Для подтверждения авторства введите
e-mail, указанный при добавлении материала.
На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования

статья Статья о роли воспитания

На современном этапе общество поглощено проблемами рыночных отношений, нестабильностью  экономики,  политическими  сложностями,  которые  разрушают социальные  связи  и  нравственные  устои.  Это  ведет  к  нетерпимости и ожесточению людей, разрушает внутренний мир личности. Именно поэтому  школа, решая задачи воспитания, должна опереться  на   разумное  и  нравственное  в человеке,  помочь  каждому   воспитаннику   определить   ценностные   основы собственной   жизнедеятельности,   обрести   чувство   ответственности    за сохранение моральных основ общества. Этому поможет нравственное  воспитание, органически вплетенное в учебно-воспитательный процесс  и  составляющее  его неотъемлемую часть. [4]

Недостатки   и   просчеты   нравственного   воспитания    обусловлены обострившимися  жизненными   противоречиями.   Часть   школьников   поражена социальным инфантилизмом, скептицизмом,  нежеланием  активно  участвовать  в общественных  делах,  откровенными  иждивенческими  настроениями.  Отдельные ребята  страдают  бездуховностью  или  усматривают  ее  в   исключительности положения в обществе своих  родителей,  замыкаются  в  своем  исключительном круге общения. Своеобразной формой бездуховности,  обнищания  духа  является уход некоторых молодых людей от общества в субъективный  мир  или  состояние «балдения» под влиянием, спиртного, наркотических средств. Наиболее  опасной формой   безнравственного   состояния    некоторых    школьников    является нравственное  лицемерие,   практическое   использование   двух-трехстепенной морали: одна  внешняя,  показная  —  для  школы,  общественных  мероприятий; другая — для  дома,  для  семьи,  вводящая  в  заблуждение  родителей;  третья подлинная — для своего круга общения  и  для  себя.  На  виду  —  общественная активность, в душе — убежденность, что жизнь строится по  законам  жестокого эгоизма.

В связи с вышеизложенным, можно констатировать противоречие, имеющее место в школьной практике: между постановкой нравственного  воспитания в школе и обыденной жизнью, стихийными влияниями реальной  действительности на воспитанность учащихся.

Школьные образовательные учреждения не могут игнорировать поворот в сознании современного общества от духовных ценностей к материальным. В современном мире ребенок живет и  развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него в большей степени негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

Школа для ребенка  –  та адаптивная среда, нравственная атмосфера которой  обусловит  его  ценностные ориентации.  Поэтому  важно,  чтобы  нравственная   воспитательная   система взаимодействовала со всеми компонентами школьной жизни:  уроком,  переменой, внеурочной  деятельностью,  пронизывала   всю   жизнь   ребят   нравственным содержанием. [3]

Для нравственного воспитания важно, что взрослый является и организатором жизни ребенка, и объектом познания, реальным носителем тех моральных ценностей, к которым у ребенка формируется определенное отношение. Другими словами, взрослый сам выступает в качестве образца поведения и отношения к действительности. Чем идеальнее образец, тем выше гарантия достижения успеха в воспитании.

Русский народ всегда прославлял такие нравственные качества как:

- преданность Родине;

- любовь к своему народу;

- скромность;

- доброта;

- вежливость;

- правдивость;

- дружелюбие и др.

Нравственные качества личности формируются и проявляются в тесной взаимосвязи. Именно поэтому школа, решая задачи  воспитания,  должна  опереться  на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому  воспитаннику  определить ценностные   основы   собственной   жизнедеятельности,    обрести    чувство ответственности  за  сохранение  моральных  основ  общества.  Этому  поможет нравственное воспитание, органически вплетенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее его  неотъемлемую  часть.

Проблема взаимосвязи процессов развития и воспитания личности - одна из важнейших. Наш жизненный опыт уже позволяет увидеть разницу в понимании процессов "развитие" и "воспитание".

Воспитание – сознательная, специально организованная деятельность воспитателя с целью формирования определенных качеств и характеристик развивающейся личности. Задача воспитания – воздействуя на интеллектуальную, эмоционально-чувственную, волевую, поведенческую сферы личности, придать их развитию конкретную направленность.

Действительно, обстоятельное уяснение этого вопроса — дело весьма сложное, ибо чрезвычайно сложным и многогранным является тот процесс, который обозначает это понятие. Каким же образом можно подойти к его осмыслению?

Пытаясь более конкретно представить сущность воспитания, американский педагог и психолог Эдвард Торндайк писал: «Слову воспитание придают различное значение, но всегда оно указывает на изменение... Мы не воспитываем кого-нибудь, если не вызываем в нем изменений». Спрашивается: каким же образом производятся эти изменения в развитии личности? Как отмечается в философии, развитие и формирование человека как общественного существа, как личности происходит путем «присвоения человеческой действительности».

Поскольку указанный опыт порожден трудом и творческими усилиями многих поколений людей, это означает, что в знаниях, практических умениях и навыках, а также в способах научного и художественного творчества, социальных и духовных отношениях «опредмечены» результаты их многообразной трудовой, познавательной, духовной деятельности и совместной жизни. Но человек только через механизмы собственной деятельности, собственных творческих усилий и отношений овладевает общественным опытом и его различными структурными компонентами.

Процессы и результаты социализации имеют внутренне про­тиворечивый характер, так как в идеале социализированный че­ловек должен соответствовать социальным требованиям и в то же время противостоять негативным тенденциям в развитии обще­ства, жизненным обстоятельствам, тормозящим развитие его ин­дивидуальности. Так, нередко встречаются люди настолько социа­лизированные, фактически растворенные в социуме, что оказы­ваются не готовыми и не способными к личностному участию в утверждении жизненных принципов. В значительной степени это зависит от типа воспитания.

Воспитание в отличие от социализации, происходящей в ус­ловиях стихийного взаимодействия человека с окружающей сре­дой, рассматривается как процесс целенаправленной и сознатель­но контролируемой социализации (семейное, религиозное, школь­ное воспитание). И та, и другая социализация имеют ряд разли­чий в разные периоды развития личности. Одно из самых суще­ственных различий, имеющих место во всех периодах возрастного развития личности, — это то, что воспитание выступает своеоб­разным механизмом управления процессами социализации.

В силу этого воспитанию присущи две основные функции: упорядочивание всего спектра влияний (физических, социальных, психологических и др.) на личность и создание условий для ус­корения процессов социализации с целью развития личности. В соответствии с этими функциями воспитание позволяет преодо­леть или ослабить отрицательные последствия социализации, придать ей гуманистическую ориентацию, востребовать научный потенциал для прогнозирования и конструирования педагогиче­ской стратегии и тактики.

Семейное воспитание.

Целью семейного воспитания является формирование таких качеств и свойств личности, которые помогут достойно    преодолевать    трудности    и    преграды,    встречающиеся на жизненном пути. Ведь жизнь полна неожиданностей.  Развитие интеллекта и творческих способностей, познавательных сил и первичного опыта трудовой деятельности, нравственных и  эстетических начал,  эмоциональной культуры и физического здоровья детей - все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет главную цель семейного воспитания.

Семейное воспитание - это такой процесс взаимодействий родителей и детей, который непременно должен до­ставлять удовольствие как той, так и другой стороне.

Определенный педагогический опыт есть у каждого т.к. на воспитание собственных детей переносится опыт, усвоенный с детства от своих родителей, от бабушек и дедушек. Все самые важные процессы начального воспита­ния происходят в семье - все начинается с раннего детства.

Воспитательный процесс в семье не имеет границ, на­чала или конца. Родители для детей - это жизненный иде­ал, ничем не защищенный от детского пристального глаза. В семье координируются усилия всех участников воспита­тельного процесса: школы, учителей, друзей. Семья создает для ребенка ту модель жизни, в которую он включается. Встречается немало хороших семей, сознающих эту высо­кую родительскую миссию. Влияние родителей на соб­ственных детей должно обеспечивать их физическое со­вершенство и моральную чистоту. Каждый ребенок не­вольно и неосознанно повторяет своих родителей, подра­жает папам и мамам, бабушкам и дедушкам. Именно дети несут в себе заряд той социальной среды, в которой живет семья. [1]

В современных условиях, когда идет бурная пере­стройка политического и социально-экономического укла­дов жизни общества и государства, система семейного воспитания претерпевает значительные изменения. Она еще не получила глубокого научного анализа, но на уровне фактов уже приходится отмечать, что разрушение семьи в традиционном понимании продолжает нарастать. И при­чин тут много. Школьные учителя должны быть заинтересованы в оказании помощи молодым роди­телям в овладении содержанием и организацией воспита­ния детей в семье, вооружении их знаниями и умениями воспитательного воздействия, в педагогическом просвеще­нии родителей, установлении между школой, родителями и учителями союзнических взаимоотношений. [1]

Религиозное воспитание.

В настоящее время в Российском образовании идет активный инновационный процесс, ориентированный на внедрение этнокультурных традиций и национально-культурного опыта в современную педагогическую систему.

В процессе религиозного воспитания верующих индивидам и группам целенаправленно и планомерно внушаются (индоктринируются) мировоззрение, мироощущение, нормы отношений и поведе­ния - соответствующие вероучительным принципам определенной конфессии (вероисповедания).

Религиозное воспитание осуществляется священослужителями; верующими агентами социализации (родителями, родственниками, знакомыми, членами религиозной общины и пр.); педагогами конфессиональных учебных заведений (как основных - средних школ, колледжей и пр., так и дополнительных - воскресных школ, библейских кружков и др.), средствами массо­вой коммуникации, находящимися под контролем религиозных организаций.

В основе религиозного воспитания лежит феномен сакрализации (от лат. sacrum - священный), т.е. наделения явлений окру­жающей действительности священным содержанием, придания божественного смысла обыденным мирским процедурам через их обрядовое освящение.

Выделяют два уровня религиозного воспитания - рациональный и мистический.

Рациональный уровень включает в себя три основных компонен­та - информационный, нравственный и деятельностный, содержа­ние которых имеет конфессиональную специфику. Так, в право­славии информационный компонент - это тот объем знаний, ко­торый воспитуемые получают по истории церкви, богословию, догматике, священной истории; нравственный - научение воспитуемых преломлению собственного опыта через требования хри­стианской морали; деятельностный - участие в богослужениях, церковное творчество, дела милосердия.

Мистический уровень тесно связан с рациональным, и его мож­но охарактеризовать лишь настолько, насколько он в нем прояв­ляется. Мистический уровень в значительно большей степени, чем рациональный, имеет специфический характер в различных кон­фессиях. Например, мистический уровень православного воспи­тания определяют следующие моменты - подготовка и участие в церковных таинствах, домашняя молитва, воспитание чувства благоговения и почитания святынь. [5]

В процессе религиозного воспитания используются различные формы, многие из которых аналогичны по внешним признакам формам социального воспитания (урочная система, семинары, лекции и пр., клубы для различных групп верующих, праздничные мероприятия, любительские хоры, оркестры, экскурсии и т.д.), но приобретают сакральный смысл, наполняясь специфическим для религиозного воспитания содержанием. [2]

Во всех подходах к воспитанию педагог выступает как актив­ное начало наряду с активным ребенком. В связи с этим возни­кает вопрос о тех задачах, которые призвана решать целенаправ­ленная социализация, организатором которой является педагог.

Наибольшую эффективность воспитания обеспечивает такая его организация, при которой цель воспитания превращается в цель, близкую и понятную воспитаннику. Именно единством целей, сотрудничеством при их достижении характеризуется современный воспитательный процесс.

Чем больше по своему направлению и содержанию совпадают влияния организованной воспитательной деятельности и объективных условий, тем успешнее осуществляется формирование личности.

Сложность воспитательного процесса состоит в том, что его результаты не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживают себя, как, например, в процессе обучения.

Воспитательный процесс отличается длительностью. По сути, он длится всю жизнь. Считаю, что школьное воспитание оставляет наиболее глубокий след в сознании человека, потому что нервная система в молодом возрасте отличается высокой пластичностью и восприимчивостью.

Православное воспитание и образование испытано многовековым опытом русского народа, засвидетельствованным нашими святыми, лучшими людьми Русской земли. Оно сформировало великий народ, создавший могучее государство, великую культуру и литературу, особый неповторимый строй душевной жизни.

Нравственная жизнь невозможна без пробуждения совести и присущего душе человеческой чувства греха, без научения различать добро и зло, без борьбы со злым началом в себе самом. И если удастся детям привить хотя бы начальные навыки религиозной мысли и научить их проникать чуть глубже поверхности текста -  значит, знакомство с библейскими отрывками смогут принести пользу даже неверующим детям.

Необходимо совместными усилиями глубже уяснить традиционные основы образования и воспитания в России и возможность их приложения в современных обстоятельствах жизни, попытаться создать концепцию и программу духовного просвещения России.

Процесс школьного воспитания — это процесс непрерывного, систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников. Заблуждаются воспитатели, полагающие, что одно яркое «мероприятие» способно изменить поведение ученика. Необходима система работы, освещенная определенной целью.

Список литературы:

1.     Агафонова А. Практика по общей педагогике. – СПб.: Питер, 2003. – 416 с.

2.     Алексий II. Духовное образование и духовное воспитание // Православное слово. – 2001. - № 11. – С.1.

3.     Кузькин Николай Петрович. Инновации в управлении современной школой : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Саратов, 2004 168 c. РГБ ОД, 61:04-13/2244

4.     Левчук Д.Г., Потаповская О.М. Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи России: комплексное решение проблемы. М.: Издательство "Планета 2000", 2002

5.     Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М.: Академия, 1999. – 184 с.

Раздел: Статьи на образовательную тематику
Скачивая материал, я соглашаюсь с условиями публичной оферты.
  Скачать статью (66.50 kB)
Автор:
учитель математики МБОУ "СОШ №120" города Барнаула Алтайского края
Дата публикации: 25.01.2017
© При использовании материала ссылка на автора и сайт обязательна!
  Получить выходные данные
  Внести правки в свой материал

 Выходные данные (библиографическая ссылка):

Капустина В. А. Статья о роли воспитания // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/38710-statya-o-roli-vospitaniya (дата обращения: 21.11.2024)
  Скачать сертификат о публикации
  Заказать рецензию на публикацию