статья Мои методические находки. Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы
«Мои методические находки»
«Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы»
Уважаемые коллеги, настроимся на приятную работу. Поднимите, пожалуйста, руку те, кто сегодня перед выходом дома смотрелся в зеркало. Теперь поднимите, пожалуйста, руку, те, кто смотрелся в зеркало и улыбнулся. Вижу, что не все. Ну что ж, кто не смог сделать утром, улыбнёмся сейчас вместе. Спасибо.
Теперь вы готовы к работе, и эта информация для вас.
Необычное начало урока, неожиданная подача новой темы, удачный игровой приём для закрепления пройденного.... На открытом уроке мы видим результат. А все ступеньки восхождения к успеху остаются за кадром. Это учительская кухня, о которой не принято говорить.
А поскольку вас, уважаемые друзья, интересуют не только парадные обеды открытых уроков – с накрахмаленными скатертями, столовым серебром и фанфарами, то и мы не устаём интересоваться, восхищаться, воодушевляться именно тем, что происходит каждый день на учительской кухне.
Казалось бы, кухня - она и есть кухня. Всё шипит, булькает. Что-то того гляди, подгорит, а что-то никак закипеть не может. Сюда обычно посторонние не заглядывают. Но мы-то с вами не посторонние!
Так что милости просим на дидактическую кухню! Повязывайте фартук, поварёшку в руки – и вперёд! Придумывайте, пробуйте, изобретайте!
Но не забывайте, что на вкус и цвет товарищей, может сразу не найтись. На всех не угодишь, вот и выбирайте: для кого готовите то или иное блюдо и кого хотите порадовать - администрацию, коллег или же своих учеников?
Я люблю в первую очередь радовать своих учеников, ведь с ними встречаюсь каждый день.
Поэтому хочу видеть в помощниках повара обучающихся. Добро пожаловать на мою кухню!
Мои помощники уже приступили к приготовлению блюд, не будем им мешать!
Моя главная цель – подготовить детей не только к ГИА и ЕГЭ, но и к самостоятельной жизни. Поэтому второй год работаю над темой самообразования «Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы» и активно его использую на уроках. А помогают десятки блокнотов, в которых собраны рецепты, ставшие народными, посещённые уроки, мастер – классы, и интернет, «Школа цифрового века», на которую мы подписываемся и читаем с 2012 года. И ни разу не пожалели.
Если вам в серые будни хочется праздника, начните день с календаря чудес. http://www.kalen-dar.ru/calendar
С помощью этого прекрасного электронного издания вы можете на каждом уроке творить чудеса. Главное, не переборщить!
Но самым главным на уроке я считаю текст, пусть это будет цитата, пословица, поговорка, притча, главное, чтобы ребёнок не просто при случае вспомнил, а взял её для жизни. А учитель применил целесообразно. Поэтому на первое у нас сегодня - текст со специями. + - V ?
Диаграмма сравнения:
ТИПКОЯЖ
Не менее важным является умение учащихся работать со справочным материалом, инструкциями, чего, как правило, русский человек, делать очень не любит. Приходится этому учить.
Здесь на помощь приходит лучшая для учителей технология - технология развития критического мышления через чтение и письмо:
А для этого эффективно работать в группах. Учимся договариваться, распределять роли, приходить к единому мнению.
Я предлагаю вашему вниманию «Притчу о соседях».
Притча о соседях. Прочитать в лицах.
Купил человек себе новый дом — большой и красивый, с большим плодоносящим садом. А рядом в стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то ещё какую гадость натворит.
Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там — ведро с помоями. Он взял ведро, помои вылил, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, спелых и вкусных яблок и пошёл к соседу.
Сосед, услышав стук в дверь, злорадно подумал: «Наконец-то я достал его!». Открывает дверь в надежде на скандал, а человек протянул ему ведро с яблоками и сказал:
— Кто чем богат, тот тем и делится!
И пишу только 1 слово. Мы слушаем ответы.
ТИПКОЯЖ. (и подобных этому слову у нас великое множество: НУПОВОЛОВ, НАВЗАО, ДОСИЗА)
А чудодейственные рифмовочки:
Кое, либо, то, нибудь, чёрточку ты не забудь
А частицы же, ли бы –
Ты раздельно их пиши!
Диаграмма сравнений.
+ - V ?
Слушаем группу.
Воздушный салат. Часто на уроках мешает воспринимать информацию неправильное произношение слов. И здесь на помощь приходят проверенные и выверенные рецепты: эффективным приёмом для моих учеников является составление стихотворных рифм. Стихотворный ритм поможет запомнить правильные ударения в трудных словах.
КаталОг
КвартАл
ДоговОр
ДоговОры
В Акте
Подпись
Роспись
Подкрепившись знаниями по орфоэпии, ученики приобретают уверенность и рвутся с правильным русским словом в бой.
Для уроков русского языка и литературы Вертушка общения. «Оптимисты», «Пессимисты», «Реалисты».
- Какое отношение имеет «вертушка общения» к урокам русского языка? Учит высказывать аргументировано свою точку зрения под разным углом, иногда «на ходу переобуваться». Главное, шлифуется слог. Учимся поддерживать друг друга в трудной ситуации. Что? Попробуем?
Приглашаю на игру. Это и есть наше третье блюдо.
А затем домашнее задание. Задайте вопрос к тексту и дайте развёрнутый ответ. А писать – то куда? Спросите вы. Хоть куда: можно в дневник, можно в мой мир, можно на электронную почту, можно в контакт – везде найду.
А при чём тут календарь чудес? – может спросить пессимист. А при том, что только благодаря ему,.... (продолжите ответ) сосед почистил ведро и принёс из зелёного сада наливные яблоки. Дал зелёный свет всему доброму.
И ещё раз напоминаю, какие бы ингредиенты вы ни использовали, но без неё у вас ничего не получится...
Она ничего не стоит, но много даёт.
Она обогащает тех, кто её получает, не обедняя при этом тех, кто её одаривает.
Она длится мгновение, а в памяти остаётся порой навсегда.
Она создаёт счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей.
Конечно, это наша улыбка. Хорошее настроение способно любой урок сделать красивым. Спешите делать добрые дела!
Но всё-таки не забываем «Делу – время!». К сожалению, наше время подошло к концу. Надеюсь, что мои рецепты вам когда – нибудь пригодятся, не будут лежать на полочке. Если вы подробнее хотите узнать о моих рецептах – находите страничку НУМИ, зайдите на блог молодых учителей Брединского района. Там много полезной информации. Огромное спасибо моим помощникам!
Таким образом, формирование учебных универсальных действий создает условия для творческой самореализации личности, развития познавательных способностей и коммуникативных умений учащихся, их нравственного потенциала.
Задания группам.
Притча о соседях.
Прочитать выразительно текст.
Купил человек себе новый дом — большой и красивый, с большим плодоносящим садом. А рядом в стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то ещё какую гадость натворит.
Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там — ведро с помоями. Он взял ведро, помои вылил, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, спелых и вкусных яблок и пошёл к соседу.
Сосед, услышав стук в дверь, злорадно подумал: «Наконец-то я достал его!». Открывает дверь в надежде на скандал, а человек протянул ему ведро с яблоками и сказал:
— Кто чем богат, тот тем и делится!
1. ТИПКОЯЖ
Т (тема) -
И (идея) -
П (проблема) -
К(композиция) -
О(образ) -
Я(языковые средства) -
Ж (жанр) -
Притча о соседях.
Прочитать выразительно текст.
Купил человек себе новый дом — большой и красивый, с большим плодоносящим садом. А рядом в стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то ещё какую гадость натворит.
Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там — ведро с помоями. Он взял ведро, помои вылил, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, спелых и вкусных яблок и пошёл к соседу.
Сосед, услышав стук в дверь, злорадно подумал: «Наконец-то я достал его!». Открывает дверь в надежде на скандал, а человек протянул ему ведро с яблоками и сказал:
— Кто чем богат, тот тем и делится!
Диаграмма сравнений
Человек Сосед
2 группа. Составление стихотворных рифм:
КаталОг
КвартАл
ДоговОр
ДоговОры
В Акте
Подпись
Роспись
3. Вертушка общения.
1. Завистливый сосед портил настроение успешному соседу.
2. Сосед надеялся на скандал.
3. Человек ответил на зло добром.
Притча о соседях.
Прочитать выразительно текст.
Купил человек себе новый дом — большой и красивый, с большим плодоносящим садом. А рядом в стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то ещё какую гадость натворит.
Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там — ведро с помоями. Он взял ведро, помои вылил, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, спелых и вкусных яблок и пошёл к соседу.
Сосед, услышав стук в дверь, злорадно подумал: «Наконец-то я достал его!». Открывает дверь в надежде на скандал, а человек протянул ему ведро с яблоками и сказал:
— Кто чем богат, тот тем и делится!
Слова, в которых все звуки мягкиеСлова, образованные приставочным способомНУПОВОЛОВпримыканиеантитезаслова с чередующими гласными в корне слова
Ерёмина Любовь Викторовна, учитель МКОУ Брединской СОШ №1
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Ерёмина Л. В. Мои методические находки. Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/36686-moi-metodicheskie-nakhodki-formirovanie-universalnykh-uchebnykh-dejstvij-na-urokakh-russkogo-yazyka-i-literatury (дата обращения: 22.12.2024)- Английский язык в современном мире
- УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ КОМПЕТЕНЦИЙ В СИСТЕМЕ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- По каким критериям учитель рассаживает учеников за партами
- Воскресные школы на Урале
- Дешифрирование и виды дешифрирования
- Работа над малыми фортепианными формами на примере изучения «Багателей» Л. Бетховена
- Активизация познавательной деятельности учащихся и развитие интереса к предмету через деятельностный подход в обучении