статья Приобщение детей к истокам народного творчества посредством искусства
Приобщение детей к истокам народного творчества посредством искусства.
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину,- задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит народ: "С молоком матери" ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, частушки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного декоративного искусства.
Наша цель – как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию. Разнообразные формы знакомства ребёнка с народной культурой позволят ему приобщиться к национальным традициям, испытать удовольствие от своих чувств. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества сложится для ребёнка образ Родины. Музыка и изобразительная деятельность являются эффективным средством разностороннего развития детей. Считаем важным научить ребёнка любить свою семью, родной город, дружить со сверстниками, гордиться своей Родиной, ее государственными символами, которые являются частью истории и культуры страны. Эти задачи мы ставим перед собой в работе с детьми, реализуя их через различные виды музыкальной и изобразительной деятельности.
Не секрет, что искусство вызывает яркий эмоциональный отклик. Наряду с традиционными произведениями на уроках музыки, изобразительного искусства и внеурочной деятельности, ребята получают более глубокие знания о русских традициях, праздниках.
Ведь именно ознакомление с произведениями народного творчества пробуждает в детях яркие образные представления о Родине, о её культуре, способствует воспитанию патриотизма, приобщает к миру прекрасного. Музыка, литература, изобразительная деятельность – это те виды искусства, которые наиболее близки и понятны детям. Они включают в себя фольклор, сказки, игры, танцы хороводы и т.д. Поэтому мы в своей работе серьезное внимание уделяем синтезу искусств.
В связи с этим мы использую различные формы и методы работы с детьми: праздники и развлечения, встречи в музыкальной гостиной, интегрированные уроки, в основе которых лежат литературные, музыкальные и художественные произведения отечественных авторов и произведения устного народного творчества.
Столкнувшись с незнанием детей народной культуры, мы задались вопросами: как донести до сознания детей красоту родного края, как научить их понимать народные традиции, с чего начать обучение?
Какими же средствами мы можем приобщить детей к истокам народной культуре на уроках изобразительного искусства и музыки?
Пение колыбельных, народных песенок, рассказывание сказок, использование пословиц и поговорок. Рассказывание легенд и преданий. Разучивание песен и танцев своего народа. Воспитание и уважение к родительскому дому. Сохранение и передача семейных традиций, реликвий. Бережное отношение к родной природе. Знакомство с художественными промыслами своего народа. Знакомство с обычаями и традициями своего народа. Знакомство с праздниками разных народов.
В школе созданы все условия для формирования и развития основ музыкальной и художественной культуры и творческих способностей детей. В наличии имеются записи произведений русского народного творчества, классических музыкальных произведений, музыки современных детских отечественных композиторов, их портреты, дидактические игры, изделия декоративно прикладного искусства, презентации по ознакомлению детей с народным творчеством, с русской природой, с народными обрядовыми праздниками. Методический материал нами постоянно обновляется и пополняется новыми разработками.
Свою работу мы строим поэтапно. С учётом индивидуальных возрастных особенностей детей. На первом этапе узнаем возможности детей. Для этого мы используем игровые технологии. Чтобы заинтересовать ребят и привлечь их внимание, на своих занятиях создаем игровые ситуации. Например, в гости приходят персонажи из русских сказок, которые играют с детьми, а дети выполняют их задания.
На своих уроках мы используем презентации. С их помощью дети знакомятся с народными праздниками, традициями и обычаями своего народа. Поэтому мы часто проводим интегрированные уроки музыки и ИЗО так же совместные мероприятия.
Использование мультимедийных презентаций позволяет детям познакомиться с традициями, композиторами, художниками своего края. Совершать виртуальные экскурсии. Успех приобщения детей к истокам народного творчества зависит от всего педагогического коллектива и конечно же от родителей. Поэтому, мы будем продолжать искать новые формы и методы работы, вовлекая родителей в совместную деятельность с детьми.
В дальнейшем мы хотим продолжить работу в этом направлении. Приобщать детей к истории и традициям своей малой Родины, её культуре. У нас много творческих идей и задумок в плане воспитания в детях чувства прекрасного, умения видеть красоту окружающих нас предметов, ценить и уважать труд русского народа.
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Файзуллина Г. Н. Приобщение детей к истокам народного творчества посредством искусства // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/44735-priobshchenie-detej-k-istokam-narodnogo-tvorchestva-posredstvom-iskusstva (дата обращения: 24.11.2024)- Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе
- Интегрированные занятия
- Системно - деятельностный подход на уроках музыки в контексте реализации ФГОС
- Педагогические и психологические аспекты общения воспитателя с детьми дошкольного возраста
- Как устроена система образования в различных странах мира
- Статья по самопознанию
- Мужской алкоголизм
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 1710 пользователей.
Отзывы