статья Социальные представления педагогов о субъектах образовательного процесса в условиях модернизации системы общего школьного образования
Социальные представления как объект эмпирического исследования современной западноевропейской психологии (С. Московичи, Ж.-К. Абрик, и др.) достаточно широко рассматриваются и в отечественной литературе (Г.М.Андреева, А.И.Донцов, Т.П.Емельянова, П.Н.Шихирев, Е.В.Якимова). В данных работах раскрывается структура социальных представлений, описываются основные компоненты, функции, механизм возникновения [1, 2]. В отечественной социальной психологии выделены особенности представленияй как вторичного образа, даны характеристики представлений как регулятора социальных отношений (Б.Г.Ананьев, Л.М.Веккер, М.В.Гамезо, Ю.М.Забродин, Н.Д.Завалова, Б.Ф.Ломов, В.А.Пономаренко, Ф.В.Рубахин, В.В.Смирнов, С.Д.Смирнов, Е.Н.Сурков, П.Н.Шихирев) [3, 4, 5].
Изучение социальных представлений является в настоящее время одним из приоритетных направлений в социальной психологии, однако до сих пор оно не касалось такой сферы общественной жизни как среднее образование.
Особо стоит отметить происходящие сегодня изменения в системе российского образования, где реформы влияют и на представления о главных действующих лицах – ученике и учителе. Проблема определения основных структурных элементов социальных представлений об ученике и учителе у работников средних школ состоит в том, чтобы выделить такие элементы, которые, с одной стороны, определяют всю сущность системы образования, а с другой стороны, - соответствующие сегодняшним ориентациям участников образовательного процесса, то есть отражающие наиболее значимые для них ожидания на данном этапе модернизации системы среднего школьного образования.
Итак, можно сказать, что исследование социальных представлений происходит на пересечении двух линий - потребности в методологическом раскрытии содержания данного понятия и в рамках запроса, касающегося разработки прикладных исследований этого социально-психологического явления.
Таким образом, особую ценность и актуальность приобретают исследования социальных представлений о субъектах образовательного процесса у такой большой социальной группы как учителя средних образовательных учреждений.
Нами было проведено эмпирическое исследование, направленное на изучение содержательного наполнения социальных представлений педагогов общеобразовательных школ Алтайского края об учителе и ученике.
В исследовании приняли участие 60 педагогов 33-49 лет, имеющие стаж работы в средних образовательных учреждениях Алтайского края от 10 до 20 лет.
Были использованы следующие методы исследования: анкетирование, экспертный опрос, метод субъективного шкалирования; статистические методы обработки данных при помощи программы «SPSS Statistic 19.0».
Рассмотрим представления педагогов о реальном и идеальном ученике. Так, по результатам описательной статистики представлений педагогов о реальном ученике можно сделать вывод, что учителя характеризуют современного школьника как опрятного, симпатичного, общительного, имеющего проблемы со здоровьем, умного и сообразительного. Таким образом, в представлениях педагогов содержатся характеристики, описывающие как внешнюю сторону, так и интеллектуальную сферу ученика.
С целью изучения содержательной структуры социальных представлений педагогов о реальном ученике мы применили факторный анализ методом главных компонент. Так, в структуре социальных представлений педагогов о реальном ученике были выделены 7 факторов, объясняющих 100% дисперсии:
1) «Тактичный» (12,032; 27,982%): Тактичный (0,961), Добросовестный (0,934), Неуспевающий (-0,932), Агрессивный (-0,926), Правдивый (0,868), Серьезный (0,85), Отзывчивый (0,843), Дисциплинированный (0,757), Хулиганистый (-0,739).
2) «Практичный» (8,325; 19,36%): практичный (0,971), творческий (0,971), любопытный (0,967), разносторонний (0,786), целеустремленный (0,761), лидер (0,76), жизнерадостный (0,727), веселый (0,605).
3) «Предприимчивый» (7,526; 17,502%): предприимчивый (0,902), уверенный (0,729).
4) «С чувством юмора» (4,721; 10,979%): с чувством юмора (0,917), общительный (0,815), ленивый (0,813).
5) «Уставший» (4,521; 10,514%): уставший (0,845), вежливый (-0,799), активный (0,783), спокойный (0,761), обидчивый (0,677), хитрый (0,652).
6) «Молчаливый» (3,213; 7,473%): молчаливый (0,906), гуманитарий (0,754).
7) «Несимпатичный» (2,661; 6,189%): симпатичный (-0,934), благополучный (-0,851).
Таким образом, социальные представления педагогов о реальном ученике содержат в большей степени поведенческие характеристики (тактичный, практичный, предприимчивый, уставший, молчаливый и т.д.) Возможно, это связано с тем, что, имея достаточно большой стаж работы, педагоги уже смогли заработать уважение и авторитет среди учеников. Они тратят намного меньше сил и энергии на какие-то аспекты в работе учителя, на выполнение которых раньше приходилось тратить намного больше времени. Именно на этой стадии профессионализации педагог готов к освоению новых для себя типов деятельности. Он старается привлекать к своей деятельности больше учащихся. Однако привлечь всех к дополнительным занятиям практически невозможно. Поэтому в представлениях педагогов ученики делятся на так называемые две группы: те ребята, которые принимают активное участие в новых формах деятельности (предприимчивые, практичные и тактичные) и те, которые не проявляют желания к освоению чего-то нового (уставшие и молчаливые).
По результатам описательной статистики представлений педагогов об идеальном ученике можно сделать вывод, что на данной стадии учителя характеризуют идеального школьника как опрятного, хорошего, дисциплинированного, общительного, целеустремленного, активного, разностороннего, вежливого, жизнерадостного, отзывчивого, тактичного, правдивого и веселого.
По результатам факторного анализа в структуре социальных представлений педагогов об идеальном ученике были выделены 7 факторов, объясняющих 94,268% дисперсии:
- «Вежливый» (23,753; 55,24%): вежливый (0,916), сообразительный (0,861), умный (0,844), творческий (0,844), целеустремленный (0,82), жизнерадостный (0,821), серьезный (0,815), грамотный (0,815), тактичный (0,802), отзывчивый (0,802), правдивый (0,785), добросовестный (0,785), дисциплинированный (0,766), неуспевающий (-0,763), разносторонний (0,75), веселый (0,744), практичный (0,699), обидчивый (-0,684), с чувством юмора (0,667).
- «Симпатичный» (5,34; 12,42%): симпатичный (0,841), активный (0,808), благополучный (0,807), уверенный (0,807), спокойный (0,784),
- «Хороший» (3,662; 8,517%): хороший (0,969), опрятный (0,969), общительный (0,857), заносчивый (-0,841), ответственный (0,78), хитрый (-0,69).
- «Предприимчивый» (2,462; 5,726%): предприимчивый (0,83), с чувством юмора (0,697), любопытный (0,67), лидер (0,635).
- «Хулиганистый» (2,127; 4,945%): хулиганистый (0,936), коллективист (-0,705), гуманитарий (0,705), молчаливый (0,644).
- «Миролюбивый» (1,8; 4,186%): жадный (-0,869), агрессивный (-0,846).
- «Усидчивый» (1,391; 3,234%): непоседливый (-0,606).
Таким образом, в представлениях педагогов идеальный ученик характеризуется как вежливый, хороший, миролюбивый, усидчивый и симпатичный, но при этом в нем, по мнению учителей, должны проявляться такие качества как хулиганистость и предприимчивость.
Если сравнивать содержательную структуру представлений педагогов о реальном и идеальном ученике, то можно заметить, что такое качество как предприимчивость есть и в первом, и во втором случае. Данное обстоятельство, скорее всего, является отражением той социальной реальности, которая выдвигает требования к человеку уже на ранних стадиях его социализации, связанные с умениями извлекать выгоду из любых складывающихся жизненных ситуаций. Так, учителя не могут не отметить данное качество у своих учеников и вкладывают его и в их идеальный образ, что является, по мнению учителей, залогом будущего успеха молодых людей. В свою очередь, учителя в содержание идеальных представлений об учениках вкладывают и качества, отражающие специфику детского возраста – хулиганистость, миролюбивость, симпатичность, которые не присущи современным ученикам, по мнению педагогов. Возможно, это отражает наличие у педагогов определенного чувства сожаления по прошлому и отсутствие полного внутреннего принятия современных реалий.
Перейдем к рассмотрению социальных представлений педагогов о реальном и идеальном учителе. По результатам описательной статистики представлений педагогов о самих себе как о современных учителях можно сделать вывод, что реальный учитель представляется, как исполнительный, справедливый, отзывчивый, нравственный, сочувствующий, дисциплинированный, тактичный.
По результатам факторного анализа представлений педагогов, о реальном учителе были выделены 5 факторов, объясняющих 100% дисперсии:
1) «Исполнительный» (13,37; 33,425%): исполнительный (0,995), отзывчивый (0,995), сочувствующий (0,994), тактичный (0,994), начитанный (0,993), альтруист (0,853), получающий (-0,741), счастливый (0,732), спокойный (0,726), справедливый (0,641), дисциплинированный (0,641), нравственный (0,641), любознательный (0,641), уставший (-0,615).
2) «Профессиональный» (10,558; 26,394%): профессиональный (0,969), творческий (0,969), искренний (0,913), харизматичный (0,904), разносторонний (0,883), мягкий (0,883), заносчивый (-0,676), счастливый (0,675), талантливый (0,674), спокойный (0,639).
3) «Методически грамотный» (8,076; 20,19%): методически грамотный (0,925), интеллигентный (0,925), аккуратный (0,925), раздражительный (0,922), лаконичный (-0,801), требовательный (0,723), заносчивый (-0,69), поучающий (0,643), с чувством юмора (-0,638), ориентирован на всех (0,618), принципиальный (0,605).
4) «Амбициозный» (5,075; 12,687%): амбициозный (0,935), беззащитный (0,892), уверенный (0,877), оригинальный (0,877), талантливый (0,699), удачливый (0,694).
5) «Завистливый» (2,922; 7,304%): завистливый (0,875), великодушный (-0,817), традиционный (0,761).
Таким образом, социальные представления педагогов включают в себя характеристики связанные как с профессиональной деятельностью педагога (методически грамотный, профессиональный, исполнительный), так и характеристики активного целеустремленного человека (амбициозный). Возможно, это связано с тем, что с опытом для педагога на первое место начинают выходить именно профессиональные качества личности. Именно эти качества, по мнению педагогов, в общеобразовательном учреждении являются ведущими для эффективного процесса обучения и воспитания подрастающего поколения. Интересным также представляется тесное переплетение профессиональных качеств с личностными характеристиками педагогов, что нашло отражение в содержании каждого фактора.
По результатам описательной статистики представлений педагогов об идеальном учителе можно сделать вывод, что он характеризуется как любознательный, интеллигентный, справедливый, разносторонний, тактичный, методически грамотный, великодушный и профессиональный.
По результатам факторного анализа представлений педагогов об идеальном учителе были выделены 7 факторов, объясняющих 93,558% дисперсии:
- «Уверенный» (10,251; 25,629%): уверенный (0,961), удачливый (0,95), оригинальный (0,947), завистливый (-0,937), спокойный (0,933), искренний (0,823), счастливый (0,801), с чувством юмора (0,679), аккуратный (0,659), харизматичный (0,627), ведомый (-0,626).
- «Нравственный» (5,637; 14,092%): нравственный (0,891), великодушный (0,806), талантливый (0,767), творческий (0,752), требовательный (0,736).
- «Сочувствующий» (5,134; 12,835%): сочувствующий (0,951), принципиальный (0,808), раздражительный (-0,649).
- «Скромный» (2,988; 7,471%): заносчивый (-0,803), разносторонний (0,778), начитанный (0,735), мягкий (0,637).
- «Дисциплинированный» (2,836; 7,09%): дисциплинированный (0,915), исполнительный (0,768).
- «Уставший» (2,424; 6,059%): уставший (0,912), беззащитный (0,812), раздражительный (0,654),
- «Поучающий» (2,166; 5,416%): поучающий (0,766).
Таким образом, в представления педагогов идеальный учитель характеризуется как уверенный, нравственный, дисциплинированный, но при этом уставший.
Сравнивая содержательную структуру представлений педагогов о реальном и идеальном учителе школы, можно отметить тот факт, что при оценке реального учителя на первый план выходят все же профессиональные характеристики, а в идеальном образе учителя на первый план выходят личностные особенности. Скорее всего, это связано с жесткой необходимостью выполнения своих профессиональных обязанностей в условиях модернизации системы образования в современной школе несмотря ни на какие человеческие переживания или личностную окраску происходящих событий. В свою очередь в качестве желаемого учителя отмечают потребность в проявлении себя именно с личностной, чувственной стороны, где есть место, как уверенности, так и усталости.
Таким образом, по результатам проведенного эмпирического исследования можно сделать следующий вывод, что в условиях модернизации системы общего школьного образования социальные представления педагогов отражают их отношение к социальным событиям, оказывают регулирующее и направляющее действие на их поведение. Реформирование системы образования повлекло за собой изменение социальных представлений педагогов о субъектах образовательного процесса, отражающее существующие трудности у педагогов в процессе перестройки их профессиональной деятельности на новых инновационных основаниях. Вследствие чего возникает необходимость в разработке и проведении ряда мероприятий по психологической адаптации педагогов к новым условиям их профессиональной жизни.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Аверина Е. Д. Социальные представления педагогов о субъектах образовательного процесса в условиях модернизации системы общего школьного образования // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/3956-sotsialnye-predstavleniya-pedagogov-o-sub-ektakh-obrazovatelnogo-protsessa-v-usloviyakh-modernizatsii-sistemy-obshchego-shkolnogo-obrazovaniya (дата обращения: 15.11.2024)- Качество образования - залог успеха школы
- СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
- Особенности невербального общения и интернет-зависимости
- Стресс в учебном процессе
- Виды соединения пластиковых трубопроводов
- Модель построения предметно- пространственной среды с учетом требований ФГОС дошкольного образования
- Роль игры в коррекционном процессе в ДОУ компенсирующей и комбинирующей направленности
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 3257 пользователей.
Отзывы