статья Особенности психологической защиты подростков
Особенности психологической защиты подростков
Подростковый возраст является особым, критическим периодом. В этот период идет активное формирование личности, ее усложнение, изменение. В данный период идет решение задач самоопределения. Искажение образа «Я» у ребенка негативно влияет на отношение личности к себе. Высокое самоуважение у подростка означает, что он «принимает» себя, уважает и положительно относится к себе. Подросток с низким самоуважением испытывает острую неудовлетворенность собой, дает отрицательную оценку своей личности. Дети с высоким самоуважением меньше поддаются внушению со стороны, самостоятельны и их поведение более интегрировано. Пониженное самоуважение влияет на поведенческие особенности подростка. Подросток становится зависимым, чувствительным ко всему, что затрагивает его личность. Они болезненно реагируют на любую критику, их беспокоит плохое мнение о них окружающих. В подростковом возрасте самооценка нередко служит средством психологической защиты личности.
Психологическая защита – это способ эмоционально-личностного реагирования на те противоречивые ситуации, которые предстают перед индивидуумом в качестве объективно или субъективно неразрешимых. Психологическая защита регулирует поведение личности в тех ситуациях, когда интенсивности потребности возрастает, а условий для ее удовлетворения нет. Защитные механизмы нужны человеку, когда его непосредственный опыт расходится с его представлениями о себе, включаются механизмы искажающие этот опыт в сознании. Таким образом, механизмы психологической защиты направлены на сохранение стабильности, самооценки личности и образа мира. Например, это достигается устранением из сознания источников конфликтных переживаний, чтобы предупредить возникновение конфликта.
Парадокс психологической защиты состоит в противоречии между желанием человека сохранить психическое равновесие и теми потерями, к которым ведет избыточное вторжение. С одной стороны, защита снижает накапливающуюся в центральной нервной системе человека напряженность путем искажения исходной информации или соответствующего изменения поведения. С другой стороны, их избыточное включение не позволяет личности осознавать объективную ситуацию, адекватно и творчески взаимодействовать с миром. Любое нарушение системы психологических защит в виде перенапряжения, ригидности, излишней избирательности, фиксация на защитах нижнего уровня (регрессия, подавление) приводят к нарушениям не только в психологической сфере личности (неврозу), но и соматической, что проявляется симптомами психосоматических заболеваний.
Психологическая защита является механизмом функционирования нормальной психики и предупреждает возникновение у индивида разного рода расстройств. Это особая форма психологической активности, реализуемая в виде отдельных приемов переработки информации для сохранения целостности ЭГО. Благодаря механизмам психологической защиты происходит искажение реальности с целью сохранения психологического здоровья и целостности личности. Они формируются вначале в межгрупповом отношении, затем становятся внутренними характеристиками человека, т.е. определенными защитными формами поведения.
В подростковом возрасте выделяются следующие виды психологической защиты.
Отрицание - защита себя от неприятной действительности путем отказа адекватно воспринимать ее. Отрицание как защитный механизм состоит в отвлечении внимания от болезненных идей и чувств, но не делает их абсолютно недоступными для сознания. Например, многие люди боятся серьезных заболеваний и скорее будут отрицать наличие даже самых первых явных симптомов, чем обратятся к врачу. Этот вид защиты формируется еще в детском возрасте, в значительной степени тормозит развитие Я-концепции и вызывает различные нарушения поведения, вплоть до аддиктивного.
Вытеснение - это подавление, исключение из сознания мыслей, желаний, воспоминаний, которые вызывают тревогу и угрожают внутренней целостности человека. Например, подросток должен принять какое-то трудное решение, связанное для него с длительным волнением и переживанием, и может внезапно «забыть» об этом деле. При вытеснении неразрешимый конфликт может проявляться в тревожности, в эмоциональном дискомфорте, а также в астенических реакциях - усталости, апатии.
Компенсация наиболее часто встречается в подростковом возрасте. Она проявляется в прикрытии собственной неполноценности через подчеркивание желаемых черт или в преодолении неуспехов в одной сфере деятельности сверхудовлетворением в других сферах. Например, болезненный, робкий, физически слабый подросток при выборе видов спорта отдает предпочтение боксу или самбо. Испытывая сверхкомпенсаторное желание доказать всем свою значимость в определенном виде деятельности, такие подростки часто делают это в ущерб своему здоровью, подчеркнуто пренебрежительно относясь к нему.
Идентификация - это бессознательный перенос на себя чувств и качеств, присущих другому человеку, позволяющий подростку преодолеть собственную слабость и чувство неполноценности. Этот защитный механизм формируется с детства, он важен для усвоения ребенком норм социального поведения. В подростковом возрасте идентификация как защитный механизм нередко проявляется в таких стойких поведенческих реакциях, как подражание. Это может быть подражание знакомым, любимым артистам и даже асоциальным личностям (вор в законе, наркоман, крутой бизнесмен и пр.).
Рационализация - это попытка личности доказать с целью самоутверждения, что поведение рационально и оправданно и потому социально одобряемо. Рациональное объяснение как защитный механизм направлено не на разрешение противоречия, лежащего в основе конфликта, а на снятие напряжения с помощью псевдо логических объяснений при переживании дискомфорта. Эти «оправдательные» объяснения мыслей и поступков более этичны и благородны, нежели истинные мотивы человека, т.е. рационализация, направлена на сокрытие личностью истинной мотивации своего поведения.
Проекция - защитный механизм, при котором человек приписывает другим людям свои собственные, неприемлемые для сознания инстинкты и желания. Как защитный механизм проекция проявляется в переносе личностью собственных (чаще негативных) характеристик на других людей. Например, подросток нетерпим к самоуверенным, самовлюбленным людям, поскольку сам не чужд этих качеств. Или убежден в чужой непорядочности, а сам втайне склонен к ней. Для таких подростков характерно скрытое желание иметь противников для самоутверждения. Они конфликтны, могут быть агрессивны, склонны к зависти, поиску негативных причин успеха у окружающих. У них наблюдается неадекватно завышенная самооценка или заниженная самооценка здоровья.
Регрессия как защитный механизм проявляется в возвращении ребенка или подростка к более примитивным способам реагирования на стрессовую ситуацию. Такт у ребенка это плаксивость, капризность, раздражительность, беспричинное упрямство, перепады настроения. У одних детей наблюдается энурез (недержание мочи), обкусывание ногтей, сосание пальцев. Другие дети и подростки получают успокоение от обильной еды, питья, курения. Преобладание регрессии как защитного механизма часто наблюдается у инфантильных подростков, а также у детей и подростков с задержкой психического развития. Несамостоятельность, инактивность, эмоциональная неустойчивость могут способствовать формированию у них аддиктивного поведения. Для них характерна неадекватная самооценка здоровья, слабая рефлексия, ситуативное поведение.
“Мы не говорим педагогам, поступайте так или иначе; мы говорим им: изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте соображаясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их приложить. Не только обстоятельства, эти бесконечно разнообразны, но и самые натуры воспитанников не походят одна на другую. Можно ли при таком разнообразии обстоятельств воспитания воспитываемых личностей предписывать какие-нибудь общие воспитательные рецепты?” (К.Д. Ушинский)
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Нургалиева М. М. Особенности психологической защиты подростков // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/35836-osobennosti-psikhologicheskoj-zashchity-podrostkov (дата обращения: 14.11.2024)- Организация групповой работы на уроках русского языка и литературы как средство формирования УУД
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС
- Контроль и оценка знаний учащихся по физике
- Проектная деятельность учащихся на уроках математики
- Факторы повышения качества обучения русскому языку в условиях применения Дальтон-плана
- Определение границ психологического пространства личности и последствия нарушения психологической границы
- Поняття «технології» навчання - Інноваційні технології