статья Развитие речи учащихся коррекционного класса как условие успешной социальной адаптации
Обобщение методической темы
Развитие речи учащихся коррекционного класса
как условие успешной социальной адаптации.
Родыгина Галина Павловна
учитель муниципального казённого общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы с. Среднеивкино
Верхошижемского района Кировской области
Дар речи - великое счастье человека. Любить свой язык, хорошо знать его, уметь пользоваться им – это обязанность и радость человека. Эту радость должны испытать и получить и учащиеся коррекционной школы.
Проблема подготовки учащихся к жизни выступает как главная. Одна из основных частей этой проблемы – формирование речевой культуры учащихся.
Меня волнует практическая сторона – как организовать работу по развитию речи, какие виды упражнений дают более ощутимые результаты, какие методы и приемы можно использовать, как обеспечить индивидуальный и дифференцирующий подход в работе по развитию речи детей с ЗПР.
Серьезные недостатки наблюдаются у моих воспитанников в лексике:
- ограниченность, бедность словарного запаса;
- неправильное понимание слов и неточное их использование.
Еще сложнее протекает процесс овладения синтаксической стороной речи:
- малая распространенность предложений;
- пропуск слов, словосочетаний, необходимых для построения фразы;
- редкое использование сложносочиненных и сложноподчиненных предложений;
- нарушение связи слов в предложении;
- нарушение порядка слов.
Для того, чтобы учащиеся более успешно овладели языком, необходимо обучение грамматике и правописанию тесно связать с развитием речи учащихся, с развитием их логического мышления.
Конкретные задачи по развитию речи:
1 Изучение речевого развития учащихся;
2 Отработка произносительных навыков;
3 Уточнение, обогащение и активизация словарного запаса;
4 Развитие умения грамматически правильно оформлять предложения;
5 Коррекция недостатков и развитие диалогической и монологической форм устной речи;
6 Выработка умения связно и логично излагать свои мысли в письменной форме.
За годы работы с классом я освоила разные методы и приемы формирования речевых навыков учащихся.
Словарный диктант с комментированием.
Свободный диктант.
Обнаружение ошибок в тексте.
Исключение лишнего.
Найди слова.
Найди отличия.
Заметь все.
Загадки и головоломки.
Использую правила в стихах. (Если знаешь части слова, то напишешь их толково. Если буква гласная вызвала сомнение, ты немедленно ее ставь под ударение.)
В помощь детям я составила «раскладушки», которые включают материал по разделам, например, «Имя существительное» - склонение, падежи, правописание окончаний и т.д. Использую на уроках полностью или выборочно в качестве опоры.
Разделяю изучение нового материала на отдельные смысловые части. В паузах работаю над новыми терминами (так за счет многократного, вариативного повторения новых терминов формируется активный и пассивный словарь учащихся), провожу физкультминутки, предлагаю сделать записи в тетрадях, проверяю с помощью вопросов усвоение изученной части учебного материала.
Особое внимание уделяю конкретизации и трактовке понятий, фактов, установлению причинно-следственных связей. Активно применяю приемы сравнения, сопоставления, анализа, обобщения. Например, выписать из текста только имена существительные и доказать правильность выбора.
Продолжаю формировать навыки работы с учебником. Применяю такие виды работ, как комментированное чтение учебника, чтение вслух отдельных абзацев; устные ответы на вопросы, нахождение ответов в тексте учебника на вопросы учителя, анализ и постановка вопросов к тексту. Работу с учебником провожу в сочетании с наглядными методами обучения, беседой по прочитанному.
На уроках СБО формирую и развиваю активную речевую практику в условиях специально разработанных речевых ситуаций в форме речевого тренинга. Использование игровых форм организации урока с опорой на спонтанный опыт и создание образцов речевых конструкций и действий в общении наиболее эффективно, так как именно игровые моменты позволяют привлекать внимание детей к речи; ее эмоциональным компонентам, адекватному восприятию их содержания, ответным реакциям.
Слово является основной единицей языка. Выступая изолированно, оно выполняет, прежде всего, номинативную функцию – называет конкретные предметы, действия, признаки, чувства человека, общественные явления и отвлеченные понятия. Организуясь грамматически в предложения, слово оказывается тем строительным материалом, с помощь которого речь приобретает возможность выполнять коммуникативную роль.
Л.С. Выготский определял слово как единицу не только речи, но и мышления. Обосновывая данный тезис, он ссылается на то, что значение слова есть обобщение, понятие. В свою очередь всякое обобщение не что иное, как акт мысли. Таким образом, в слове представлено единство мышления и речи. Рассматривая взаимодействие данных психических процессов, Л.С.Выготский отмечал, что «мысль не выражается, но совершенствуется в слове», т.е. мысль развивается, совершенствуется только тогда, когда облекается в слова. Это дает право утверждать, что слово выполняет и когнитивную (познавательную) функцию, т.к. развитие словаря ведет к формированию не только мышления, но и других психических процессов.
Вот почему работа над словом имеет серьезное значение для коррекции и развития психики детей с ЗПР, для более успешного включения их в сферу общения с окружающими.
Эффективность решения задач развития речи учащихся зависит от определенных условий, которые влияют на осуществление речевой коммуникации вне зависимости от того. Протекает она в устной или письменной форме, в присутствии собеседника или без него. Основными условиями являются содержание и потребность говорить. При отсутствии этих условий, т.е. тогда, когда ребенку не о чем говорить или он не испытывает желания выразить свои мысли и чувства, формирование речи становится практически невозможным. В связи с этим первым методическим условием формирования речи считаю уточнение и обогащение учащихся о предметах и явлениях окружающего мира. Второе условие – повышение заинтересованности ребенка в речевом высказывании. И третье – обеспечение их высказываний необходимыми языковыми средствами. Выполнение этого условия заключается в обязательной подготовительной работе, которая должна помочь школьникам овладеть нужным «строительным» материалом: словами, словосочетаниями, предложениями.
Играя, соревнуясь, выполняя разнообразные практические задания, мои ученики осмысливают значимость правильной речи для понимания друг друга, для передачи информации, преодолевают речевую замкнутость, учатся самостоятельно выражать свои мысли.
Литература
1 А.К.Аксенова Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе. - М.: Владос, 2002.
2 А.Г.Зикеев Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений. – М.: «Академия»,2000.
3 А.Г.Зикеев Практическая грамматика на уроках русского языка. – М.: «Владос»,2003.
4 Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 – 9 кл.:/Под ред. В.В.Воронковой. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2011.
5 В.В.Лайло Повышение грамотности и развитие мышления. – М.: Дрофа, 2001.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Родыгина Г. П. Развитие речи учащихся коррекционного класса как условие успешной социальной адаптации // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/39263-statya-razvitie-rechi-uchashchikhsya-korrektsionnogo-klassa-kak-uslovie-uspeshnoj-sotsialnoj-adaptatsii (дата обращения: 21.11.2024)- Активизация познавательной деятельности учащихся 5 – 6 классов на занятиях ОБЖ через применение нестандартных форм проведения урока
- Профилактика аутоагрессивного поведения детей
- Инклюзивное обучение иностранным языкам
- Организация групповой работы на уроках литературного чтения как средство развития коммуникативных УУД
- Дидактическая игра как средство формирования коммуникативной компетенции младшего школьника
- Криптография как наука
- Значительное видится на расстоянии
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 4179 пользователей.
Отзывы