Загадки, задачи-шутки уместны в ходе обучения решению арифметических задач, действий над числами, при формировании представлений о времени. Оправдывает себя использование несложных занимательных задач в качестве "умственной гимнастики".
Математические(логические) игры, задачи ,упражнения:
назначение логических задач и упражнений состоит в активизации умственной деятельности обучающихся, в оживлении процесса обучения ,в развитии умения осуществлять последовательные умственные действия : анализировать, сравнивать, обобщать по признаку, целенаправленно думать. Практические действия облегчают решение задач и делают их более убедительными и доказательными.
Это игры ,в которых смоделированы математические построения , отношения, закономерности. Для нахождения ответа(решения) ,как правило, необходим предварительный анализ условий, правил, содержания игры или задачи. По ходу решения требуется применение математических методов и умозаключений. Нужно запомнить и осмыслить характер преобразования и результат и постоянно в ходе поисков решения соотносить его с предполагаемыми или уже осуществленными изменениями, необходим зрительный и мыслительный анализ задачи, умение представлять все возможные изменения .Особенно удачно их применение на уроках математики при повторении и закреплении изученного материала("Чем отличаются?", "Найди ошибку", "Мельница","Чудо-мешочек","Выращивание дерева", "Вычислительная машина"и др.).
Развивающие игры , задачи и упражнения:
Они интересны для обучающихся, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли .Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии ребят. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом обучающиеся овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Учитель вооружает ребят лишь схемой и направлением анализа занимательной задачи, приводящего в конечном результате к решению(правильному или ошибочному).Систематическое упражнение в решении задач таким способом развивает умственную активность, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициативе.("Вьетнамская игра","Волшебный круг","Пентамино","Турецкие шашки" и др.)
Решение разного рода нестандартных задач способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логика мысли , рассуждений и действий ,гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, пространственных представлений .Особо важным следует считать развитие у обучающихся умения догадываться о решении на определенном этапе анализа занимательной задачи ,поисковых действий практического и мыслительного характера. Догадка в этом случае свидетельствует о глубине понимания задачи, высоком уровне поисковых действий, мобилизации прошлого опыта, переносе усвоенных способов решения в совершенно новые условия. Эти задачи различны по степени сложности, характеру преобразования. Их нельзя решать каким-либо усвоенным ранее способом. В ходе решения каждой новой задачи обучающийся включается в активную умственную деятельность, стремясь достичь конечной цели.
В обучении младших школьников нестандартная задача ,целенаправленно и к месту использованная, выступает в роли проблемной. Здесь налицо поиск решения выдвижением гипотезы, проверкой ее, опровержением неправильного направления поиска, нахождением способов доказательства верного решения.
Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у ребят интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявить умственное напряжение, сосредоточивать внимание на проблеме.
Результаты изучения познавательного интереса у младших школьников свидетельствуют о высоком уровне развития познавательного интереса: в 3 классе высокий уровень развития-63%,средний -25%, низкий-12%( по методике "Изучение познавательного интереса" Яковлева Е.В., научный консультант.)
Литература:
1.Игровые занимательные задачи для младших школьников. З.А.Михайлов М. ,Просвещение,2009.
2.От игры к знаниям. Е.М.Минскин ,М.,Просвещение,2001.
3.Логические и математические и игры. Р.Ф.Соболевский, Минск,2007.
4.Считай, смекай, отгадывай. Киев,2008.
5.Ступеньки творчества , или развивающие игры. Б.П.Никитин,Минск,2000.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Грушина С. Л. Значение игровых занимательных задач для младших школьников // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/35769-statyaznachenie-igrovykh-zanimatelnykh-zadach-dlya-mladshikh-shkolnikov (дата обращения: 23.12.2024)- Методика современного преподавания музыки в школе
- Проблемы легкой атлетики
- Карта посещения классного часа «Как устроиться на работу?» Покажи себя во всем блеске
- Формирование культуры поведения воспитанников в условиях школы-интерната
- Качество образования: его составляющие
- Классный руководитель - воспитатель и учитель
- Мультипликация как культурно-образовательная практика
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 3128 пользователей.
Отзывы