статья Использование ИКТ на уроках географии как способ активизации познавательной деятельности
Использование ИКТ на уроках географии как способ активизации познавательной деятельности.
Айсанова Нелля Амербиевна, учитель географии
Использование современных образовательных технологий является необходимым условием достижения нового качества образования.
Современная школа должна не только сформировать у учащихся определенный набор знаний и умений, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Необходимым условием развития этих процессов является активизация учебно-познавательной деятельности. Важная роль в решении этой задачи отводится новым информационным технологиям.
Сейчас ни для кого не секрет, что академическая успешность школьника определяется и не столько его способностями, сколько желанием учиться, то есть мотивацией. Познавательные мотивы в самом широком смысле — это желание ребенка освоить новые знания или способы получения новых знаний.
Мониторинг (при проведении исследования был использован диагностический метод мотивации учения и эмоционального отношения к учению, основанный на опроснике Ч. Д. Спилберга (модификация А. Д. Андреевой 1987г.) показал, что познавательная активность у школьников развита недостаточно.
Эта проблема меня насторожила, и заставила о многом задуматься. Я вышла в Интернет на сайт «Сеть творческих учителей», изучила ряд литературных источников и увидела, что внедрение информационных технологий в образовательный процесс идет полным ходом. И решила попробовать ИКТ для активизации познавательной деятельности на своих уроках. И из всех примененных мною методов они оказались наиболее эффективными.
Использование информационных технологий существенно повышает качество образования, так как обеспечивает:
1) внедрение новых форм представления информации. Непосредственная, живая, или записанная предварительно мультимедийная информация, включающая не только текст, но и графические изображения, анимацию, звук и видеофрагменты;
2) расширение возможности школьной библиотеки. Возрастает объем и достижимость интеллектуальных ресурсов. Internet в сочетании с электронными каталогами библиотек обеспечивает доступ к гигантским собраниям информации, которая открыта вне зависимости от времени и расстояния;
3) применение новых форм учебных занятий. Использование компьютерных учебников повышает мотивацию учения школьников, выводит учителя на новый, современный уровень преподавания.
Информационно – коммуникативные технологии, применяемые на уроках географии, призваны направить внимание учащихся не на изучение разрозненных географических фактов, объектов и явлений, а на овладение способами работы с географической информацией, на формирование собственной аргументированной позиции, а также способствует созданию обстановки психологического комфорта.
Основные формы работы с ИКТ, применяемые мною на уроках географии:
Организации самостоятельной работы учащихся по географии вне школьных занятий.
Применение информационных технологий для расширения кругозора.
Выделяют следующие виды компьютерных программ:
учебные; тренажеры; контролирующие; демонстрационные; имитационные; справочно-информационные
В ходе урока ИКТ использую на всех этапах учебного процесса, в зависимости от цели и задач урока.
При изучении нового материала использую демонстративную программу, которая в доступной, яркой, наглядной форме представляет учащимся теоретический материал.
Уроки обобщающего повторения провожу в игровой форме (6-8) класс. Игры разрабатываю на основе собственно разработанного учебно-наглядного комплекса.
Результативность
Сравнение ЗУН учащихся, участвующих в эксперименте и обучающихся по традиционной системе (классы по способностям примерно одинаковые)
Класс, участвующий в эксперименте
6 Б,7 В , 8 Б, 9 Б,10 Б, В
Класс, обучающийся по традиционной системе. 6 В, 7 Б,8 В ,9 В, 11 Б,В
Качество знаний по предмету
ЗУН
76%
73%
76%
Владение картой
70%
65%
70%
Умение определять координаты
84%
80%
84%
Умение составлять план местности
74%
70%
74%
Умение составлять план местности
74%
70%
74%
и т. д.
Электронный носитель, содержащий визуальные и аудиальные средства обучения.
фотоизображение географических объектов по темам
технологические карты уроков (34)
контурная карта – тренажер.
Результат применения ИКТ на уроках географии.
Применение информационных компьютерных технологий на уроках географии позволило мне, не только облегчает усвоение учебного материала, но и дало новые возможности для развития творческих способностей учащихся:
- повысить мотивацию учащихся к обучению;
- активизировать познавательную деятельность;
- развивать мышление и творческие способности учащихся;
- формировать активную жизненную позицию,
- индивидуализировать учебный процесс за счет предоставления возможности учащимся как углубленно изучать предмет, так и отрабатывать элементарные навыки и умения;
- развивать самостоятельность учащихся путем выполнения заданий осознанно, а не списывая с доски;
- повысить качество наглядности в учебном процессе (презентации,
фрагменты видеофильмов, редкие фотографии, графики и т. д.);
- реализовать межпредметные связи географии с другими учебными предметами.
Широкое применение ИКТ при изучении большинства предметов даст возможность реализовать принцип «учение с увлечением», и тогда любой предмет будет иметь равные шансы стать любимым детьми.
Заключение.
В своей педагогической деятельности я использую ИКТ. Использование ИКТ на уроках, мне позволяет повысить качество обучения, сделать его динамичным, интересным, привлекательным для учащихся разного возраста. Внедрение в учебный процесс современных информационных компьютерных технологий обеспечивает единство образовательных, воспитывающих развивающих функций обучения.
Мультимедиа-технологии, на мой взгляд, одно из перспективных направлений инновации учебного процесса. Мною были освоены программы Microsoft: Power point, Word, Excel, Photoshop. Созданы презентации с помощью компьютерной программы Microsoft Power point. Они не требуют специальной подготовки и больших затрат. Презентации, созданные с помощью данной программы, при необходимости могут быть легко дополнены или переделаны. Кроме информации могут быть внесены динамические картинки, которые помогают понять суть явления или процесса, а также фильмы, демонстрирующие необходимые явления.
Используя ИКТ на своих уроках, я ставлю перед собой следующие цели:
Расширить кругозор учащихся, используя материал из разных источников информации. Учащиеся могут работать по группам, всем классом или индивидуально.
Дифференцировать урок, давая возможность детям с различными интересами и способностями выбрать нужный материал.
Активизировать познавательную деятельность учащихся – получить как можно больше информации за меньшее время.
Таким образом, компьютер – это, безусловно, современное средство обучения, позволяющее интенсифицировать учебный труд школьников, развивать их познавательную деятельность. Но для успешного внедрения этого современного средства обучения необходимо несколько обязательных условий. Во-первых, наличие достаточного количества компьютеров в школе (речь идет даже не о специальном кабинете информатики, а о компьютерах во всех предметных кабинетах). В настоящее время реальное обеспечение школ компьютерами оставляет желать лучшего. Даже нарушая санитарные нормы, мы не можем физически провести урок в полноценном классе с использованием компьютеров. Во-вторых, трудности в квалифицированной консультации. Отсутствие навыков работы с компьютером у учащихся (психологические трудности восприятия информации с дисплея). В-третьих, плохой выход в Интернет (трудность доступа, малая скорость), трудности приобретения новых программ, дисков.
Но, несмотря на все трудности, я считаю, за компьютерными технологиями большое будущее и для географии, как для школьного предмета, в особенности.
Список литературы.
1.Баринов А.С., Суслов В.Г. Компьютерные Издательский дом «Генжер», 2004
2.Баринова И.И. Современный урок географии, Часть 2: Методические разработки уроков с использование новых педагогических технологий обучения – М.: Школа-пресс, 2001
3. Баринова И.И. Современный урок географии, Часть 5: Методические разработки уроков по курсу «География России». 8 класс. – М.: Школа-пресс,2003
4.Ефимович О.Е. Использование компьютерной техники во время изучения географии. // география и основы экономики в школе. – 2003. -№5
5.Ильинский А.М. Использование информационных технологий на уроках географии. – М.: Родная Школа, 2004
6.Новенко Д.В. Новые информационные технологии в обучении // География в школе. – 2004. №5
7.Шульгина О.В. Возможности и проблемы использования компьютерных технологий в преподавании географии. //География в школе. – 2003. - №8
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Айсанова Н. А. Использование ИКТ на уроках географии как способ активизации познавательной деятельности // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/41055-ispolzovanie-ikt-na-urokakh-geografii-kak-sposob-aktivizatsii-poznavatelnoj-deyatelnosti (дата обращения: 15.11.2024)- Сравнение русской народной сказки «Иван-царевич и серый волк» и французской народной сказки «Лис-лисеныш»
- Что такое религия и какова ее роль в жизни общества
- Организация самостоятельной работы на уроках окружающего мира
- Авар мацlалъул ва литератураялъул дарсазда цlиял технологиял хlалтlизари
- Роль организованного досуга детей в профилактике правонарушений
- Правила поведения в толпе
- Почему я стал учителем