статья Культура учебного труда и поведения школьника
Родительский всеобуч.
Культура учебного труда и поведения школьника
Существуют нормы и правила, которые ребёнок должен выполнять, приходя в школу. Привычка своевременно приходить в школу, держать в порядке рабочее место, книги, тетради, привычка обращаться по имени к старшим, выполнять требования дежурных, прилично вести себя в коллективе, не бегать, не шуметь, не драться, не обзываться и т.д.
Эти навыки и привычки вырабатываются с первых дней пребывания в школе, однако они успешно закрепляются только тогда, когда родители и дома помогают детям следовать новым правилам поведения.
Некоторые родители считают, что ребята вырастут и всё наладится. Но, рассуждая так, они снова ошибутся: в воспитании нет мелочей. Эту истину выражает поговорка: «Посейте поступок, поведение – пожнёте привычку; посейте привычку – пожнёте характер; посейте характер – пожнёте судьбу».
Тест, который я вам предлагаю, дополнит ваше представление о себе как о воспитателе, поможет сделать выводы относительно проблем воспитания.
Считайте только количества ответов «могу». Можете ли вы:
- В любой момент оставить все свои дела и заняться ребёнком?
- Посоветоваться с ребёнком, невзирая на его возраст?
- Признаться ребёнку в своей ошибке, совершённой по отношению к нему?
- Извиниться перед ребёнком в случае своей неправоты?
- Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребёнка вывел вас из себя?
- Поставить себя на место ребёнка?
- Рассказать ребёнку поучительный случай из детства, предоставляющий вас в невыгодном свете?
- Всегда воздержаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребёнка?
- Пообещать ребёнку исполнить его желание за хорошее поведение?
- Устоять против детских просьб и слёз, если уверены, что это каприз?
- Если бы придумали робота-воспитателя способного воспитывать идеально. Смогли бы вы его себе купить на последние деньги?
- Можете ли вы требовать от ребёнка то, что сами иногда не выполняете?
Если вы на 8-12 вопросов ответили «могу» это значит, что ребёнок – самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением. Следите за постоянной линией поведения. Вы можете надеяться на хорошие результаты.
Если вы ответили «Могу» на 6-8 вопросов – забота о ребёнке для вас вопрос важный. Вы имеете способности воспитателя, но на практике их применяете непоследовательно. Порой вы очень строги, или же чересчур добры. Вам следует серьёзно задуматься над своим подходом к воспитанию ребёнка.
Если вы ответили «Могу» на 2-6 вопроса – У вас серьёзная проблема с воспитанием ребёнка. Вам недостаёт либо знаний, либо желания, стремления сделать ребёнка культурной личностью. Советую обратиться к психологам, специальной литературе.
Итак, продолжим беседу. Помним, что красной нитью разговора должна стать мысль о том, что личный пример родителей – это основное условие воспитания культуры у детей.
1. Пример для подражания: является своеобразным наглядным образом и необходим ребенку. Им могут быть воспитатель, родитель, знакомый взрослый или ребенок, литературный (сказочный) герой. Ребёнок учится этому, подражая взрослым. И при любых условиях надо учить вежливо, а не грубо.
2. Разъяснение: необходимо не только показать рассказ, но и разъяснять, как и почему следует поступить в той или иной ситуации.
3. Беседа: помогает выяснять уровень знания детьми норм и правил поведения.
4. Убеждение: убедить ребёнка в том, что такое хорошо, а что такое плохо. А чтобы воспитание вашего ребёнка происходило не урывками и эффективно, уделяйте им больше времени вечерами и в выходные.
5. Наказание: применяется крайне редко; наказание, приводящее к боли и физическому страданию, не используют. Наказать ребёнка можно, например: запретить детям играть в компьютерные игры, игры в телефоне, пользоваться планшетом, отказать в просмотре телевизионных программ, в покупке сладостей, игрушек.
Хочу остановиться на выполнении домашнего задания.
Главное назначение домашнего задания:
- воспитание волевых усилий ребенка, ответственности и самостоятельности.
Поощряйте своего ребенка за хорошо выполненное домашнее задание, хвалите его, радуйтесь его результатам, связанным с положительной отметкой.
- Помогайте ребенку в выполнении домашнего задания только в том случае, если он в этом нуждается.
- Не пытайтесь выполнять задание за своего ребенка. Формируйте у ребенка культуру умственного труда, интересуйтесь, какую дополнительную литературу можно использовать для качественного выполнения домашних заданий.
- Если вы считаете, что ваш ребёнок вполне самостоятельно справляется с домашним заданием, то необходимо осуществлять контроль по выполнению.
На приготовление домашних заданий рекомендуется затрачивать:
- в первом классе (со второго полугодия)- до 1 часу;
- во втором классе- до 1,5 часов.
- в третьем – до 2,5 часов.
-в четвёртом – до 3 часов.
Самостоятельность и ответственность формируется в семье, дома. Помощь и участие родителей в домашнем процессе учебы ребенка поможет сформировать целеустремленную, целостную личность. Поэтому, родителям важно заботиться о следующих моментах жизни своего подрастающего школьника:
— Домашнее задание. Многие родители с облегчением вздыхают, когда наступают школьные каникулы. Потому что так сложилось, что выполнение домашнего задания не приносит радости ни детям, ни родителям. Возможно ли, чтобы было по-другому? Можно попробовать эту ситуацию изменить. Хорошо вместе с ребенком придумать секретики, чтобы было интересно и не так сложно заниматься этим непростым занятием. Суть всех секретиков в привычке. Ведь когда привычка – это легко, а вот избавиться от нее трудно. Но для того, чтобы ее сформировать, необходимо постоянство в родительском контроле, их внимании и даже жертвенности своими прихотями ради блага ребенка.
Итак, 1-е условие - привычка. С самых первых шагов необходимо сформировать правильное отношение к этой сфере домашней жизни. Сразу же вместе с ребенком надо решить, что путей для отступления нет, эта работа – неотъемлемая часть жизни семьи, со временем это отношение к домашним урокам перейдет в привычку. А сначала родителям придется набраться терпения и твердости для того, чтобы сформировать у своего ребенка самоконтроль и самостоятельность, необходимые для дальнейшей учебы.
— Очень важное условие – точное время, то есть расписание. Родители должны определить оптимальное время для выполнения домашнего занятия. У ребенка должно быть время и на отдых, и на игру, и на прогулку.
2-е условие - добросовестность. Привычка заниматься и делать это добросовестно сформирует характер школьника и поможет ему добиться больших результатов в жизни. Даже если он не одинаково успешен по всем предметам, организованный человек с правильными привычками будет уметь преодолевать любые проблемы. Не рекомендуется родителям требовать совершенно безошибочной работы. От напряжения, страха неудачи и недовольства папы или мамы ребенок потеряет всякий интерес и увлеченность своей деятельностью.
3-е условие - серьезное отношение. Родителям важно выработать в себе привычку относиться к домашней учебе школьника как очень важному делу ребенка. Он должен чувствовать, что мама и папа уважают то, чем их дитя занимается. Ребенок должен знать, что у него есть дело, которое наравне с серьезными взрослыми делами.
Нужно постараться, чтобы ребенок получил максимум удовлетворенности от выполнения домашнего задания. Сначала лучше сделать легкие задания, которых у него получится больше, а это является стимулом для дальнейшего учебного труда. Также необходимо делать короткие перерывы с перекусами, веселыми физическими упражнениями; но не телевизором и играми, которые дезорганизуют ребенка, и ему будет трудно собраться для серьезного дела. Обычно при 45 минутной деятельности нужен перерыв от 5 до 15 минут.
4-е условие - проверка домашнего задания. Когда ребенок — ученик выполнил свою работу, старшим необходимо ее проверить. Это приучает школьника, с одной стороны, к отчетности, с другой, к осознанию важности того, что он делает. В — третьих, он привыкает к ощущению законченности. При проверке сначала надо реагировать не на недостатки, а на хорошие стороны работы.
5-е условие - похвала и ободрение – великий стимул для хорошей успеваемости школьника, поэтому в этом вопросе лучше «перегнуть», чем «недогнуть». Но в похвале надо быть объективными, хвалить за конкретные успехи, даже маленькие и незначительные на первый взгляд.
Будьте к своему ребёнку в меру добры и требовательны, если хотите чего-то добиться. Сохраните в себе всё хорошее и передайте это детям.
Нужно уметь сохранить чувство такта в процессе подготовки, не кричать и не срываться. Иначе настроение будет испорчено у всех.
В гневе мы теряем рассудок и обращаемся с детьми, как со своими врагами: кричим, унижаем. Но нужно помнить о том, что гнев порой слишком дорого обходится нам и нашим детям. Не отсюда ли маленькие беглецы из дома, замкнутость, испуг детей?
С сегодняшнего дня даже свой гнев выражаем не грубо и помним, что дети нам во всем подражают.
Школа – общественное место, где в одно время присутствует много ребят и происходит много конфликтных ситуаций. Учитель старается избежать и разрешить их, но не всегда это удаётся. Поэтому, если с вашим ребёнком что-то случается, а учитель не в полной мере сумел разобраться, – не задерживаясь, приходите в класс. Мы вместе попробуем справиться с проблемой.Ежедневный интерес родителей к учебной деятельности детей, к привитию навыков организованной умственной работы, обеспечит ребенку хорошее будущее. Важно не пропустить время закладки у детей интереса к познанию.
Спасибо всем за внимание к очень важной теме.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Сушко Г. П. Культура учебного труда и поведения школьника // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/36965-kultura-uchebnogo-truda-i-povedeniya-shkolnika (дата обращения: 24.11.2024)- Игровой подход в обучении детей английскому языку
- Вокально-хоровые упражнения с детьми в школе по внеурочной деятельности
- Формирование адекватной самооценки младшего школьнкиа
- Активизация речевой деятельности и развитие творческих способностей у обучающихся на уроках башкирского языка в условиях внедрения ФГОС
- Формирование нравственных качеств
- Антитерроризм детям
- Способы и приемы дифференциации