статья Организация и методика проведения занятий по Основам безопасности жизнедеятельности в МАОУ СОШ №8 с УИМ и АЯ г. Боровичи Новгородская область
Организация и методика проведения занятий по Основам
безопасности жизнедеятельности в МАОУ СОШ №8 с УИМ и АЯ
г. Боровичи Новгородская область
Человек в процессе своей деятельности постоянно стремится улучшить условия существования, создаёт искусственную среду обитания, идёт по пути научно-технического прогресса.
Но это в свою очередь, наряду с положительными факторами приводит к возрастанию риска аварий и катастроф.
Не умение обеспечить безопасность жизнедеятельности в реальной окружающей
Среде ( природной, техногенной ) отрицательно влияет на здоровье человека и общества в целом.
Но каждый человек отличается своеобразием реакций на воздействие окружающей действительности. Поведение проявляется в индивидуально-своеобразных формах, причём отношение к действительности далеко не всегда выражается в адекватной форме.
Иногда образ поведения может быть привычкой поведения, приобретённой в определённых условиях жизни и воспитания.
Поэтому в своей работе особое внимание я уделяю изучению в рамках программы ОБЖ теме” Природные и техногенные аварии и катастрофы “.
Но практика показывает, что если при преподавании курса ОБЖ в общеобразовательной школе следовать только указаниям, которые рекомендованы типовой программой, особенно в среднем звене, у учеников пропадает интерес к предмету.
Построение тематического планирования и отбор дидактического материала с учётом введения регионального компонента ( в пределах Северо-Западного региона и Новгородской области ), позволяют обучающимся получить систематизированное представление о личном здоровье, об опасностях, о прогнозировании опасных ситуаций, об оценке влияния их последствий на здоровье и жизнь человека и о выработке алгоритма безопасного поведения с учётом своих возможностей.
Моё мнение, что только закреплённые навыки в поведении учащихся на конкретных, а не отдалённых примерах. Окружающей их действительности, помогут найти выход из трудной, угрожающей жизни ситуации.
В качестве показателей эффективности подхода к решению проблемы адаптированного поведения и воспитания личности могут быть использованы следующие характеристики:
- приобретение умений и навыков при действиях в нестандартных ситуациях
- способность адекватно реагировать на различные опасные ситуации
- выработка сознательного и ответственного отношения к личной безопасности
- способность анализировать различные сложные ситуации и принимать единственно правильное решение.
Система моей педагогической работы с учащимися преследует следующие цели:
- формирование у учащихся основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях, которые окружают их в повседневной жизни , об их последствиях для здоровья
- выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих
- приобретение способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных , угрожающих жизни условиях.
Исходя из этой цели , основная задача моей деятельности заключается в подготовке обучаемых к безопасному , адаптированному поведению в повседневной жизни , научить их самостоятельно мыслить и принимать решения.
Для реализации этой задачи в моих заданиях предусмотрено:
- обеспечение овладения учащимися знаниями , умениями и навыками в вопросах безопасного поведения их в повседневной , реальной жизни;
- построение содержания вопросов с учётом объективных и конкретных опасностей для жизни и здоровья людей;
- обеспечение комплексного воздействия на личность учащегося путём формирования у него навыков безопасного поведения не только в урочной , но и во внеурочной деятельности ( с использованием методики проведения деловых игр , Дня защиты детей , движение << Школа безопасности >>.
Логика построения учебных заданий направлена на то , чтобы ученики при ответах могли представить определённую систему следующего процесса :
а ) Опасность : от чего ждать беды , что грозит самому , окружающим , природе.
б ) Причина : от чего случилась или произошла беда , что способствовало реализации опасности.
в ) Последствия : какая беда , несчастный случай , травма , потеря здоровья и другие нежелательные явления произошли.
г ) Действие : что надо или не надо делать в ситуации . когда существует угроза жизни и здоровью.
Данная методика направлена на выработку у учеников безопасного алгоритма в любом виде деятельности
Вопросы в моих заданиях несут разную смысловую нагрузку. Часть вопросов задаётся с целью проверки знаний разнообразных факторов , цифр или иной конкретной информации , другие с целью сопоставления различных сведений и выбора из нескольких возможных вариантов единственно правильного решения.
Приводятся короткие , наводящие вопросы , позволяющие на основе имеющихся у учеников знаний постепенно подвести их к правильному ответу.
Кроме того , задаётся много ситуационных задач , которые позволяют учащимся анализировать различные ситуации , прогнозировать их последствия и принимать самостоятельные правильные решения. А так же задания , в которых требуется за ограниченное время принять решение по порядку и правильности действий в чрезвычайной ситуации на знакомом , конкретно существующем объекте
Для контроля усвоения материала после изучения каждой темы , мною разработана система диагностических заданий , в которой каждый вопрос состоит из двух частей
Для ответа на первую половину требуются общие теоретические знания по данной теме , а во второй предлагается как- бы осмыслить содержание этого вопроса , предложив детям найти ответ на него , исходя из проблемы своего региона.
Это позволяет увидеть проблему совсем рядом , ближе прочувствовать и более ответственно подойти к её решению.
Я считаю , что под воздействием такой методики :
- Дети научились предвидеть , распознавать и оценивать опасное влияние чрезвычайных ситуаций.
- Научились усваивать необходимый материал осознанно и без принуждения.
- У детей усилился интерес к предмету.
- развивается инициативность и самостоятельность.
- Вырабатывается сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих.
- Дети научились применять свои знания в нестандартных ситуациях.
2017г. Преподаватель — организатор ОБЖ МАОУ СОШ №8 с УИМ и АЯ
Шилов Николай Фёдорович
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Шилов Н. Ф. Организация и методика проведения занятий по Основам безопасности жизнедеятельности в МАОУ СОШ №8 с УИМ и АЯ г. Боровичи Новгородская область // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/38631-organizatsiya-i-metodika-provedeniya-zanyatij-po-osnovam-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti-v-maou-sosh-8-s-uim-i-aya-g-borovichi-novgorodskaya-oblast (дата обращения: 22.12.2024)- Использование компетентностно-ориентированных заданий
- Воспитание юного исследователя через занятия по краеведению
- Я - педагог нового формата
- Мастер и его ученики
- Педагог эксклюзивной школы: новый тип профессионализма
- Развитие творческих способностей у обучающихся детской хореографической студии Виктория
- Урок музыки как школьный предмет и урок искусства
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 9549 пользователей.
Отзывы