статья Первый учитель: кто он и каким должен быть
Учителя начальных классов — особый народ в учительской среде. Они занимаются самой деликатной, важной и ответственной работой: буквально за ручку переводят детей через бурный поток школьной жизни, в котором они оказываются, придя в первый класс. Только от любви учителя зависит, с каким багажом знаний и нравственных ценностей пойдет ребенок во взрослую жизнь.
Для каждого ребёнка, который приходит в школу, встреча с первым учителем – это прежде всего встреча с новым, особо значимым человеком, второй мамой. Эта встреча может помочь ребёнку стать хорошим человеком, обрести своё собственное лицо, уверенность в будущем, породить стремление подражать первому учителю, обращаться к нему в самые трудные или счастливые минуты своей жизни.
В нелёгких современных условиях существования российского образования учитель начальных классов отдает свои знания, силы, талант и свою любовь своим подопечным. И порой сложно бывает заниматься творчеством (а ведь только такой вид деятельности наиболее оптимален в работе с детьми). Учитель старается быть другом, ведь в начальной школе он является и классным руководителем.
Школа - это не здание и не учебные предметы, а лица , характеры, личности учеников. Учитель смотрит на своих учеников и ему кажется, что это не они пару лет назад с трудом находили дверь своего класса, не они путали звонки с урока и с перемены. Учителю необходимо знать, что он нужен своим ученикам здесь и сейчас, чтобы вселять в них уверенность в свои силы, просто улыбнуться всем и сказать: «Здравствуйте!
Важным условием в сохранении душевной близости с учениками является школьная атмосфера, психологический климат в классе. Ведь класс для ребёнка должен стать семьёй, где он чувствует себя равным среди других детей защищённым, где ему уютно и тепло. Роль учителя здесь ключевая и она огромна. Это учитель, как мать, наводит порядок, мирит драчунов, слушает и переживает с детьми их приключения, справедливо наказывает и жалеет.
Любовь учителя к детям должна быть без каких – либо условий. Любить ребенка, безусловно – значит любить его независимо ни от чего. Независимо от внешности, способностей, достоинств, недостатков, плюсов и минусов. Это, конечно, вовсе не означает, что учителю всегда нравится его поведение. Безусловная любовь означает, что любить ребёнка мы должны, даже если поведение его вызывает у нас неприятие. Особая сфера проявления коммуникативных способностей педагога – умение применять поощрение и наказание с целью воспитательного воздействия на ученика. Если поощрения и наказания справедливы, они стимулируют стремление воспитанника к успеху, к достижениям.
Не менее важный момент в общении с детьми: как бы учитель ни был занят, крайне необходимо выкраивать время на индивидуальное общение с ребёнком. Не должно быть в классе детей, с которыми учитель хотя бы 2-3 раза не разговаривал лично. Пусть даже это совсем не школьная тема разговора. Чтобы ребёнок мог в такие минуты сказать себе: «В эту минуту мой учитель только со мной, я для нее сейчас самый главный». Общение – одна из самых сложных сторон педагогического труда. Благодаря ему осуществляется главное действие в педагогическом труде: воздействие личности учителя на личность ученика. Воспитатель должен уметь организовать длительное и эффективное взаимодействие с учащимися.
Классный руководитель зачастую испытывает трудности в своей профессиональной деятельности из-за того, что его коммуникативные способности недостаточно развиты. В основе коммуникативных способностей лежит умение педагога познавать другого человека, познавать самого себя и адекватно оценивать ситуацию общения.
Умение познавать другого человека заключается в умении педагога оценивать ребёнка не только на основе первого впечатления. Педагог должен уметь разбираться в мимике и жестах ребёнка, анализировать с помощью наблюдения поведение ребёнка и связывать наблюдаемое с внутренним миром, мотивами и намерениями.
Учитель начальной школы одновременно преподаёт и воспитывает будущую личность. Ему нужно обладать недюжинными воспитательскими способностями. В психологической литературе способности классного руководителя определяются так:
-Способность правильно оценивать внутреннее состояние другого человека, сочувствовать и сопереживать ему /способность к эмпатии
-Способность быть примером и образцом для подражания.
-Способность вызвать у ребёнка благородные чувства, желание и стремление становиться лучше.
-Способность приспосабливать воздействия к индивидуальным особенностям воспитываемого ребёнка.
-Способность вселять в человека уверенность, успокаивать его, стимулировать к самосовершенствованию.
-Способность находить нужный стиль общения с каждым ребёнком.
-Способность вызывать к себе уважение, иметь авторитет среди детей.
Классный руководитель должен уметь «читать» не только ребёнка, но и себя в каждой ситуации общения. Взрослый должен попробовать увидеть себя со стороны и адекватно оценить себя в глазах окружающих. Умение правильно оценить ситуацию общения – это способность наблюдать за обстановкой, выбирать наиболее информативные её признаки и обращать на них внимание; правильно воспринимать и оценивать социальный и психологический смысл возникшей ситуации.
Большое значение для воспитателя имеют невербальные формы педагогического общения. Это значит, что педагог должен развивать в себе коммуникативные способности:
-умение вступать в контакт с незнакомыми людьми;
-умение предупреждать возникновение и своевременно разрешать уже возникшие конфликты и недоразумения;
-умение вести себя так, чтобы быть правильно понятым и воспринятым другим человеком;
-умение создавать возможность для другого человека в проявлении своих интересов и чувств;
-умение извлекать из общения максимум информации для себя.
Условия эффективного поощрения:
-Осуществлять поощрения систематически.
-Поощрение носит общий, а не индивидуальный характер.
-Поощрение не носит личной заинтересованности педагога в успехах ученика.
-Поощрение ориентирует воспитанника на сравнение своих результатов с итогами работы других ребят и на конкуренцию с ними.
Правила эффективного взаимодействия.
1.Воспитывая учащихся, надо делать то, что говоришь.
2.Педагог должен чётко ставить цели перед детьми.
3.педагогу необходима постоянная обратная связь с учениками.
4.С первых дней существования детского коллектива в нём нужно запустить механизм успеха. Классный руководитель должен уметь определить количество творческого напряжения для каждого ученика.
5.Педагог должен избегать резких суждений или устрашения, чтобы не манипулировать учениками.
6.Если дети делают что-то правильно или неправильно, им надо говорить об этом прямо, и при этом остерегаться расточать похвалу.
7.Все воспитательные мероприятия должны быть направлены на развитие детской инициативы, вдохновения и позитивного мышления.
8.Педагог должен быть терпелив.
9.Педагог не должен допускать высмеивания и саркастической констатации неудачности ребёнка.
10.Педагог не вовлекает «Эго» ребёнка в процесс познания.
11.Педагог старается, чтобы внеклассное мероприятие учило ребёнка ставить вопросы.
12.Педагог стимулирует самосовершенствование учащихся.
13.Педагог даёт возможность своим учащимся быть в роли учителя и воспитателя.
14.Педагог стимулирует игровое творчество. Игра даёт простор воображению и стимулирует развитие интеллекта.
15.Настоящий педагог любит своих учеников не на словах, а на деле. Это проявляется в девизе: « Если не умею, учусь сам. Если умею, учу других, совершенствую себя».
Выходные данные (библиографическая ссылка):
Дементьева А. Н. Первый учитель: кто он и каким должен быть // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL: https://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/44813-statya-na-temu-uchitel-nachalnykh-klassov-pervyj-uchitel-kto-on-i-kakim-dolzhen-byt (дата обращения: 21.11.2024)- Туған жерім – алтын бесігім
- История прокуратуры Костанайской области: начало образования – год 1936
- Прием скрайбинга как средство визуализации текстовой информации
- Обучение фонетике на уроках французского языка
- Способы формирования адекватной самооценки младших школьников на внеурочных занятиях духовно-нравственного направления
- Информационные технологии, как средство развития связной речи учащихся на уроках чтения и развития речи в коррекционной школе VIII вида
- Электронные таблицы Excel
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 2685 пользователей.
Отзывы