статья Изучение развивающих технологий с последующим использованием в учебно-воспитательном процессе
Развивающие технологии реализуется во всех сферах педагогической деятельности: учебной, внеурочной, воспитательной.
В образовательном процессе необходимо сделать акцент на воспитание учащегося, на обеспечение ему комфортных, бесконфликтных условий развития, раскрытия творческих качеств, используя современные технологии обучения и воспитания.
Анализ педагогической деятельности показал, что качество учебно-воспитательного процесса будет высоким, если:
·будет обеспечен системный подход в обучении;
·введен активно-деятельностный способ обучения;
·представлена возможность самостоятельно и творчески работать;
·создан благоприятный психологический климат на уроках;
·реализуются принципы развивающего обучения.
Основные принципы технологии развивающего обучения, на который делается акцент в образовательном процессе следующее:
·расширение сотрудничества преподавателей и учащихся;
·учет личностных особенностей учащихся;
·индивидуальная психологическая поддержка;
·условия для саморазвития личности, развитие коммуникативной
культуры и творческого потенциала.
Реализуя принципы развивающего обучения, направленного на развитие коммуникативной культуры и творческого потенциала, в учебном процессе применяются следующие методы активного обучения:
·Исследовательские, проблемные уроки, проблемно-поисковые и эвристические беседы, решение ситуационных задач, анализ конкретных производственных ситуаций. Эти методы обеспечивают развитие творческого мышления учащихся, выполнение ими таких задач, в процессе решения которых они овладевают способами познавательной деятельности и качественно усваивают необходимую учебную информации. Так например имитируя или анализируя деятельность медицинских работников, учащиеся на основе конкретной ситуации развивают свои умения, повышается культура общения.
·Познавательные процессы, коммуникативные навыки учащихся, умения к самообразованию развиваются также с помощью игровых методов (деловая игра с разыгрыванием ролей, пресс-конференция, игры-конкурсы и т. д.).
·Значительное влияние на развитие личности, повышение ее активности и творческих способностей, оказывает самостоятельная внеклассная работа. С этой целью в учебный процесс внедрены различные ее виды - подготовка реферативных сообщений, составление таблиц, схем, проектов. При этом учащимся предоставляется право выбора, как тем, так и видов самостоятельной работы, в зависимости от интересов и способностей обучающихся.
·Ежегодно проводятся внеклассные мероприятия, направленные на решение учебных и воспитательных задач: недели дисциплин, конференции, научно-исследовательская работа и т.д.
·Наиболее используемое средство обучения - наглядность. Наглядность является ведущим средством в обучении. Средства наглядности обеспечивают полное формирование какого-либо образа, понятия и тем самым способствует более прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью. Наглядность содействует выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к сообщаемым знаниям, повышает интерес к знаниям, делает более легкий процесс их усвоения, поддерживает внимание ребенка.
·На сегодняшний день одним из требований нового государственного образовательного стандарта образования является введение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс. В связи с этим возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий.
Информационные технологии можно классифицировать по их функциональному назначению: презентации, обучающие игры и развивающие программы, дидактические материалы, программы – тренажеры, системы виртуального эксперимента, электронные учебники, электронные энциклопедии.
·Презентации– это наиболее распространенный вид представления демонстрационных материалов. Презентации особенно интересны тем, что их может создать любой учитель, который имеет доступ к компьютеру, с минимальными затратами времени. Они активно используются для представления ученических проектов.
·Обучающие игры и развивающие программы ориентированы на младших школьников. К этому типу относятся интерактивные программы с игровым сценарием. Выполняя различные задания в процессе игры, обучающиеся развивают тонкие двигательные навыки, пространственное воображение, логическое мышление и, возможно, получают дополнительные навыки при работе на клавиатуре.
·Дидактические материалы – сборники задач, упражнений, рефератов и т.д., представленных в электронном виде, в виде простого набора файловых текстов.
·Программы – тренажеры выполняют функцию дидактических материалов. Современные программы – тренажеры могут отслеживать ход решения и сообщать об ошибках.
·Системы виртуального эксперимента – программные комплексы, позволяющие проводить такие эксперименты, которые были бы невозможными по соображениям безопасности, финансам.
·Электронные учебники и учебные курсы объединяют в единый программный комплекс все или несколько выше описанных типов обучающих программ.
·В электронных энциклопедиях объединены функции демонстрационных и справочных материалов. В соответствии со своим названием они являются электронным аналогом обычных справочно-информационных изданий. В отличие от своих бумажных аналогов такие энциклопедии обладают дополнительными свойствами и возможностями: поддерживают удобную систему поиска по ключевым словам и понятиям, удобная система навигации на основе гиперссылки, возможность включать в себя аудио и видеофрагменты.
Стремительный процесс информатизации системы образования позволяет использовать информационные технологии на большинстве уроков.
Информационные технологии выполняют ряд дидактических функций: образовательную, развивающую, воспитательную.
Образовательная функция ориентирована на формирование знаний, умений и навыков.
Развивающая функция ориентирована на формирование в процессе изучения важнейших компонентов учебной деятельности. В результате работы школьников с использованием информационных технологий усиливается развивающий эффект обучения: формирование качественных характеристик восприятия, воображения, внимания, памяти и особенно мышления.
Воспитывающая функция определяет возможность формирования правильных взаимоотношений с окружающим миром. Его эстетических, нравственных, этических и правовых норм.
Таким образом, целенаправленная работа позволяет решать развивающие, учебные и воспитательные задачи.
Практический опыт работы с использованием технологии развивающего обучения способствует повышению качества образовательного процесса и его эффективности, повышению коммуникативных умений и способности к самовыражению. Учащиеся становятся более самостоятельными и инициативными, оригинальны при решении затруднительных задач.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Бугорская Н. В. Изучение развивающих технологий с последующим использованием в учебно-воспитательном процессе // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/36348-izuchenie-razvivayushchikh-tekhnologij-s-posleduyushchim-ispolzovaniem-v-uchebno-vospitatelnom-protsesse (дата обращения: 21.11.2024)- ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ И ТРАДИЦИЙ КАБАРДИНЦЕВ В КАБАРДИНОВ-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
- Работа над техникой в старших классах
- Функциональная грамотность психолога
- Профилактика эмоционального выгорания у родителей, имеющих детей – инвалидов
- КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ КАК ЧАСТЬ ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ
- Учитель - герой нашего времени
- Формирование учебной мотивации младших школьников на уроках изобразительного искусства
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 7298 пользователей.
Отзывы