статья Формы проведения родительских собраний
Выйдя же в день тот из дома, Иисус сел у моря. И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу. И поучал их много притчами, говоря: вот, вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать. Кто имеет уши слышать, да слышит
Работая первый год в данной школе, основной задачей для меня, как классного руководителя, стало знакомство не только с учащимися, с их родителями, но и с особенностями микроклимата в семье, кругом общения ребят, степенью заинтересованности родителей в грамотном совместном формировании личности подростка. Родители должны понимать, что в стороне от этого процесса находиться нельзя. Это большая ответственность воспитывать молодое поколение, перед которым стоит задача чрезвычайной важности: стать не только сознательным и здоровым гражданином, но и обязательно - инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу, успешным в жизни.
Классное родительское собрание является важнейшей формой работы классного руководителя с семьей ученика, средством повышения эффективности учебно- воспитательного процесса. Однако для того, чтобы оно действительно выполняло свою роль, необходимо его правильно подготовить и провести. Многие родители жалуются на то, что в современной школе на собраниях обсуждают лишь организационные и материально- технические вопросы, собирая деньги с родителей.
Как сделать так, чтобы собрание было родителям интересно, полезно и носило познавательный характер? Как организовать работу по подготовке к родительскому собранию, чтобы в нем были задействованы все участники воспитательного процесса: классный руководитель, учителя – предметники, учащиеся и их родители? Как в процессе совместной деятельности влиять на формирование личностных качеств и социализацию подростка?
Чтобы отойти от стереотипа и чтобы родительское собрание выполняло главные свои функции, я придерживаюсь следующего плана:
1) обязательное знакомство родителей с содержанием и методикой учебно – воспитательного процесса в школе (характеристика используемых учебных программ, методов обучения, рассказ о проводимых внеурочных мероприятиях, факультативах, кружках и т.п.);
2) психолого – педагогическое просвещение пап и мам, которое может выражаться в информировании родителей об особенностях конкретного возраста, условиях успешного взаимодействия с детьми и т.д.;
3) планирование и обсуждение совместной с детьми деятельности (внеурочные мероприятия – конкурсы, экскурсии, походы и т.д.)
4) совместное решение организационных вопросов (питания, дежурства, дисциплины и других проблем).
Решая эти задачи, я использую как традиционные формы проведения собраний (лекции, беседы с привлечением различных специалистов, работа по группам для обсуждения важнейших вопросов ...), так и пробую применять на практике и другие нетрадиционные формы.
На традиционных формах я сегодня останавливаться не буду, так как мы их все успешно применяем, попытаюсь осветить проводимую работу с использованием некоторых нетрадиционных формам.
Первое классное родительское собрание имеет чаще всего организационный, например, характер. Чтобы вывести родителей на диалог я в своей практике пользуюсь психологическими тестами, например, «Знаете ли вы своего ребенка», «Хороший ли вы родитель»...Проанализировав результаты и сопоставив их, перевожу разговор на существующие или возникающие проблемы классного коллектива. Большим подспорьем на этапе первого знакомства являются различные анкеты, на вопросы которых отвечают и учащиеся, и родители. Многие родители после сопоставления результатов выходят с предложением пригласить того или иного специалиста на родительское собрание в качестве лектора.
Выбор вида и формы последующих родительских собраний зависит от их тематики и от поставленных целей. например, в практике своей работы использую такую форму родительского собрания, как
родительский тренинг - целью данной формы является привлечение родителей к решению проблем, которые возникают у каждого ребёнка в отдельности. Здесь могут быть использованы анкетирование, творческие работы в виде создания моделей семьи, герба, подбора гимна семьи (из тех, которые они знают). Результат - обсуждение проблемы в кругу семьи, с ребёнком, или индивидуальная консультация с педагогом. ( «Законы семьи. Законы жизни класса») Например, первоначально, раз это 5 класс вырабатывали с кадетами Законы класса, выяснили, что законы должны быть и в государстве и даже в семье. Далее провела тренинг для родителей по выработке Законов семьи. Результат - обсуждение Законов в кругу семьи, с ребёнком. Оформление первой странички семейного альбома. ( «Законы семьи. Законы жизни класса»)
Собрание, проведенноё в форме дискуссии, явилось наиболее активной. Тема, затронутая на собрании, «Переходный возраст» явилась злободневной для родителей. Цель - привлечь внимание к внутреннему дискомфорту, который испытывает подросток в этот период развития, помочь родителям использовать правильные методы и приёмы воздействия, решения конфликтных ситуаций. Здесь были использованы приём решения педагогических ситуации, приём незаконченных предложений. Высказываясь и слушая других, родители начинают осознавать, что не только они «страдают» от этого переходного периода, но и сам ребёнок.
Форма круглого стола мною была выбрана для проведения собрания в третьей четверти. К этому моменту в нашем классном коллективе проявились вопросы по организации жизни класса, которые без помощи родителей решить оказалось сложно. Эти проблемы касались не только учебной деятельности, но и других составляющих частей. В частности организация поездок, проведение различных праздников, оформление каких- либо выставок... Недавно родители предложили завести «Книгу отзывов», в которую свои предложения, пожелания, замечания и вопросы родители записывают в течение года и на итоговом собрании вернуться к тем, которые остались без внимания.
Данная форма эффективна и при проведении тематических собраний.
В своей работе применяю современные мультимедийные технологии.
Мультимедиа - это представление объектов и процессов нетрадиционным текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука, т.е. во всех известных сегодня формах (multi- много, media - способы, средства). Здесь мы имеем два основных преимущества - качественное и количественное.
Качественно новые возможности очевидны, если сравнить словесные, описания картины, музыки или способов искусственного дыхания с непосредственным,аудиовизуальным представлением.
Количественные преимущества выражаются в том, что мультимедиа среда намного выше по информационной плотности, чем традиционные способы передачи информации. Вот почему «лучше один раз увидеть, чем миллион раз услышать». Поэтому ввожу в практику составление семьями для классного родительского творческого собрания электронных презентаций.
Презентация помогает воплотить в жизнь один из дидактических принципов — наглядность. Кроме того, создание презентации учащимися предполагает совместную деятельность с родителями по отбору содержания, выделению самого главного, составлению плана и пошагового рассмотрения отдельных составляющих, овладение приемами графического и дизайн оформления. Учащиеся стремятся оживить объекты, подобрать музыкальное сопровождение. В результате приобретаются навыки работы с компьютером и прививается информационная культура. Данная технология может использоваться при проведении любой формы собрания: творческих отчётов, собраний- «качели», концертах...и перечисленных формах. Особое внимание необходимо уделять оценке презентации . В процессе работы над проектами ребята и родители должны учиться самостоятельно оценивать свою творческую работу, понять свои сильные и слабые стороны, найти отличие и взять на вооружение интересные идеи, элементы дизайна, творческие находки, которые присутствуют в других работах
Заключительное собрание будет проходить в форме устного журнала с привлечением ребят. Страницы к данному журналу можно выбраны по желанию родителей, учащихся: филологическая, математическая, музыкальная... Но обязательно будет страница дискуссионная, где будут озвучены вопросы, которые не были решены в этом году, пожелания, рекомендации. И страница благодарственная, где, безусловно, всех «сотрудников» надо похвалить, поощрить, вселить веру в будущее, независимо от уровня участия. Здесь же будет проходить презентация семейных альбомов, которые заполнялись в течение года.
Для ребят необходимо публичное признание, одобрение их труда не только педагогами, но и родителями. Таким образом, принятие и поддержка являются необходимыми условиями развития творческой активности и совершенствования творческого потенциала учащихся.
Мои эксперименты с нетрадиционными формами и совместные поиски с родителями эффективных методов взаимодействия и сотрудничества привели к идее о необходимости организации родительских форумов. В электронном дневнике заходим в блог, обсуждаем возникшие вопросы и проблемы.
Использование в работе современных технологий и форм, позволяют мне сделать воспитательный процесс продуктивным и увлекательным, творческим и не трудоемким, а результат ярким, запоминающимся и эффективным.
А самый главный и приятный «плод» таких встреч - это, конечно же, достижения и успехи наших детей; это взаимопонимание с родителями и радость от общения с ними.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Арисова Е. Б. Формы проведения родительских собраний // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/37092-statya-formy-provedeniya-roditelskikh-sobranij (дата обращения: 15.11.2024)- Патриотическое воспитание через экологическое образование
- Психологические аспекты овладения навыком чтения
- Управленческий учет в банке
- Моя профессия – учитель
- Системно - деятельностный подход на уроках литературного чтения в технологии деятельностного метода как условие развития УУД в рамках ФГОС НОО
- Интерактивные методы развития критического мышления
- Патриотическое воспитание как педагогическая проблема
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 12637 пользователей.
Отзывы