статья Развитие творческих способностей учащихся
Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературного чтения
"Всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и учению. Ученик будет сгорать от нетерпения учиться, не боясь никаких трудов, если учитель сможет развить в детях интерес и творческий подход к учению".
В последнее время всё чаще бывает так, что нам, педагогам, неинтересно учить, а детям неинтересно учиться. Почему это происходит? Ответ связан с множеством проблем: это отношение к школьному обучению сегодня, положение учителя в обществе, давление дисциплинарно-авторитарной педагогики и просто нежелание детей учиться.
Также серьёзной проблемой школы является резкое падение интереса учащихся к русскому языку и, как следствие, снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично выразить свою мысль. И решить эту проблему нельзя, даже научив правильно написать слово или в нужном месте поставить запятую. Это лишь форма. А для нас важно то главное, внутреннее, что выражается через форму. Язык осуществляет общение между людьми, понимание одного человека другим, выражение части своего «я»: мысль, настроение, состояние, отношение к чему-либо. Поэтому главным в нашей работе является развитие творческих способностей и личности учащихся. Развитие образного мышления, являющегося основой творческих способностей учащихся, и формирование устойчивого нравственного поведения на уроках русского языка литературы – это процесс разностороннего развития личности, конечной целью которого должна быть подготовка к жизни.
Чтобы улучшить учебную мотивацию, развивать познавательный интерес учащихся к русскому языку и литературе, их творческую мотивацию, активизировать деятельность каждого, я ищу новые эффективные формы и методы обучения.
При выборе какого-либо метода, формы организации урока я стараюсь вносить элемент творчества, занимательности, новизны. Здесь детям приходится многое открывать как бы заново, выходя за рамки привычного понимания нашего предмета. Ведь многие понятия в русском языке остаются для ребят «мёртвыми», потому что мы, словесники, часто недооцениваем само слово, а тем более если это слово – грамматический термин. Поэтому, например, при изучении частей речи я обращаю внимание учеников на то, почему им даны именно такие названия: глагол, прилагательное, местоимения и другие. Вникая в смысл слова-термина, анализируя различные примера, школьники начинают понимать, что недаром глагол назван глаголом, а существительное – существительным. Подтверждение своим выводам они находят у В.И.Даля.
Невольно заставить детей размышлять, развивать в них творческое помогает мне использование на уроках элементов технологии критического мышления. Это способствует созданию живой ситуации на уроке. Например, в 4 классе в начале изучения «Члены предложения» я приношу в класс необычный, непонятный предмет, «нечто с другой планеты». Предлагаю детям задать столько вопросов, сколько, по их мнению, необходимо для того, чтобы получить максимально полную информацию о неизвестном предмете. И тогда звучат вопросы: что это? что он делает? какие у него свойства? где применяется? как? для чего? откуда? с чем? Каждый ответ рождает новый, более конкретный вопрос на уточнение. И если проанализировать все прозвучавшие и зафиксированные на доске вопросы, то можно увидеть, что все члены предложения: и главные, и второстепенные – в них отражены.
Далее классу даётся задание в одном предложении попытаться объяснить всё, что удалось узнать о незнакомом предмете. Обнаруживается, что у каждого – своё объяснение. Разбор предложений по членам, анализ вопросов, которыми связаны в нём слова, и сопоставление их с теми, что звучали в начале урока, даёт, на мой взгляд, ученикам понимание, зачем вообще нужны какие-либо члены предложения и зачем нужно учиться видеть и различать их в предложении.
Также на уроках мы с детьми открыли Школу писательского мастерства.
Из любого задания может получиться интересный писательский проект, что позволяет укрепить в ребёнке желание писать и выявить особенности стиля его письма. Вот некоторые задания.
- Открой словарь на первой попавшейся странице, выбери любые пять слов и напиши с ними сочинение-миниатюру.
- Наверняка сегодня по телевизору ты слышал о каком-то незаурядном событии. Придумай рассказ от имени участника.
-Найди какую-нибудь экзотическую точку на карте (чужая страна, город или маленькая деревушка). Пусть эта точка станет местом действия твоего нового рассказа или любой письменной работы.
- Напиши сказку для маленьких, где все действующие лица – продукты питания.
-Захвати с собой записную книжку и пойди на природу. Присмотрись к живому миру, напиши рассказ от имени зверька, птицы, насекомого.
На уроках литературы особое внимание я уделяю сочинениям малой формы, потому что они помогают мне осуществить связь обучения с жизнью, что также развивает образное мышление, формирует устойчивое нравственное поведение. Работая с такими сочинениями, школьники переносят в них свои знания о жизни, обогащенные опытом чтения литературы, используют умения и навыки, выработанные при анализе изучаемых произведения.
Таким образом, если уроки русского языка и литературы станут для каждого моего ученика источником вдохновения, временем самовыражения и раскрытия своих эмоций, поисков ответов на волнующие вопросы, то и личность школьника, его творческие способности будут только развиваться, потому что реализация собственной личности приносит человеку настоящее удовлетворение.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Тимакова Г. В. Развитие творческих способностей учащихся // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/37244-razvitie-tvorcheskikh-sposobnostej-uchashchikhsya (дата обращения: 14.11.2024)- Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках математики через применение занимательного материала
- Цифровизации в преподавании химии
- Пить или не пить
- Доклад Тақырыбы: Балабақшадағы музыкалық тәрбиенің маңызы
- Опыт работы здоровье сберегающих технологий в учебном процессе
- Нетрадиционные занятия: за и против
- Семья и ребенок: возрастная динамика отношений