статья Обновление содержания и форм воспитательной работы в условиях внедрения ФГОС
Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в Стандарте второго поколения определены результаты воспитания: чувство гражданской идентичности, патриотизм, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность и многое другое. В основе Стандарта лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России.
Концепция определяет:
• характер современного национального воспитательного идеала;
• цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи;
• систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации;
• основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
На основе концепции духовно-нравственного воспитания мною была разработана программа по внеурочной деятельности «Школа нравственности» для учащихся начальной школы, которая, по моему мнению, соответствует требованиям ФГОС в плане содержания и форм работы. Программа «Школа нравственности» представляет собой целостную систему духовно-нравственного воспитания и способствует осознанному восприятию и принятию обучающимися базовых национальных ценностей: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество; наука; традиционные российские религии; искусство и литература; природа; человечество.
Содержание программы направлено на развитие нравственного сознания личности, умения оценивать свое поведение с точки зрения нравственности, на формирование эмоциональной отзывчивости, умения осуществлять нравственный выбор.
Программа сочетает инновационные и традиционные формы работы: творческие и исследовательские работы и проекты, работу с художественной и краеведческой литературой.
Занятия проводятся в форме: тематических и познавательных бесед; тематических диспутов, дискуссий, круглых столов, творческих мастерских, экскурсий, коллективных творческих дел, социально-моделирующих игр, интерактивных путешествий и .т.п.
Изложение материала сопровождается теоретическими сведениями, письменными заданиями, вопросами на размышление, творческими заданиями на духовно-нравственные темы. Предлагаются не только упражнения, способствующие усвоению той или иной темы, но и обращается внимание детей на самооценку их собственных поступков. Такой подход позволяет детям обратить свое внимание на нравственную оценку современных явлений, собственную личность, осмыслить свои взаимоотношения с членами семьи, отношение к малой родине, и тем самым повысить потенциал своего духовно-нравственного опыта. Программа предполагает проведение занятий в форме живого диалога с детьми на актуальные для них темы, что повышает интерес и внимание учащихся, раскрывает их творческие способности; использование многочисленных приемов, повышающих продуктивность занятий. Рассматриваемые темы связаны с реальной жизнью детей, что позволяет им усвоить основные духовно-нравственные принципы бытия и следовать им в своей жизни.
Занятия рассчитаны на то, чтобы для ребенка стали естественными и органичными проявления великодушия, порядочности, благородства на основе живого и непосредственного включения ребенка в мир добрых отношений и добрых дел. Использование в учебном процессе рассматриваемых материалов способствует тому, чтобы сокровища нашей духовной культуры стали для детей не только интеллектуальным багажом, знаниями, связанными с давно прошедшим временем, но и насущной потребностью, путеводителем в современном мире.
Для достижения метапредметных результатов (анализ, синтез, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей) в материалах программы содержатся задания, способствующие активизации интеллектуальной и творческой деятельности младших школьников.
Задания исследовательского характера позволяют детям учиться использовать различные способы поиска информации: в библиотеке, Интернете, а также расширить краеведческие знания.
Освоение программы «Школа нравственности» поможет учащемуся не только сформировать понятия о базовых национальных ценностях, но и развить творческие и исследовательские способности и навыки, что в условиях реализации ФГОС играет немаловажную роль.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Волкова Е. Н. Обновление содержания и форм воспитательной работы в условиях внедрения ФГОС // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/36820-obnovlenie-soderzhaniya-i-form-vospitatelnoj-raboty-v-usloviyakh-vnedreniya-fgos (дата обращения: 21.11.2024)- ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ В КОЛЛЕКТИВЕ В РАБОТАХ ЛЕНИНГРАДСКИХ ПЕДАГОГОВ
- Алкоголь – смертельный яд
- Роль уроков литературного чтения в становлении личности ребёнка
- Словарная работа
- Дидактическая игра как средство формирования коммуникативной компетенции младшего школьника
- Инновационные технологии в контексте ФГОС
- Современная образовательная среда как условие развития детской одаренности в начальной школе
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 4837 пользователей.
Отзывы